Тема 5. Взаимодействие некоммерческих организаций и государства в системе социального партнерства
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Становление III сектора в России относится к концу 1980-х годов, но и в настоящее время он все еще находится в стадии формирования.
Проблема социального партнерства является многослойной и складывается из взаимоотношений органов власти и бизнеса, бизнеса и населения, а также органов власти и населения. Субъекты социального партнерства состоят в сложных взаимоотношениях, регулируемых законодательством, традициями, практикой, интересами и т.п.
На практике субъектами взаимодействия могут выступать представители всех ветвей государственной власти и местного самоуправления, отдельные работники и их представители (профсоюзы), работодатели и их представители (союзы промышленников и предпринимателей), ведущие научные учреждения, общественные академии и учебные заведения, политические партии, социальные фонды, женские, молодежные, ветеранские организации и другие общественные объединения, средства массовой информации, а также граждане. В ряде случаев следует отнести к субъектам взаимодействия международные организации и их представителей, специалистов в области построения социального государства и системы социального партнерства.
Представители каждого сектора могут по-разному осознавать свою ответственность за участие в решении социально-экономических проблем. Они имеют разные возможности и ресурсы. Зачастую у них разные интересы и представления о самой природе социальных проблем. Тем не менее, несмотря на все различия и противоречия, сотрудничество необходимо, поскольку ни государство, ни бизнес, ни общественность не могут “в одиночку” преодолеть социальные проблемы общества. В промышленно развитых странах давно созданы и успешно действуют механизмы, обеспечивающие баланс интересов между участниками социального партнерства. В российской практике достичь подобного долгосрочного совпадения интересов субъектов системы социального партнерства не всегда удается. Чаще всего наблюдаются краткосрочные «социальные союзы», когда усилия и ресурсы трех секторов объединяются для достижения какой-то конкретной цели. Локальный характер современного российского социального партнерства обусловлен, прежде всего, тем, что оно пребывает в начале своего развития, и каждый из его субъектов находится в состоянии перманентной динамической трансформации. Кроме того, формирование системы социального партнерства в России осложняется:
- отсутствием достаточной и адекватной законодательной базы;
-высокой степенью экономического неравенства и несформированностью среднего класса, составляющего, как правило, костяк добровольцев третьего сектора;
- низким уровнем социальной ответственности всех групп и слоев общества в современных экономических, политических условиях при отсутствии свободного времени.
Тем не менее, интерес к расширению и укреплению сотрудничества, созданию и продвижению работоспособных механизмов взаимодействия, в настоящее время проявляется со стороны каждого субъекта социального партнерства. Представители российских деловых кругов начинают понимать, что для того чтобы быть успешным в бизнесе, уже недостаточно честно платить налоги, обеспечивать достойную заработную плату сотрудникам и доход акционерам. К ним приходит осознание своей социальной ответственности и необходимости вклада в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанного напрямую с основной деятельностью компании и выходящего за рамки определенного законодательного минимума [103]. Это позволило осенью 2003 г Российскому союзу промышленников и предпринимателей заявить о помощи государству в четырех направлениях: медицине, образовании, развитии жилищного и потребительского кредитования. По сути дела, бизнес становится активным участником в борьбе с бедностью, что является новой тенденцией не только в России, но и за рубежом. Признание российским бизнесом своей социальной ответственности стало серьезным шагом в построении отношений нового типа, более гармонизированных и доверительных.
Наиболее удачное схематичное отображение межсекторного социального партнерства представлено Якимцом В.Н.[128] (рисунок 1).
Рисунок 1 – Пространства двухсекторного и трехсекторного партнерства.
На данном рисунке цифрами соответственно обозначены: I – первый сектор (государство), II – второй сектор (бизнес), III – третий сектор (некоммерческий сектор). Наглядно из рисунка видно, что существует три двухсекторных пространства взаимодействия: бизнес – государство, бизнес – некоммерческий сектор, государство – некоммерческий сектор, а также пространство трехсекторного партнерства. Эти пространства существенно отличаются друг от друга по ряду параметров, однако для любого двух- или трехсекторного межсекторного взаимодействия характерно наличие одного и того же перечня так называемых функциональных полей [127](рисунок 2).
Рисунок 2 – Поля в пространстве межсекторного социального партнерства.
Пространство межсекторного взаимодействия характеризуется представленным набором функциональных полей, в многомерной вариации которых формируется и реализуется тот или иной вариант межсекторного социального партнерства [86].
Остановимся на краткой характеристике каждого функционально-значимого поля.
1. Поле идентификации субъектов взаимодействия — каждый участник процесса межсекторного партнерства идентифицирует себя в соответствии со своими ожиданиями, потребностями, возможностями в процессе выстраивания взаимодействия. Можно выделить параметры, в соответствии с которыми происходит идентификация участников межсекторного взаимодействия:
• стратегическое видение — представление о развитии всех секторов экономики;
• миссия — предназначение субъектов взаимодействия в локальном и глобальном масштабах, их социально-значимая роль;
• система ценностей и норм поведения — базис корпоративной культуры;
• имидж — определенное восприятие субъекта межсекторного взаимодействия другими участниками межсекторного партнерства.
Проблемы российских предпринимательских структур связаны с самоидентификацией, так как принадлежность к бизнес-сообществу осознается через социальный статус, а не через определенную деятельность [49]. В ряде случаях бизнес может себя идентифицировать с властными структурами.
Необходимо отметить, что проблема корпоративной идентичности возникает в частности у бизнеса и НКО при взаимодействии со всеми участниками социального партнерства.
2. Поле взаимных ожиданий— это совокупность факторов, оказывающих влияние на содержание и процесс поведения участников МСП, объясняющих их готовность к осуществлению взаимодействия.
В случае межсекторного социального партнерства возникает проблема взаимных межсекторных ожиданий. Любая из трех названных сторон, осознавая наличие других секторов на территории своего присутствия и сферы деятельности и преследуя свои интересы, имеет определенную совокупность ожиданий в отношении развития своего сектора и реакции и действий со стороны других секторов.
В таблице 1 представлено отображение характера взаимных ожиданий между парами названных секторов.
Данные представленные в таблице 1 можно рассматривать в качестве определенной базы для изучения взаимоотношений между секторами и построения работоспособных механизмов взаимодействия с учетом взаимных ожиданий.
3. Нормативно-правовое полеохватывает всю совокупность законов, иных нормативных документов, которые делают или на основе которых возникают легитимные МСП. Это поле регулирует поведение секторных участников МСП и иных участников, а также задает нормы совместного использования всех ресурсов.
4. Поле ресурсов и возможностейвключает в себя всю совокупность материальных и нематериальных ресурсов субъектов взаимодействия, в том числе, имущество, находящееся в собственности организаций или переданное им в управление, трудовые ресурсы, добровольческие ресурсы, технологии и ноу-хау и иные ресурсы, а также систему мер, принятых в рамках каждого сектора относительно нормирования, учета, использования ресурсов, а также возможностей их применения в условиях межсекторного взаимодействия.
5. Поле механизмов взаимодействия— это весьма важное с практической точки зрения поле, которое содержит описание механизмов межсекторного взаимодействия, отражающих способы воздействия участников межсекторного партнерства друг на друга с целью влияния на результат совместной деятельности.
6. Коммуникационное поле— это система сбора, обработки, обмена и распространения информации, необходимой для реализации межсекторного партнерства. В рамках этого поля формируется единое информационное пространство межсекторного взаимодействия
Задания для обсуждения