Определение цели и задач исследования | | Выбор объектов и методов исследования | | Составление графика проведения исследования | | Составление сметы затрат на проведение исследования | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Организация сбора первичной информации | | Анализ собранной информации и оценка ее репрезентативности | | Разработка выводов и рекомендаций по исследуемой проблеме | | Оформление отчета | |
| | | | | | | | | | |
Классификация целей исследования: · Поисковые цели предусматривают сбор предварительных данных, проливающих свет на проблему, позволяющих выработать гипотезу (например, в качестве такой цели может быть выявление круга факторов, влияющих на потребительский спрос). · Описательные цели предусматривают описание определенных явлений (например, к таким целям можно отнести описание процесса принятия решения о покупке). · Экспериментальные цели предполагают проверку гипотезы, о какой то причинно-следственной связи (например, исследование влияния цвета упаковки товара на реакцию покупателя). |
Объекты маркетингового исследования: · одушевленные лица; · средства удовлетворения потребностей; · предприятия-контрагенты; · предприятия-конкуренты; · внутренняя среда предприятия; · контактная аудитория; · макросреда предприятия |
Методы выбора объектов исследования 1. Сплошной метод 2. Выборочный метод 2.1 одноступенчатая выборка; многоступенчатая выборка; простая случайная выборка; групповая выборка; панель. |
Методы сбора первичной информации |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Наблюдение | | Эксперимент | | Опрос |
Наблюдение предполагает фиксирование фактов при непосредственном слежении за поведением людей или в ходе течения процессов. Преимущества наблюдения: · независимость от желания объекта к сотрудничеству, возможность обеспечить более высокую объективность, · фиксирование фактов непосредственного поведения, возможность учета окружающей среды. Недостатки наблюдения: · необходимость специальных условий организации, · субъективность восприятия наблюдающего, · возможное отличие поведения объектов наблюдения от естественного |
Классификация наблюдений
| По характеру окружающей обстановки | | По месту наблюдающего | | По форме восприятия объекта | | По степени стандартизации | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | | |
полевые (в естественных условиях) | | с непосредственным участием исследователя | | персональные наблюдения | | стандартизированное | | |
| | | | | | | | | |
| лабораторные(в искусственно созданных условиях) | | наблюдение со стороны | | наблюдения с использованием технических средств | | свободное | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Под экспериментом понимают исследование, при котором должно быть установлено, как изменение одной (или нескольких) независимой переменной влияет на одну (или несколько) зависимую переменную. Цель любого эксперимента - вскрыть причинно следственные отношения между исследуемыми переменными. Эксперименты бывают полевыми и лабораторными, т.е. проходящими в искусственно созданной обстановке. |
Опрос, как метод сбора первичных данных, предполагает выяснение позиций людей или получение от них справки по какому-либо вопросу. |
Классификация опросов 1. По форме проведения устная форма письменная форма 2.По количеству опрашиваемых 2.1 индивидуальные интервью 2.2 групповое интервью 3.По кругу опрашиваемых 3.1 опрос потребителей 3.2 опрос торговых посредников 3.2 опрос собственного торгового персонала 3.3 опрос широкой публики 3.4 опрос экспертов и пр. 4.По уровню стандартизации 4.1 стандартизированные опросы 4.2 не стандартизированные опросы 5. По способу связи с аудиторией 5.1 по телефону 5.2 по почте 5.3 личное интервью |
Структура анкеты 1. Вводная часть 2. Основная часть (вопросник) 3. Данные о респонденте |
Типы вопросов: 1.Фильтрующие вопросы 2.Контрольные вопросы 3.Закрытые вопросы - предполагают вариант ответа · альтернативный вопрос (вопрос, предлагающий, выбор из двух ответов, например, «да» или «нет»); · вопрос с выборочным ответом (вопрос, предлагающий несколько вариантов ответов); · вопрос со шкалой Лайкерта (вопрос с предложением указать степень согласия или несогласия с сутью сделанного замечания); · семантический дифференциал (шкала между двумя биполярными понятиями); · шкала важности ( шкала с ранжированием характеристики по степени важности, например, «важно». «не очень важно» и пр.; · оценочная шкала (например, балльное ранжирование) 4.Открытые вопросы – предполагают респонденту самому сформулировать ответ · вопрос без заданной структуры (например, вопрос о мнениях или намерениях, фактах или мнениях); · подбор словесных ассоциаций; · завершение предложения; · завершение рассказа; · завершение рисунка; · тематический апперационный тест ( составление текста к картинке) |
Список дополнительной литературы. 1. Академия рынка. Дайан А., Букерель Р., Ланкар Р. и др./ Пер. с фран. - М.: Финансы и статистика, 1993.-С.113-124. 2. Дихтель Е., Хершген Х. Практический маркетинг/ Пер. с нем. - М.: Высшая школа, 1995.-С.20-55. 3. Котлер Ф. Основы маркетинга.-М.:Прогресс,1990.-С.11-139. 4. Левшин Ф.Ф. Мировой рынок: конъюнктура, цены, маркетинг. - М .: Международные отношения, 1993. 5. Маркетинг: пособие для практиков./ Пер. с нем. Жукиасяна Г.А. - М.: Машиностроение, 1992. |
Наши рекомендации