Есть 2 пути создания такого референтного образа.
Метод собственных проб и ошибок (самый правильный, но весьма долгий и болезненный), когда за основу берется некая идеальная личность, постоянно корректируемая (по мере взросления) путем наращивания жизненного опыта.
И метод пошлого сдирания чужого поведения, когда пример берется непосредственно с дедушки Бабура, уже четырнадцатый год находящегося на излечении клизмой и димедролом в областной психушке.
Таким образом, внутри нас живут два референтных клана: 1) клан образов из наших собственных ролей и личного опыта поражений и побед (так называемый "здравый смысл"); 2) клан навязанных нам чужих личностей (так называемых "образцов для подражания").
В животном мире тоже есть такое.
Юный енот-полоскун видит, как взрослые моют жратву в речке. И сам начинает мыть в воде всякую хрень. Даже куски сахара, которые тут же растворяются в набежавших волнах.
Глупенькой зверушке этой - взять бы, да и перестать проделывать с сахаром такие штучки. Ан нет – силен авторитет тех, с кого скопировано такое поведение.
Чем больше развит у млекопитающего мозг, тем большее место занимают в нем отделы, отвечающие за запоминание и воспроизведение чужого поведения.
Нам, пацаны, кажется, что обезьянки, так это, просто кривляются, подражая пляшущему у них в вольере пьяному зоопарковскому ночному сторожу.
А на деле – они беснуются от беспощадно прущего их сонма подражательных вожделений.
У человека запуск всех этих референтных обезьяньих потуг происходит в момент, когда мы вызываем образ нашего идеала: идеального семьянина, идеального афериста, идеального громилы, идеального лакея и пр.
Для большинства пиплов идеальный образ – это тот, который расхвален и растиражирован.
Но есть и те, кто ориентируются на очень узкую и, может, даже социально опасную группу; для члена шайки мнение ее неграмотного одноглазого вожака, обдолбанного в хлам, гораздо важнее, чем мнение всех морализаторов мира.
Политика и религия – вот ярчайшие примеры третьего типа позиционирования.
Тебе присваивают статус – демократа, огнепоклонника или антиглобалиста.
И, если ты гордо выпячиваешь грудь и принимаешь статус, то становишься рабом тех, кто тебе его навязал. Теперь ты больше всего боишься потерять этот статус. И, чтобы тебя ни в чем противостатусном не заподозрили, ты должен ежесекундно словом и делом доказывать свою правоверность в качестве демократа, огнепоклонника или антиглобалиста.
Проще говоря: ты (не получив ни денег, ни оплеух, ни даже завалящего халявного билетика в варьете) забесплатно взваливаешь на свою сутулую спину кучу гадских обязанностей, которые будешь теперь исполнять до гроба.
Ну не дурачок ли ты после этого?!
Кстати, ориентироваться на референтную группу, это значит - исполнять заветы не только живых. Но – и мертвых тоже!
Лежит в Мавзолее лысый упырь, отправивший на Тот Свет под революционные сатанистские песнопения миллионы лучший русских пиплов – генофонд нашей нации.
И идеями этого упыря до сих пор руководствуются не только пара десятков миллионов русских зомбиков, но и масса чудаков в Китае, Северной Корее, Кубе и Вьетнаме.
Каждый свой шаг, пацаны, они сверяют с заветами дедушки Ленина, умершего от гниения мозга (когда нарком здравоохранения товарищ Семашко заглянул в череп вождя мирового пролетариата, то с изумлением обнаружил на месте одного из полушарий какой-то заизвесткованный зеленый тухляк).
Раз уж зашел базар про вождей-упырей, то, по случаю, мощно задвину несколько слов о лидере и охмуряемой им массе зомбиков.
Спокойный человек – это человек равнодушный к позиционированию третьего типа, которое, как теперь каждому понятно, базируется на подражательности, то есть – референтности (не путайте ее с конформизмом – внешним чинно-благородным соглашательством с мнением большинства; большинство настоящих маньяков и революционеров – ярые конформисты, умело маскирующие свою диверсионно-подрывную натуру под личиной законопослушного обывателя).
Когда пиплы нуждаются в популярной личности? Когда они жадно алчут референтов?
Что-что-что?
Нет, пацаны, вовсе не тогда, когда скука и покой.
Я же уже сказал, что спокойный человек – не наш клиент.
Его легко пробить на низших уровнях позиционирования и не за чем парить высшими.
Для третьего типа позиционирования лучше всего подходят личности, которые по уши в неврозе, а лучше – в психозе (но зато, если позиционщику удастся зацепить своей байдой эту биомассу, то она пойдет за ним хоть к черту в пекло).
А значит - сапиенсы нуждаются в попличности, например, в вожде, готовом повести их за собой хоть к черту в пекло, когда на душе жутко, больно, тоскливо и погано.
Только тогда пиплы готовы поклоняться референту. Только тогда они склонны снизойти до того, чтобы их кто-то в чем-то убедил. И повел бы по бескомпромиссному, ясному и прямому пути.
Ибо человеку только кажется, будто он становится вождем по собственному желанию. Он не замечает, что к нему приглядываются. Его изучают.
Вождем (в смысле - референтом) стать – это вам не в джакузи захлебнуться, тут от личного желания мало чего зависит.
Вождь - это продукт, выкидываемый историей на прилавок, в ответ на массовый потребительский спрос.
Мао Цзэдун говорил по этому поводу: "Хотят ли люди или не хотят, а без вождей им в стремные времена не обойтись".
Великий кормчий был прав на все сто.
Идеалы – марксы-энгельсы и элтоны-джоны - не появляются просто так, словно прыщ на кончике носа.
Пример хотите?
Возьмем, пацаны, к примеру, спорт.
Спортсменок у нас, хоть в Байкале топи.
И все они – красавицы и умницы.
Но до недавних пор все они были ни при делах.
А потом возник спрос.
И появилась теннисистка Анюта Курникова, отвязная девчушка и проказница. Она получила раскрутку в шоу-бизнесе.
И теперь, используя раскрученный Анютой имидж и ажиотаж вокруг женского спорта, косяком пошли на политический и коммерческий подиум всякие чемпионки из фигурного катания, гимнастики и даже бокса.
Однако и в лейблинге, и в брэндинге, и даже в ни в чем не повинном имиджмейкерстве главная заморочка в том, что, когда поднимается спрос, тогда тут же растет и предложение. Растет конкуренция.
Да-да, конкуренты не дремлют.
Но валить их всех из пулемета – замучаешься.
Да и Уголовный кодекс не велит.
Здесь, пацаны, хитрить надо. Интриговать.
Тут имеются 2 пути: либо косить под позицию чужого брэнда, лейбла или имиджа, либо придумывать свое (как в уже упомянутой истории с трехколесным авто).
Кстати, есть прием, позволяющий перенести на себя чужую харизму.
Для этого в текст нужно ввести фразы, подтверждающие тесную связь между оратором и общепризнанным лидером.
Например: "Я, зуб даю, в мае-месяце с Ним Самим стоял в пробке на Ленинградке!"
Или, хотя бы: "Мне удалось стереть пыль с Его штиблет целых два раза!"
Термин "позиционирование" становится все популярнее и популярнее.
И его уже используют почем зря.
Зачастую тупые подзаборные висельники-дилетанты под "позицией товара" нередко понимают и капитализацию брэнда, и особенности товара или услуг компании на рынке относительно других товаров, и просто географическое нахождение объекта, и нейминг, и прочую хуйню.
Другая крайность – воспринимать позиционирование как священную корову. Мол, есть классика жанра и незачем тут выпендриваться.
Это, в принципе, не самых дурацкий подход.
Но только там он пашет, где не орудуют вышеупомянутые конкуренты-супостаты.
В условиях же конкуренции наиболее успешно продвигается шняга, для которой новые позиции постоянно ищутся и создаются.
Таким образом, позиционирование не только введение пациентов в статус (роль) и не только выжимание из них с его помощью крови, слез, соплей и пота, но это еще и подвижный процесс поиска неудовлетворенных потребностей клиентов в статусном стимулировании. По сути – в манипулировании.
Клиент словно говорит: "Я вам всем заплачу за манипулирование мной! Скорее думайте, как это сделать! Дайте мне референта! Срочно! В этом магазине! В этой избирательной кампании! В этой фундаменталистской мечети!"