Глава 4. Откуда к нам пришло убеждение?
Я, пацаны, люблю Античность.
Ибо есть в ней и кайф, и здравый смысл, и прорыв в далекое будущее.
Период с VIII по VI век до н.э. был временем, когда Древняя Греция переживала подъем сразу в трех направлениях. В экономике. Науке. И в культуре.
Экономический подъем был связан с использованием греческими пиплами достижений научной мысли и наиболее эффективных ремесленных приемов других народов.
Именно Эллада и стала родиной возникшего в V веке до н.э. на базе судебных выступлений и политических дискуссий ораторского искусства, как науки убеждения (конечно, не без доли внушения и позиционирования), сочетающей в себе разноплановую практику, эксперименты и глубокое теоретическое обобщение.
И само слово, обозначающее данную науку, "риторика", греческого происхождения.
Оно восходит к греческому "ритор" ("оратор"), откуда и произошел термин "риторика" ("искусство подготовки и произнесения речи").
Классическая риторика содержала пять важнейших составных частей:
Разработка концепции и структуры речи.
2. Расположение речевого материала в соответствии с разработанным планом.
Шлифовка текста для наиболее эффектного воздействия на слушателей.
Запоминание составленной речи.
Отработка приемов произношения.
Отцом науки о красноречии считается древнегреческий поэт, философ и врач Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.).
Выходцы из греческих поселений в Сицилии риторы Коракс и Тисий составили первые систематические руководства по красноречию.
Позже, вслед за красноречием судебным, в котором главную роль играло знание законов и обычаев, в Древней Греции разрабатываются приемы политического и художественного красноречия. А именно: умение убедительно излагать свою речь; остроумно отвечать на вопросы; говорить без подготовки (используя пункты выступления предыдущего оппонента); спорить против очевидности; сбивать и путать противника в споре и т.п.
Усложнение социально-политической обстановки в городах-государствах (полисах) Эллады – вооруженные разборки между греческими полисами, нападения внешних врагов, ожесточенная борьба аристократов и демократов, противоречия между этническими группами, интриги в конкурентной борьбе торговых кланов – привело к нарастанию напряженности в общественных отношениях.
Кроме этого, формирующаяся греческая нация испытывала гигантский рост пассионарности.
Все бросились заниматься спортом и философией. А также – полемикой.
В аудиториях и на площадях закипели жаркие дискуссии (часто переходящие в славный мордобой) по самым различным вопросам. Эмоции переполняли спорящих, даже если предметом обсуждения являлись проблемы естествознания или философии.
Быть значимым и уважаемым среди граждан Древней Греции, особенно в Афинах – культурном, экономическом и политическом центре Эллады, не имея хороших навыков публичных выступлений, стало невозможно.
Ко всему прочему, многих эллинов толкали на совершенствование навыка ораторского искусства вполне приземленные мотивы.
Например - судебные тяжбы, которых с ростом товарно-денежного обмена и запутанным наследственным правом становилось все больше и больше.
Ведь в суде истец и ответчик обязаны были выступать лично.
И успех или неудача такого дела зависели от ораторского искусства сторон, от умения каждой из них убедительно излагать свою точку зрения.
Но, хотя сапиенс и должен был сам произносить свою речь, он, однако, имел право нанять доку-специалиста, который бы обучил его тонкостям ораторского искусства, приемам словесного убеждения.
Поэтому возник острый спрос на толковых преподавателей ораторского искусства и риторики.
И одна за другой начали возникать школы красноречия.
Их наработки фиксировались в книжках.
Трактаты того времени насчет риторики многочисленны, но, к сожалению, чудовищно бестолковы (хотя и лучше многих современных).
Среди них немало анонимных, но большей частью их авторство все-таки известно.
Так, например, в диалогах "Горгий" и "Федр" Платон закрепил традиционное и имеющее значение понимание риторики как набор средств убеждения, то бишь - воздействия слова на сознание (а не на подсознание) пипла.