Должность и обязанности Питера
Питер — директор по работе с клиентами и считает свою работу дизайн-менеджментом. Свои обязанности и сферу ответственности он описывает следующим образом:
Взаимодействие с клиентами | «Я отвечаю за отношения с клиентом, координацию ресур-сов Imagination с целью выполнения работ по дизайну согласно поставленным задачам». Именно Питер вместе с директором по маркетингу первым встречается с клиентом. «Директор по маркетингу «продает» компанию, а я объясняю, каким образом компания обеспечит выполнение всех этих обещаний с точки зрения дизайна. Я описываю все процессы, которые будут задействованы, рассказываю, как мы планируем заниматься клиентом, кто станет отвечать за работу с ним и за его взаимодействие с агентством. Мы также обсуждаем и более практические вопросы, такие как контракты, систему расчетов и т. д., но самое главное — мы вместе с клиентом определяем истинные цели создаваемого дизайна, то есть какую проблему компания хочет с его помощью решить». «Взаимодействие с клиентом на высшем уровне». Как директор по работе с клиентами Питер отвечает за выстраивание отношений между агентством и клиентом и определение проектов — в зависимости от коммуникационных потребностей клиента. |
Формулирование маркетинговой стратегии клиента | «Разобравшись в маркетинговой стратегии клиента, я даю рекомендации относительно того, как наш арсенал дизайнерских инструментов может способствовать достижениюэтих маркетинговых целей». Одна из задач Питера состоитв его взаимодействии с клиентами, а именно: оценить ситуацию, в которой находится клиент, и определить возможные проблемные вопросы, а также способ взаимодействия клиента с другими агентствами. Хотя работа Питера — заключать контракты с клиентами и объяснять им, «что такое бренд и почему важно целостное впечатление от бренда» — является внешней по отношению к компании, то же самое ему приходится проделывать и внутри компании. Он поясняет: «В мои обязанности входит как внутренний, так и внешний мониторинг, и оба эти аспекта одинаково важны». |
Управление и коммуниккация | После реструктуризации компании задачей Питера стало «разъяснение новых целей нашей работы внутри и за пределами компании, разъяснение вопросов по процессам, необходимым для достижения этих целей, и обеспечение надлежащего выполнения работы — с применением необходимых навыков и процессов». |
Дизайнерсикие профессии /297
Необходимые навыки
►Понимание дизайна.«Хотя человеку, занимающему эту должность, не обязательно быть дизайнером, он все же должен обладать интуитивным пониманием дизайна и уметь ценить творческий подход... Интерес к творчеству и его воздействию на других людей — вот, что должно отличать любого, кто работает в творческом бизнесе...
Для этого не обязательно иметь профессиональные знания, надо просто уметь разглядеть и оценить профессионализм другого. Главное — понимать, где и каких людей необходимо привлечь и как их использовать».
►Компетентность в коммерческой сфере.«Нужен не только интерес к бизнесу, но и понимание того, как работает бизнес, как составляются маркетинговые стратегиии как функционирует бренд». Необходимо понимание общих вопросов и проблем, с которыми сталкиваются марке
тологи, в какой бы отрасли они ни работали, — на общем и конкретном уровне: «Следует понимать маркетинговый контекст бизнеса, в котором вы работаете».
►Управление кадрами.«Важно обладать интересом к психологическому аспекту деятельности: нужно интересоваться людьми не только с точки зрения их потребительских характеристик. Вы должны не только испытывать истинное воодушевление от того, чем занимаетесь, но и воодушевлять множество самых разных людей, учас
твующих в процессе. Стоит в вашем поведении проскользнуть неискренности — с вами покончено. Необходимо быть искусным в мотивировании людей».
►Навыки работы с клиентом.«Клиент должен быть абсолютно уверен, что вы полностью контролируете процесс».
►Интуиция.«Необходимо иметь естественную способность обнаруживать и обсуждать возможные проблемные моменты при встрече с клиентом; нужно знать, какие вопросы задавать, когда можно поспорить с клиентом и как аргументировать свою позицию».
►Межличностные навыки.«Важно уметь слушать и обладать необходимым чутьем, чтобы избегать деликатных вопросов и щекотливых тем. Нельзя просто идти напролом, в определенных вопросах нужно тонко чувствовать границы дозволенного. По большей части маркетинг — это рационализм, а интуиция и чутье необходимы для управ-
Власть дизайна
/298
ления людьми, потому что от этого зависит их удовлетворенность своей работой».
► Гибкость и умение адаптироваться.«Работая в творческой сфере, необходимо обладать бесконечной гибкостью, потому что нужно быть настоящим фанатом своего дела — мастером на все руки... Нужно обладать пониманием всех творческих дисциплин, чтобы уверенно и авторитетно разговаривать с клиентом, который в этом не так хорошо разбирается».
Согласно личной убежденности самого Питера, дизайн-менеджер должен приниматься на работу и затем постепенно развивать в себе необходимые навыки. Он также считает, что очень многое в этой сфере зависит от личностных навыков менеджера, его умения взаимодействовать с людьми и интуиции.
Определение дизайн-менеджмента
Я ВИЖУ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ с клиентом. Мне кажется, что задача дизайн-менеджера — СКООРДИНИРОВАТЬ ТО, ЧТО ОБЫЧНО ОТНОСИТСЯ К РАЗЛИЧНЫМ ОБЛАСТЯМ И ДИСЦИПЛИНАМ ДИЗАЙНА, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КЛИЕНТА. В ИДЕАЛЕ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖЕР РАБОТАЕТ В ТЕСНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ДИРЕКТОРОМ ПО МАРКЕТИНГУ, ТАК КАК ДИЗАЙН — ЭТО НАСТОЛЬКО ЖЕ МАРКЕТИНГ И КОММУНИКАЦИЯ, НАСКОЛЬКО ФИЗИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МАТЕРИАЛА И ДВУХМЕРНАЯ ГРАФИКА.
Материал собран Кейт Шепард
Дизайнерские профессии
/299
Хотя наше исследование основано лишь на четырех примерах, мы считаем возможным предложить определенную типологию дизайн-менеджеров, в рамках которой находят свое место самые различные виды деятельности.
► Руководитель творческой группы
►менеджер по дизайн-услугам
►Менеджер
по работе
С клиентами
►Менеджер
По маркетингу
Модель дизайн-менеджмента компании Reebok. Основные функции: определение общего направления разработки дизайна, управление командой дизайнеров, обеспечение связи дизайна с другими корпоративными функциями, такими как маркетинг и продажи. Ключевые навыки: дизайн, лидерство, управление персоналом.
Модель дизайн-менеджмента компании Prudential. Основные обязанности: управление отношениями с внешними консультантами по дизайну, определение корпоративной политики в дизайне и поиск решений совместно с консультантами. Основные навыки: компетентность в дизайне, управление процессами,общее управление.
Модель дизайн-менеджмента компании The Chase. «Все, что угодно, только не дизайн»: акцент на финансовом контроле и решение соответствующих проблем. Ключевые навыки: финансовое управление и переговоры.
Модель дизайн-менеджмента компании Imagination. Дизайн — часть маркетинга, с акцентом на маркетинговой стратегии и управлении проектами. Ключевые навыки: маркетинг, стратегическое управление, коммуникация.
Конечно, к этим четырем категориям можно добавить и множество других. Недавнее исследование Чемберлена, Роддиса и Пресса показывает, что дизайн справедливо рассматривать и с точки зрения «мобилизации бизнес-деятельности», дизайн-менеджер в таком случае становится «управляющим бизнес-процесса»36, дизайнер контролирует и координирует все аспекты процесса разработки новых видов продукции.
Как показали рассмотренные выше примеры, должность дизайн-менеджера многопланова и в настоящее время зависит от понимания самими дизайн-менеджерами своих обязанностей. Этот термин более применим к конкретным людям, нежели к профессии в целом. Эти люди адаптируют свои знания и навыки к нуждам своих компаний и делают все возможное, чтобы способствовать эффективному использованию дизайна в бизнесе.
Следовательно, мы возвращаемся к вопросу общего видения дизайна в образовании XXI века. И если модель «романтический герой», доминировавшая в образовании в области дизайна в течение
Власть дизайна /300
более половины XX века, нуждается в реформировании, то является ли модель «менеджер» ее единственной альтернативой? Неужели дизайнерское мышление — это всего лишь одна из разновидностей мышления управленческого? Самоопределение, вероятно, никогда не было сильной стороной дизайнеров и преподавателей дизайна. Дизайн-менеджмент предложил им модель для самоопределения, соответствующую культуре 1980-х годов, но сегодня мы живем в совсем иной культуре и сталкиваемся с совсем иными проблемами. Необходимость устойчивого развития промышленности, вопросы создания новых технологий, проблемы удобства в использовании, острая необходимость перестройки наших убогих и экологически небезопасных «внутренних городов»*, создание понятных карт нашего перегруженного информационного ландшафта — все эти проблемы требуют осмысления с точки зрения дизайна, дизайнерского воображения и применения дизайнерских навыков на благо общества.
Противоречия, обозначенные нами ранее, могут быть разрешены, если мы задумаемся о гражданской ответственности дизайнера и введем это понятие в систему образования в дизайне. Существующие программы обучения дизайн-менеджменту, особенно на уровне последипломного образования, могли бы тогда стать более специализированными и сосредоточиться на определенных сферах дизайн-процесса, как то: руководство творческой группой, управление дизайн-услугами в сфере проектирования и т.д.
Будущее дизайна: научная дисциплина или профессия
На первый взгляд кажется логичной попытка классифицировать профессиональных дизайнеров по общепризнанным дисциплинам. Профессиональные организации именно так и поступают. Однако возводить дизайн на профессиональный уровень, сравнимый с юриспруденции или медициной, вряд ли уместно и необходимо. Вместе с таким профессиональным статусом приходят ограничения норм, правил и этических стандартов, которые, несмотря на всю свою уместность, становятся малоподвижными, не допускают изменений или сомнений. А сомнения в их правильности способны привести к потере статуса или профессионального признания. Дизайнеров, конечно, касаются правила, нормы и этическая сторона, но их нельзя ограничивать до такой степени, чтобы они не могли
Центральные районы некоторых больших городов Великобритании с ветхими зданиями и плохими условиями ДЛЯ ЖИЛЬЯ, ОБРАЗОВАВШИЕСЯ В 1970-Х ГОДАХ, КОГДА ИЗ НИХ ВЫВОДИЛИ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. —
Прим.переводчика.
Дизайнерские профессии /301
сомневаться, нельзя запрещать им удовлетворять свое естественное желание вносить изменения и внедрять инновации. Ограничения, налагаемые отсутствием легальности, которой обладают другие профессии, в дизайне, наоборот, являются источником силы. Эта свобода дает дизайнерам возможность быстро переопределять свою функцию и отвечать на требования изменившейся ситуации. И все же остается необходимость в описании каждой из дизайнерских дисциплин по отдельности. Это помогло бы и пользователям дизайна, и самим дизайнерам определить контекст дизайнерского мастерства. Так, у нас, без сомнений, всегда будет определение графического дизайна, хотя с приходом виртуальных и цифровых технологий, возможно, в него придется включить и цифровой дизайн. Нам постоянно будут нужны подобные описания, а дизайнеры станут пользоваться ими как ярлыками в своих портфолио. Они изменятся, как только этого потребует коммерческая среда. Следовательно, не имеет смысла ограничивать дизайнеров рамками профессионального статуса, если эти рамки не отличаются гибкостью. Если считать дизайнеров такими людьми, которые умеют инновационно мыслить, решать задачи, подходят к ситуации творчески, обладают способностями к визуализации и умеют донести продукт до других, а в чем-либо из этого списка качеств возникнет необходимость, тогда именно дизайнеров можно будет призвать на помощь.
Все мы знаем, что появление современных дизайнерских профессий (в узком смысле — промышленного дизайна, дизайна продуктов, графического дизайна, большей части современной архитектуры, то есть дизайна массового жилищного и коммерческого строительства, городского дизайна, ландшафтного дизайна и др.) явилось результатом условий производства, хаРАКТЕРНЫХ для промышленной экономики. Большая часть этих
ПРОФЕССИЙ СВЯЗАНА С МАТЕРИАЛЬНЫМИ АРТЕФАКТАМИ, ПОСКОЛЬКУ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ПРИВЕЛА ПРЕЖДЕ ВСЕГО К МАССОВОМУ ПРОИЗВОДСТВУ ТОВАРОВ (ХОТЯ ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН СВЯЗАН ПРЕИМУЩЕСТВЕННО С МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ, А ЕГО ОБЪЕКТ — ИНФОРМАЦИЯ — НЕМАТЕРИАЛЕН ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ ПРОМЫШЛЕННЫМИ
продуктами). Но в XX веке практически ни один вид человеческой ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НИ ОДИН СЕКТОР ЭКОНОМИКИ НЕ ИЗБЕЖАЛ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ: СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА, ДОСУГ, ПРАВОСУДИЕ, ПЕРЕВОЗКИ, ТОРГОВЛЯ — КОРОЧЕ ГОВОРЯ, ВСЕ ТО, ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ УСЛУГАМИ. И, КАК СЛЕДСТВИЕ, ТРАДИЦИОННЫЕ ПРОФЕССИИ ПОДВЕРГЛИСЬ КАРДИНАЛЬНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ37.
Ситуация, так лаконично охарактеризованная Финдели, ставит педагога-теоретика перед проблемой. Интеллектуальный аспект
Власть дизайна /302
дизайна, по большому счету, еще не получил должного определения. Если дизайн — это непрерывно изменяющаяся деятельность, как же нам создать корпус знаний того, что не отличается постоянством? Предпочтя не останавливаться на вопросах междисциплинарных границ, профессор Кац уделяет особое внимание определению проблем для изучения: «Мы не являемся дисциплиной, да и не должны ею быть, несмотря на всю прототеорию, научные материалы или университетские курсы. Мы должны вбирать в себя, а не исключать: нам понадобятся новые умения и знания, поскольку изменится сам процесс исследования»38. Подобного рода высказывания свидетельствуют о том, что, как в случае с профессией дизайнера, преподавателям дизайна придется внимательно пересмотреть свою роль в создании дизайнера будущего.
Индустрия, в которую приходят дизайнеры-выпускники, действительно переживает изменения, а дисциплины зачастую дробятся. Графический дизайн, например, теперь относят к категории «дизайн идентичности, брендинг, печать, упаковка и мультимедиа». Крупные консультационные дизайнерские фирмы предпочитают вести политику заказа услуг со стороны, то есть они поступают как дизайн-менеджеры, приглашающие к сотрудничеству внештатных работников или профессиональные группы, обладающие необходимыми навыками. Это еще раз подчеркивает важность составления портфолио, позволяющего дизайнерам адаптироваться к гибким и быстро меняющимся условиям работы.
Итак, существуют противоречивые определения и описания профессии дизайнера. Некоторые подчеркивают умения «перевода» — знания в области коммуникации и визуализации. Другие настаивают на чисто профессиональных навыках — графическом дизайне, дизайне продуктов и технологиях, подчеркивая тем самым фрагментарность профессии. Такие профессии, как верстальщик и цифровой дизайнер, являются примерами стратегических дизайнерских профессий; а наличие дизайн-менеджеров и исследователей дизайна свидетельствуют об этнологической роли дизайнеров. Художественно-конструктивное проектирование находится в переходной стадии — в полном смысле этого слова. Заключительный раздел посвящен обоснованию необходимости появления дизайнера-практика с активной жизненной позицией — дизайнера будущего.
Новые дизайнеры
В будущем абсолютно все будет нести печать интеллекта. Так утверждают многие дизайнеры и производители, с нетерпением ожи-
Дизайнерские профессии
/303
дающие наступления того момента, когда мусорное ведро станет говорить с холодильником и автоматически заказывать продукты, как только в него попадет пустая коробка из-под сока. На недавней Конференции по вопросам растущей компьютеризации 2000, проведенной в США, обсуждали общие стандарты для таких устройств. Ни разу за все время проведения конференции ни у кого не возник вопрос: «А зачем, собственно, людям нужны тостеры, говорящие с микроволновками?» По мнению Джеффри Сенна, главного технолога в Maya Design Group, такой вопрос просто неуместен. «Задача инженеров — создать «сырую» технологию, — говорит он. — Рынок сам даст ответ, нужна эта технология или нет»39.
Но если возложить все надежды исключительно на рынок, в будущем все окажется «тупым» — сплошной ненужной кучей мусора. Рынок отнюдь не является самоуравновешивающимся механизмом, определяющим потребности и распределяющим ресурсы, и, как видно из его послужного списка, часто игнорирует реальные нужды, уделяя максимум внимания товарности и прибыли, минимум — пользовательским требованиям или долговременной устойчивости. Итальянский дизайнер Этторе Соттсасс считает: «Если мы говорим о рынке, то значение имеет не то, насколько хорош сам картофель, а то, насколько хорошо вы сможете его продать»40. Инновации, определяемые рынком, могут привести к отупению дизайна и технологий, поскольку вопросы потребления будут оторваны от вопросов производства, этическая сторона станет игнорироваться, а внимание переадресуется впечатлению от бренда, а не реальному повседневному пользовательскому впечатлению. Другими словами, все станет «тупым» и опасным.
В XXI веке дизайнеры будут все чаще задумываться над своей ролью и обязанностями, которые накладывают на них противоречия рыночной экономики. Они станут принимать все мыслимые и немыслимые меры, чтобы избежать разрастания тупого и опасного дизайна, порождаемого глобализацией.
Одно из возможных направлений деятельности, в таком случае, — участие в работе (штатной и внештатной) крупных корпораций и использование дизайна для гуманизации рыночных механизмов. А вот мнение Такера Вимейстера, вице-президента Razorfish Design:
Mbl, ДИЗАЙНЕРЫ, — ЗАЩИТНИКИ КОНЕЧНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ. В ЭТОМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НАША СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Не ОБЯЗАТЕЛЬНО
работать на Body Shop или Ben & Jerry's, чтобы быть социально ОТВЕТСТВЕННЫМ. Mbl ЕДИНСТВЕННЫЕ ЛЮДИ ИЗ ТЕХ, КТО УЧАСТВУЕТ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ, КОМУ НЕ БЕЗРАЗЛИЧНО, ЧТО БУДУТ ДЕЛАТЬ
Власть дизайна
/304
люди с нашим продуктом. Весь смысл дизайна меняется. В будущем ДИЗАЙНЕРЫ СТАНУТ БОЛЬШЕ ПОХОЖИМИ НА ПСИХОТЕРАПЕВТОВ, ПОМОГАЮЩИХ ДРУГИМ ЛЮДЯМ ПОСТУПАТЬ ТАК, КАК ОНИ ХОТЯТ, АНЕ УКАЗЫВАЮЩИХ, ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ»41.
Выполнять эту функцию значит больше, нежели просто следить за тем, чтобы пользовательские нужды и впечатления были заложены в процессе разработки продукта. Потенциально существует возможность как минимум соединить более радикальное дизайнерское видение с корпоративной программой действий. Designworks — это ведущая калифорнийская дизайнерская консультационная фирма, а также дочерняя компания BMW. По мнению Грега Брю, их директора по дизайну транспорта, «...дизайн — это зло. Он разжигает в людях желание приобретать все новые и новые вещи. Мы несем ответственность за создание продуктов, которыми люди жаждут обладать, пусть и недолго, и которые затем просто выбрасывают. Давайте посмотрим правде в глаза: в основе нашего уровня жизни — смерть планеты»42. Грег Брю и Марк Таппейнер, директор по дизайну продуктов, предлагают абсолютно новую концепцию борьбы — «настольный персональный производитель», который использует свободно распространяемый банк вариантов дизайна продуктов и производит продукты в соответствии с индивидуальными потребностями, что позволяет минимизировать упаковку и отходы.
Люди, занимающиеся ремеслами, могут также работать в союзе с большими корпорациями и решать вопросы устойчивого дизайна. Энн Чик, одна из ведущих британских исследователей в сфере устойчивого дизайна, утверждает: «Дизайн играет главную роль в создании моделей образа жизни, а потому его можно рассматривать как мощное средство внедрения устойчивой социальной практики»43. Она приводит в пример Йонаса Тортенссона, шведского дизайнера в области ремесел, который сотрудничает с IBM и изготавливает стеклянную посуду из старых электронно-лучевых трубок. Значение этого примера состоит скорее в расширении роли ремесленника, его участии в корпоративной экономике и поощрении модели устойчивого образа жизни, а не в его конечном вкладе в дело переработки отходов.
Исторически так сложилось, что неспособность рынка предоставлять некоторые услуги, воспринимаемые сегодня нами как нечто само собой разумеющееся — образование, здравоохранение и соцобеспечение, — компенсировалась вмешательством государства, имеющего прогрессивную социальную программу действий. В Великобритании, как и в других европейских странах, госу-
Дизайнерские профессии
/305
дарство работает и с дизайном в том числе. Например, не так давно в Великобритании была осуществлена программа «Дизайн против преступности», которую инициировали и провели с помощью Совета по дизайну Министерство внутренних дел и Министерство торговли и промышленности44. Цель этой программы — повлиять на всех участников процесса разработки новых продуктов, побуждая их внедрять в дизайн функции сопротивляемости преступности, еще на этапе до выпуска продуктов на рынок.
Программу «Дизайн против преступности» нужно рассматривать в контексте политики, проводимой лейбористским правительством, которое стремится к созданию креативной экономики, основанной на знаниях, а потому делает все, чтобы модернизировать экономику, государственные институты и сам образ страны. Ключевую роль в этом процессе играет дизайнерская политика, проводимая под руководством Совета по дизайну. По словам его главы: «Вопросы дизайна поднимаются на самом высоком правительственном уровне»45. Среди недавних законодательных инициатив — разработка и внедрение приемов дизайн-менеджмента в ключевых правительственных ведомствах. «Дизайн против преступности» — это значительный шаг вперед, поскольку объект дизайнерской политики смещается с вопросов промышленной конкурентоспособности в сторону сферы социальной политики. Таким образом, вырисовывается еще одно направление деятельности — взять на себя инициативу по внедрению дизайнерской политики на региональном, национальном и европейском уровнях, соединить дизайн и дизайнерское мышление, с одной стороны, и социальное обеспечение и справедливость, с другой.
Но некоторые дизайнеры, художники и другие люди из сферы культуры считают подобную деятельность в лучшем случае бессмысленным надувательством. Сегодня зарождается новая форма активистской деятельности — децентрализованная и основанная на личных связях, радикальная и ориентированная на средства передачи информации, антикорпоративная и антиглобалистская. Движение Reclaim The Streets*, Adbusters**, кампании против отдельных корпораций и демонстрации антиглобалистов во время саммита Большой
Возвращение [оживление] улиц» — одно из антиглобалистских движений; началось в 1991 году в Лондоне ВО ВРЕМЯ МАССОВЫХ АКЦИЙ ПРОТЕСТА ПРОТИВ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОЙ АВТОМАГИСТРАЛИ МИ; ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ОРГАНИЗАЦИЮ КАКИХ-ЛИБО УЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ТАНЦАМИ, МУЗЫКОЙ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ И Т. Д. С ЦЕЛЬЮ УМЕНЬШИТЬ АВТОМОБИЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ И ИЗМЕНИТЬ ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ К УЛИЦЕ И ЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ. — Прим. переводчика.
** Канадский политический журнал, направленный против потребительства и глобализма; публикует много идеологической рекламы; учредил «день без покупок», поддерживает «неделю без телевизора»; в 2004 году выпустил туфли с логотипом anti-logo. — прим. переводчика.
Власть дизайна
/306
восьмерки «сеют семена реальной альтернативы господству корпораций»46. Это движение поднимает серьезные вопросы, касающиеся культурного выбора, власти корпораций, гражданской свободы и пространства, а также характера работы. Некоторые дизайнеры уже принимают активное участие в этой деятельности, и в будущем тенденция, скорее всего, будет только расти.
Кто-то из завтрашних дизайнеров станет заниматься потребительским впечатлением от дизайна, работая на корпорации или сотрудничая с ними. Другие будут работать на государство, а третьи предпочтут более радикальный путь. Поступая таким образом, все эти люди будут творить историю дизайна в XXI веке.
Несмотря на кажущееся бесконечным разнообразие дизайнерских специальностей и преобразование самой профессии, необходимых умений и знаний, все же можно выделить некоторые общие характеристики, присущие новому дизайнеру, которые вытекают из тем, рассмотренных в нашей книге.
Прежде всего, новый дизайнер (рис. 6.4) должен быть разумным созидателем. Умения и знание своего ремесла лежат в основе практической дизайнерской деятельности, вне зависимости от того, занимается дизайнер материальными объектами или вир-
Рисунок 6.4 Новый дизайнер
Дизайнерские профессии /307
туальными пространствами. Знание ремесла дает возможность понимать и ценить качество, деталь и чувственный опыт. Оно также заставляет вещи работать. Неотъемлемы от ремесла дизайна и творческий подход к решению задач, умение рассуждать и выделять значимое.
Еще один важный компонент работы дизайнера — рефлексивное мышление. Дизайнеры постоянно работают с информацией: в своей деятельности они должны получать, применять и создавать новые знания. Необходимо активно учиться в течение всей своей жизни, чтобы совершенствовать свои исследовательские и рефлексивные умения. Получение и применение новых знаний — это социальный процесс, а потому дизайнер должен обладать гибкостью при налаживании связей и стремиться к постоянному общению.
Вопросы устойчивого развития нельзя отделять от предпринимательства. Дизайнеры все чаще видят себя в роли устойчивых предпринимателей. Так и должно быть. Изменившиеся формы занятости уже свидетельствуют о том, что нам следует считать себя индивидуальными предпринимателями. Быть бизнес-стратегом не менее важно для выживания. Понимание законов бизнеса, управления и маркетинга всегда имело существенное значение в дизайнерской деятельности, но сегодня (как и завтра) это истинно более, чем когда-либо. И все это держится на знании устойчивой деловой практики.
Наконец, дизайнер — это активный гражданин. Активная гражданская позиция — это принцип, объединяющий людей друг с другом посредством совокупности прав и обязанностей, а, следовательно, такая позиция, впрочем как и сам дизайн, подразумевает эмпатию. Дизайнер — это еще и инициатор социальных программ, и интернационалист. Одни отдают честь флагу, другие громят McDonald's. Мы не пытаемся навязать ту или иную модель гражданской позиции, мы только хотим указать на необходимость активно защищать свои принципы. Ах да, еще одно: важнее всего, чтобы дизайнер был неразумен. Да, он должен сопереживать, понимать нужды и желания других людей, осознавать крайнюю важность устойчивого развития. Но, учтя все это, он должен иметь уверенность в себе, способность взглянуть вдаль и предъявить совершенно неразумные требования к миру, который игнорирует нужды и желания большинства своих обитателей. От этого зависит наше будущее.
Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный — упорно пытается приспособить мир к себе. поэтому прогресс зависит от неразумных людей.
Джордж Бернард Шоу
Власть дизайна
/308
Примечания
Благодарим Сьюзан Ролин за предоставленную информацию об образовании дизайнеров в США.
1. Potter, N. What is a Designer: things, places, messages / N. Pot
ter. — Reading: Hyphen Press, 1980.
2. Casey, B. The Chase Creative Consultants/ B. Casey, L. Hatch. —
Manchester: Cheetah Books, 1993.
3. Oxford English Dictionary, 1934.
4. Potter, N. What is a Designer: Things. Places. Messages/ N. Pot
ter. — Reading: Hyphen Press, 1974.
5. Julier, G. The Thames and Hudson Encyclopaedia of 20th Cen
tury Design and Designers / G. Julier. — London: Thames and Hud
son, 1993.
6. Myerson, J. Commercial Union / J. Myerson // Design Week. —
1997. —March 21. —P. 26.
7. Там же, р. 27.
8. McAlone, B. British Design Consultancy, Report/ B. McAlone. —
London: The Design Council, 1987.
9. Potter, S. The Benefits and Costs of Investment in Design/
S. Potter [et al.], Design Innovation Group. — Milton Keynes: Open
University, 1991.
10. Findeli, A. Design History and Design Studies: Methodologi
cal, Epistemological and Pedagogical Inquiry / A. Findeli // Design Is
sues. — 1995. — 11(1). — P. 55.
11. Julier. The Thames and Hudson Encyclopaedia.
12. Там же.
13. Association of Independent Colleges of Art and Design (A1CAD),
website.
14. Там же.
15. Pulos, A. The American Design Adventure 1940-1975 / A. Pu-
los. — Cambridge, MA, 1988. — P. 165-195.
16. Там же.
17. Там же.
18. Kelly, R. R. Postwar Graphic Design Education in America,
Graphic Design Education Association Bulletin / R. R. Kelly; Kevin
Bryne(ed.). —1993-1994.
Дизайнерские профессии
/309
19. Walker.
20. de Sausmarez, M. Basic design: the dynamics of visual form / M.
de Sausmarez. — London: van Nostrand Reinhold. Studio Vista, 1964.
21. White, T. Belles lettres / T. White // ID Magazine. — 1997. —
May. — P. 82.
22. Там же.
23. Myerson. Commercial Union.
24. Katz, B. M. Speck Product Design / B. M. Katz // ID Magazine —
January-February. — P. 86.
25. Pearlman, C. (ed.). Sun Power: No more Daisy / C. Pearlman
(ed.) // ID Annual Design Review. — 1996. — P. 144.
26. ID Magazine, Annual Design Review — 1998.
27. Lanre. The Professional and Business Guide to Design Services /
Lanre. — Bromley, Kent: Janvier Publishing, 1994.
28. International Council of Societies of Industrial Design (ICSID)
URL, http://www.icsid.org.
29. Farrelly, L. Rising by Degrees / L. Farrelly // Design Week. —
1997. —January 31. —P. 19.
30. Gorb, P. Design Talks /P. Qorb. — London: The Design Coun
cil, 1988.
Gorb, P. Design Management: papers from the London Business School. — London: Architecture, Design & Technology Press, 1990.
31. Service, L. M. Profit by design / L. M. Service, S. J. Hart,
M. J. Baker. — Scotland: The Design Council, 1989.
32. Roy, R. The commercial impacts of investment in design /
R. Roy, S. Potter // Design Studies. — 1993. — 14(2). — April. —
P. 171-195.
33. Oakley, M. Design Management: a handbook of issues and
methods/M. Oakley. — Oxford: Blackwell, 1990.
34. Cooper, R. The Design Agenda: a guide to successful design
management / R. Cooper, M. Press. — Chichester: J Wiley & Sons,
1995.
35. Эти примеры из практики первоначально были опубликованы
в статье: Cooper, R. Heroes and Villains? The contradictory and Diverse
Nature of Design Management / R. Cooper, M. Press// Managing New
Product Innovation / B. Jerrard, M. Truman, R. Newport (eds). — 1998.
Власть дизайна
/310
Особую признательность выражаем Кейт Шепард за непосредственное проведение исследования (Taylor & Francis, 1999).
36. Chamberlain, P. Good vibrations. Conference paper, DRS
Conference, Birmingham, September / P. Chamberlain, J. Roddis,
M. Press.— 1998.
37. Findeli. Design History and Design Studies / Findeli. — 1995. —
P. 55.
38. Цитируется по: Margolin, V. Design History or Design Studies
Subject Matter and Methods / V. Margolin // Design Issues. — 1995. —
11(1). —Spring.— P. 10, 15.
39. Guernsey, L. A chip in every pot / L. Guernsey // New York
Times. — 2000. — April 13. — http://www. nytimes.com/library/
tech/00/04/circuits/articles/13need.html (дата обращения — 16 ав
густа 2000).
40. Pearlman, С. A conversation about the good, the bad, and the
ugly / С Pearlman // Wired. — 2001. — January. — P. 181.
41. Цитируется по: Press, M. Buddy, can you spare a paradigm? /
M. Press // Co-design Journal. — 1995. — 1(3).
42. Lewis, J. Design is evil / J. Lewis // Wired. — 2001. — Janu
ary. — P. 194.
43. Chick, A. The environmental agenda: opportunities for craft
makers and designers / A. Chick // A New Agenda for Creative Enter
prise I K. Bunnell (ed.). — Falmouth College of Art, 2000. — P. 37.
44. Erol, R. Codesigning against crime / R. Erol, M. Press, R. Coo
per, M. Thomas // Collaborative Design / S. A. R. Scrivner, С D. Chen,
A. Woodcock (eds). — London: Springer Verlag, 2000.
Erol, R. Design Against Crime: awareness in design education IDATER 2000. Proceedings of the International Conference on Design and Technology Educational Research and Curriculum Development, Loughborough University, August / R. Erol, M. Press, R. Cooper, M. Thomas; P. H. Roberts, E. W. L. Norman (eds). —, 2000.
45. Summers, A. Redesigning the UK / A. Summers // Design Ma
nagement Journal. — 2000. — 11(1). —P. 18-21.
Klein, N. No Logo / N. Klein. — London: Flamingo, 2000. — Р. Xxi
Дизайнерские профессии
/311
Глоссарий
Анализ жизненного цикла— средство учета экологического воздействия продукта или услуги в течение всего его жизненного цикла; используется для анализа экологического воздействия дизайнерских решений на всех стадиях жизненного цикла продукта. См. принцип «от колыбели до могилы».
Брендинг— способ придания идентичности определенному сегменту рынка. Визуальное преобразование ценностей бренда (как эмоциональных, так и функциональных), следующее непосредственно после их определения, в дизайн продукта, графику, дизайн упаковки и рекламную стратегию, что, в свою очередь, усиливает основополагающие ценности бренда через семиотику.
Вкус— применение на практике эстетической и социальной дифференциации, определенной культурой.
Впечатление от бренда— целостный подход к брендингу, при котором все отношения между потребителем и брендом рассматриваются с точки зрения непосредственной связи с ценностями бренда или с впечатлением от бренда. Это впечатление усиливает характерную идентичность бренда до, во время и после покупки. Большое значение имеет тот факт, что особая эволюция брендинга в наш век потребительства проявляется в изменении роли потребителя. Из пассивного получателя бренда потребитель превратился в активного участника: потребление и взаимодействие с брендом способствуют его самовыражению и созданию смысла.
Впечатление— полнота ощущений, восприятий, знаний и чувств, вызываемых каким-либо событием или взаимодействием. С точки зрения дизайна, это определение продукта, услуги или бренда в связи с затрагивающими несколько органов чувств и/или эмоциональными потребностями. Термин также используется в значении комплекса новых ощущений в подарок (например, один час полета на вертолете или езды на гоночной машине). В рамках модели дизайна впечатлений это стадия, когда продукт или услуга становятся частью жизненного опыта потребителя.
Власть дизайна © 2008 Издательство «Гребцов Паблишер»
/313
Габитус— понятие, введенное Пьером Бурдье и относящееся к набору классификационных положений и принципов, которые отличают вкус одной социальной группы от другой.
Гегемония— понятие, введенное Антонио Грамши и означающее процесс, когда доминирующий класс властвует, опираясь на социальное и культурное лидерство, а не на насилие. Границы гегемонии зависят от способности подчиненных классов обеспечить себе собственное культурное пространство. Данное понятие показывает, как культура может стать полем политической борьбы.
Гиперреальность— понятие, предложенное французским социологом Жаном Бодрийяром; относится к такому состоянию информационной среды, когда знаки начинают жить собственной жизнью, и мы уже не можем определить природу реальности, стоящей за ними. Внешняя форма и знаки становятся новой реальностью.
Декодирование— процесс прочтения потребителем закодированного в спроектированном продукте символизма; зачастую ведет к иным интерпретациям, нежели предпочтительное прочтение.
Дизайн, основанный на впечатлении— методология, позволяющая пересмотреть дизайн-задачу с точки зрения условий использования и впечатления, что влечет за собой появление бизнес-задачи, требующей применения этнографических методов для понимания пользовательского впечатления.
Дизайн-аудит— метод анализа и деконструкции сообщения впечатления через дизайн, подразумевающий выявление особенностей дизайн-процесса, политики, целей и структур управления на всех уровнях организации.
Дизайн-менеджмент— внедрение дизайна в качестве формального вида деятельности внутри организации, четк<