Живешь полной жизнью? Дополни ее машиной. Новый Renault Megane Scenic. Он говорит на твоем языке.
В современной культуре отличие — это все. Особенно среди молодежи можно заметить возрастающие субкультурные различия, основанные на классовой, половой, этнической принадлежности и сексуальной ориентации28. Эти различия находят выражение в выборе модной одежды и аксессуаров, музыкальных пристрастиях и других формах потребления. Будучи наиболее непосредственным, очевидным и одновременно глубоко личностным средством создания различий, одежда представляет собой наиболее значительную форму выделения своего «я» из всех остальных29. The Gap продает джинсы людям, которые воспринимают потребление как форму экспрессивного, вызывающего поведения.
Renault продает свой продукт потребителю постарше, но практически так же — продукт заключает в себе и выражает наши жизненные ценности, он говорит за нас. Когда-то в 1950-х годах молодые люди стали первыми представителями «простого народа», использовавшими потребление как форму самовыражения, чтобы обозначить свое отличие, создав конфликт между поколениями, главным выражением которого стал стиль потребления. Это были первые потребители-подростки. Тогдашние потребители-подростки сегодня выходят на пенсию и, как мы увидим в главе 3, переносят свои
Власть дизайна
/46
потребительские ценности, акцентирующие различия, на весьма доходный и очень важный рынок потребителей, достигших третьего возраста. И в самом деле, многие одеваются в The Gap. А четверо из них играют в группе под названием The Rolling Stones.
В своих объяснениях моделей потребления — кто, что и зачем покупает — маркетологи ранее склонялись к целесообразности сегментировать население по принадлежности к социальному классу, и вплоть до 1980-х годов казалось, что такой подход успешно работает. Социальный класс остается основным фактором, определяющим отношения между людьми, их вкусы и стиль их жизни, а потому является показателем отличия. И прежде чем обратиться к новым методикам сегментирования в исследованиях рынка, мы должны рассмотреть важность социального класса.
В таблице 1.4 приведены определения социальных классов, принятые в Великобритании; в других странах принципы разделения населения на классы в общем аналогичны. Хотя сегодня вопросы принадлежности к тендерной, этнической и возрастной группам
Социальный класс | Описание | Род деятельности |
А | Высший класс и верхушка среднего класса | Директора, руководители высшего звена и профессионалы |
Б | Средний класс | Менеджеры, руководители среднего звена и дипломированные специалисты |
В1 | Низший средний класс | Офисные и административные работники |
В2 | Квалифицированный рабочий класс | Квалифицированные рабочие |
Г | Рабочий класс | Рабочие средней квалификации и неквалифицированные рабочие |
Д | Маргиналы | Пенсионеры, получающие государственную пенсию, временные и низкооплачиваемые рабочие, получатели государственного пособия, лица, долгое время остающиеся безработными |
Таблица 1. 4. Деление на социальные классы в Великобритании
Дизайн и потребительская культура /47
сделали социальный класс менее значимым фактором в процессе самоопределения личности и формирования культуры ее поведения, классовая принадлежность человека напрямую определяет доход, которым он располагает, и, следовательно, имеет существенное значение для понимания моделей потребления. Класс, как и понятие статуса, связанное с ним (хотя совсем необязательно напрямую зависящее от него), — это форма социального отличия, которая находит свое выражение в потреблении.
В одном из исследований была определена четкая зависимость моделей потребления от классовой принадлежности человека. В 1960-1970-х годах французский социолог Пьер Бурдье провел масштабное анкетное исследование вкусов и потребительских предпочтений в музыке, литературе, живописи, одежде, мебели и еде30. Он утверждал, что люди, принадлежащие к разным социальным классам, различаются своими вкусами и определил три зоны вкуса, примерно соответствующие уровню образования и социального класса:
►истинный вкус — предпочтение отдается произведениям
Баха, Брейгеля или Гойи; «в наибольшей степени выражен
у той части правящего класса, которая обладает наиболее
значительным образовательным капиталом»;
►обывательский вкус — предпочтение отдается второстепен
ным произведениям высокого искусства, таким как «Рапсодия
в голубых тонах» Гершвина и полотна Ренуара, а также значи
тельным произведениям менее высоких видов искусства,' ка
кими, например, считаются песни Жака Бреля*; характерен
для низов среднего класса и интеллектуалов из числа правя
щего класса;
►народный вкус — предпочтение отдается легкой музыке,
как «Голубой Дунай» и «песням, полностью лишенным притяза
ний на высокое искусство, как песни... Петулы Кларк**»; на
иболее часто встречается у представителей рабочего класса.
Бурдье также обнаружил соответствия между классовыми различиями и предпочтениями в еде:
► высший класс — здесь Бурдье проводит различия между
«экономически доминирующей группой», предпочитающей
жирные соусы и десерты, а также такие показатели роскоши,
* Жак Брель (1929-1978) — бельгийский (франкоговорящий) поэт, певец, актер и режиссер. — Прим. переводчика.
** Петула Кларк (1932-...) — британская певица, актриса и композитор, известная популярными хитами 1960-х годов. — Прим.переводчика.
Власть дизайна
/ 48
как винтажное шампанское и трюфели, и «культурно доминирующей группой», предпочитающей «новую кухню»* с акцентом на эстетическом преподнесении блюд;
►средний класс — большое значение придается кулинарному
искусству; присутствуют знания о приготовлении пищи, сер
вировке и пищевой ценности;
►рабочий класс — главное, чтобы еды было в избытке, пред
почтение отдается баранине или говядине, крепкому вину,
хлебу и сыру.
Таким образом, Бурдье предлагает нам схему примерного соответствия вкуса и стиля жизни границам социального класса (модуль 1.4). Однако он отнюдь не имеет в виду, будто модель потребления просто отражает классовую принадлежность человека через уровень доходов. В своей книге «Различие» (Distinction) Бурдье утверждает, что классовые различия порождаются потреблением, а вкус — важный показатель отличий одного социального класса от другого. Он также ввел некоторые важные понятия, необходимые для понимания того, как работают эти процессы.
Модуль 1.4. Вне классовых границ — первоклассный стиль жизни
В соответствии с концепцией Бурдье, мы — то, что мы едим; наш социальный класс определяет наши вкусы в еде и напитках. Сегодняшний стиль жизни, не признающий строгих границ между социальными классами, порождает смешанные вкусы, которые объединяют в одно целое традиционную культуру рабочего класса и «высоколобые» ценности, в результате чего появляются новые коды социальных различий, в основе которых лежит вкус. В 1999 году переживающая не лучшие времена сеть супермаркетов Sainsbury модернизировала свои магазины и трансформировала свою идентичность для того, чтобы репо-зиционировать себя на рынке. С этой целью значительное количество торговых площадей, на которых ранее были выставлены любимые средним классом собрания сочинений Делии Смит**, были отданы «парню из Эссекса», телевизионному повару
* от фр. nouvelle cuisine — направление в кулинарии, революционизировавшее традиционную французскую
изысканную кухню (наше cuisine), провозгласившее превосходство продукта над рецептом и приготовле
ние новых легких блюд. — прим. переводчика.
** Делия Смит (1941 -...) — очень популярная в Великобритании шеф-повар, писательница и телеведущая,
автор многочисленных бестселлеров по кулинарии и ведущая кулинарного шоу. — прим. переводчика.
*
*Дизайн и потребительская культура
*/ 49
Джейми Оливеру. Среди рецептов Оливера наряду с тушеными голубиными грудками и фаршированными молодыми красными перцами можно найти бутерброды с беконом и бургеры. В его стиле и кулинарных рецептах отражается как смещение в сторону неформальности общения, так и важность эмоционального впечатления от процесса приема пищи. Соединив деловитую коммуникабельность рабочего класса с кулинарными изысками среднего класса, Джейми стал воплощением нового, более широкого, чем раньше, определения той группы людей, которые по своему стилю жизни могут быть отнесены к среднему классу. В 2002 году Sainsbury объявила, что благодаря Джейми Оливеру прибыль компании выросла на миллионы фунтов. Он помог «в разработке новых продуктов, а также появился в нашей рекламе на ТВ», что значительно повысило уровень продаж (www.salnsburys.co. ик).
Стиль потребления отдельного человека определяется его габитусом, (от пат. habitus). Этот термин используется для обозначения индивидуальных вкусов и предпочтений в искусстве, еде, досуге и других областях культуры и культурных товарах. Потребление '— далеко не единственный способ проявления габитуса; он также выражается и через тело человека — его акцент, язык телодвижений, манеры, фигуру и т.д. Бурдье утверждает, что каждый класс и группа внутри класса обладают собственным, отличным от других габитусом, который и становится выражением системы вкусов и стиля жизни человека. Габитус определяется не только доступом к экономическому капиталу — уровню доходов социального класса, — но и культурным, капиталом. Культурный капитал — это уровень образования, понимания искусства, литературы, дизайна и других культурных видов деятельности, способность видеть культурные различия и выносить суждения в области культуры.
Концепция габитуса и культурного капитала, а также примеры того, как классовые различия порождаются потреблением, придают особую ценность исследованию Бурдье с точки зрения предмета нашего обсуждения. Однако Бурдье часто критикуют за то, что в своей концепции он сосредоточивается исключительно на классовых различиях, забывая о таких важных социальных характеристиках, как пол и возраст. Его также критикуют с методологической точки зрения за использование анкетного исследования, которое дает только статический взгляд на то, что человек потребляет, и не дает динамического понимания того, как это потребление происходит.
Власть дизайна
/ 50
На более прозаическом уровне в 1980-х годах исследования рынка показали, что классовая принадлежность стала ненадежным показателем потребительских предпочтений, а для понимания и объяснения моделей потребления появилось новое понятие — стиль жизни. Именно оно помогло объяснить произошедший в развитых странах социальный и культурный сдвиг от массовой культуры со свойственной ей единой системой ценностей и общими условностями жизни в сторону более разнородных социальных ценностей и условностей.
Одним из первых этот культурный сдвиг прокомментировал Эл-вин Тоффлер в своей книге «Будущий шок» (FutureShock). Несмотря на то что книга была опубликована в 1970 году, она и сегодня представляет собой интересное и ценное исследование тенденций развития потребительской культуры31. Основная идея книги Тоф-флера — разнообразие, причем во всем: в ассортименте имеющихся продуктов, в искусстве, в массовой культуре, в системах ценностей и в субкультурах, из которых состоит наше общество. Стиль жизни помогает нам разобраться в культурном хаосе, царящем вокруг нас: «В беспорядке конфликтующих моральных принципов, в неразберихе, вызванной избытком выбора, самым мощным, самым полезным суперпродуктом является основополагающий принцип жизни. И именно это предлагает нам стиль жизни»32.
Мы можем рассматривать стиль жизни как «особый образ жизни» или как «отражение жизненных ценностей в предпочитаемом стиле потребления». Поскольку наше общество и наша культура изменяются все быстрее и предлагают все больше вариантов потребительского выбора, количество разнообразных стилей жизни тоже растет. Исследователи последних объединяют человеческие отношения, мнения, убеждения и модели потребления в группы с единой целью — определить широкие категории стиля жизни. При этом они обычно дают им далеко не самые приятные названия — яппи (от англ. yuppies — молодые профессионалы, стремящиеся к карьерному росту) или динки (от англ. dinkies — люди, получающие двойные доходы и не имеющие детей). Группа людей, которым присущ определенный стиль жизни, часто ассоциируется с потребительским набором, в котором продукты усиливают символическое значение друг друга. Например, яппи 1980-х годов ассоциируются с потребительским набором, включающим в себя автомобиль BMW, часы Rolex, органайзер Filofax и одежду от Gucci Зачастую продукты получают символическую значимость благодаря тому, что их помещают в соответствующий набор с помощью рекламы
Дизайн и потребительская культура /51
либо стайлинга. Корпоративное спонсорство также может насыщать бренды жизненными ценностями, как в случае поддержки компанией Reebok организации «Международная амнистия» (Amnesty International).
Большая часть исследований стиля жизни посвящена изучению той потребительской группы, которой компания хочет продать свой продукт. Зачастую подобные исследования принимают форму психографии, разделяющей потребителей на мотивацион-ные группы в зависимости от их отношения к социальным проблемам, окружающей среде, приобретению товаров и т.д. Цель психографии — понять, почему потребители покупают определенные продукты, и определить тот аспект стиля жизни, который отвечает за мотивацию большей части потребителей данного продукта. Считается, что 20% пользователей любого продукта обеспечивают 80% от всего объема его продаж33, поэтому определение активных пользователей способно помочь эффективнее сфокусировать маркетинговые ресурсы.
Одним из самых известных примеров этого может послужить рекламная кампания, проведенная CLM/BBDO* для Международного секретариата по шерсти (International Wool Secretariat)34. Задавшись целью позиционировать марку Woolmark для паневро-пейского сегмента рынка, агентство заказало психографическое исследование, в результате которого рынок был разделен на три мотивационные категории потребителей: мотивируемые необходимостью, внешне управляемые и внутренне управляемые. Исследование касалось в основном паневропейских социальных инноваторов, находящихся на передовой рынка, в возрасте от 20 до 35 лет. Ключевыми стимулами для этой группы оказались:
►желание получить эмоциональное впечатление;
►потребность во впечатлениях от всех органов чувств;
►поиски приключений;
►налаживание связей;
►исследование новых интеллектуальных рубежей.
Два термина из этого списка сами по себе имеют первостепенное значение для нашей книги. Желание получить эмоциональное впечатление присуще людям, испытывающим потребность «ощущать свое тело по-новому, иначе и более интенсивно, желающим чаще получать эмоциональные впечатления и наслаждаться немно-
* Главное креативное агентство BBDO Group Paris, подразделения сети рекламных групп BBDO Worldwide. — Прим. переводчика.
Власть дизайна
/ 52
го опасными или запрещенными вещами»35. Потребность человека получать впечатления от всех органов чувств выражается в удовольствии от прикосновения к шелку, вдыхания аромата кофе и вкусовых ощущений от вкушения созревшего сыра бри. Основываясь на результатах данного исследования, агентство разработало чрезвычайно образную и чувственную рекламную кампанию, главным образом которой стала молодая пара, окутанная нежным и теплым объятием шерстяных свитеров.
Существует несколько способов использования понятия стиля жизни при создании дизайна. Во-первых, мы можем составить схему изменяющихся ценностей, отношений и социальных тенденций — неустойчивых форм различия, — что, в свою очередь, может послужить отправной точкой для дальнейших дизайнерских исследований и концептуальных разработок. Во-вторых, дизайнер может вписать существующий продукт в определенный стиль жизни, чтобы адаптировать его к самым различным сегментам рынка. Дю Гей приводит пример того, как команда дизайнеров Sony адаптировала плеер Walkman, создав на его основе новый ряд продуктов под общим названием My First Sony, предназначенных для детей. Фирменный стиль, вместе с упаковкой и визуальным представлением, создает характерную идентичность бренда: «применив свои глубокие познания в семиотике, дизайнеры придали целой серии продуктов совершенно новый уровень значения»36.
И, наконец, мы можем использовать маркетинговые стратегии, как в примере с Woolmark, задача которых — имплантация жизненного стиля в продукт с помощью рекламы. В этом случае целью рекламной кампании становится позиционирование продукта'как отличительного признака определенного стиля жизни, и достигается это с помощью помещения его в определенный потребительский набор либо посредством использования других ассоциативных знаков, выражающих особые ценности продукта (модуль 1.5).
Модуль 1.5. Дизайн как отличительное средство flpple iMoc
Звезда фильма «Парк Юрского периода» Джефф Голдблюм в начале телевизионного рекламного ролика для Apple iMac задает вопрос о том, почему компьютерные компании делают компьютеры исключительно бежевого цвета: «Это просто глупо.
Дизайн и потребительская культура
/53
Они что, совсем разучились думать?» Затем в кадре появляется синий iMac — Bondi Blue, — и ролик заканчивается девизом рекламной кампании Apple: «Думай иначе». От цветного полупрозрачного корпуса, сделанного по принципу «все в одном», до процессора G3 внутри этого корпуса и, естественно, дружественной к пользователю операционной системы Мае — все в линейке компьютеров (Мае и аналогичных им ноутбуках iBook было тем самым «иным». Представленный на рынке в различной цветовой гамме iMac был спроектирован британским промышленным дизайнером Джонатаном Айви и его командой из Apple. В техническом плане перед ними стояла задача вернуться к первоначальной цели Apple — созданию компьютеров, которые стали бы персональным инструментом для творчества; главным критерием должна была стать ориентация на пользователя и его впечатления от использования компьютера. В результате работа над iMac и iBook не ограничилась разработкой нового внешнего дизайна; при его создании были использованы инновационные материалы, пересмотрена внутренняя архитектура компьютера и внедрены новые, удобные возможности создания беспроводной связи. Более того, дизайн этих компьютеров предусматривал доступ в Интернет по принципу «подключись и работай». iMac стал самым быстро раскупаемым компьютером всех времен и, что весьма важно, завоевал многих первичных покупателей, подорвав — пусть и незначительно — господство Windows PC на компьютерном рынке и вернув Apple ее положение одного из крупнейших и наиболее рентабельных производителей компьютерной техники в мире. Выпуск iMac на рынок сопровождался 100-миллионной рекламной кампанией, которая подчеркивала его отличия от всех других компьютеров, и породил уйму продуктов-двойников, принесших в скучный светло-бежевый мир компьютерного рынка яркие цвета и полупрозрачность. Завоевав в 1999 году в Лондоне престижную награду в области дизайна D&AD Design Awards, iMac заслужил похвалу Ричарда Сеймура — одного из партнеров в консалтинговой фирме Seymour Powell и президента D&AD: «Мы находимся на пороге новой эры, главными признаками которой станут грандиозное многообразие и массовая кастомизация продуктов и услуг. То время, когда потребителям приходилось довольствоваться только тем, что им предлагают, ушло навсегда. Сегодня потребительский выбор — это то, какой продукт они хотят видеть, а не то, какой продукт вы готовы им предложить. Данная тенденция будет иметь самые
Власть дизайна
/54
серьезные последствия для всех и каждого». Инновационный промышленный дизайн в сочетании с эффективным маркетингом инициировал переход рынка ПК на новую стадию — стадию превращения ПК из чисто функционального предмета потребления в средство выражения вкуса и особенностей личности отдельного человека. Сегодня компьютер — модный престижный продукт, отражающий определенный стиль жизни своего владельца. Если маркетинг акцентирует отличие продукта от других, то дизайн — тот процесс, который придает этому отличию физическую форму. «Компьютерная индустрия созрела для этого, — заявляет Марк Кимборо, глава техасской компании Design Edge. — Она наконец-то повзрослела. Я имею в виду следующее: если взглянуть на любой компьютер на рынке с точки зрения технологий, окажется, что все они примерно одинаковые. Так в чем же тогда заключается стратегическое преимущество? В дизайне».
Потребительская культура как творческий процесс
Из всего вышесказанного может создаться впечатление, что потребление — это целиком пассивный процесс, в котором нами как потребителями манипулируют рекламодатели, маркетологи и дизайнеры, заставляющие нас покупать знаки, подчеркивающие наше отличие друг от друга. На первый взгляд кажется, будто Бурдье считает, что вкус;'человека становится результатом процесса приобретения культурного капитала, а психография — не более чем маркетинговый прием, цель которого — правильно продавать свитера, используя подходящие знаки, людям, которые никогда и не думали, что эти свитера им нужны. Жан Бодрийяр, влиятельный в данной области автор, даже называет это «обучением систематическому и организованному потреблению»37.
Ранние работы Бодрийяра были в основном посвящены значению и роли объектов и товаров потребления. Подобно другим теоретикам, упомянутым нами выше, автор задается вопросом о том, каким образом отдельные личности и группы используют знаковую ценность товаров потребления в качестве языка для обозначения различий в своих вкусах и статусе. Как утверждал Бодрийяр в своих более поздних работах, товары потребления и знаки окончательно слились воедино в гиперреальности века информации. Внешний вид — вот то, что стало наиболее важным, что получило первостепенное значение. Знаки все больше и больше приобретают самостоятельное значение.
Дизайн и потребительская культура
/55
По мнению Бодрийяра, средства массовой информации стали мощным механизмом создания образов, постоянно требующим и создающим все новые и новые образы, которые, являясь симуляцией реальности, размывают границы между реальностью и вымыслом. Позиция Жана Бодрийяра — это позиция фаталиста. С его точки зрения получается, что стили раскладываются по упаковкам и продаются нам, причем с одной единственной целью — заставить нас потреблять еще и еще и уж совсем не для того, чтобы удовлетворить какую-либо основную жизненную потребность. Образы, создаваемые средствами массовой информации, не изображают реальность, поскольку теперь они сами и есть реальность. Все, что нам остается, утверждает Бодрийяр, — получать удовольствие от этого зрелища.
Читая эти строки, о чем вы думаете? Очень надеемся, что вы не ограничиваетесь пассивным принятием на веру всего сказанного нами. Такие авторы, как мы, или Жан Бодрийяр, или любой другой из процитированных выше, предлагают читателям свои идеи не для пассивного восприятия, а для критического рассмотрения: мы либо потребляем, либо взаимодействуем — это справедливо применительно не только к чтению, но и ко всему остальному. Мы полагаем, что некоторые идеи окажутся неизбежно отвергнутыми, другие же — присвоенными и интерпретированными с учетом приобретенного опыта, а затем на основе этой интерпретации будут сформулированы новые, собственные и оригинальные идеи. По крайней мере, мы на это надеемся.
Анализируя все большую изощренность рекламы, маркетинга, дизайна и других средств манипулирования потребительским выбором, мы предпочли смотреть на вещи с точки зрения фатализма, и за это на первых порах нас можно было простить. Однако изначально присущее людям творческое начало и их зачастую упрямое отрицание глянцевого маркетинга заставило некоторых авторов увидеть в потребительстве освобождающую силу. Истина же, конечно, находится где-то посередине между этими двумя крайними точками зрения.
В своей очень подробной и не менее известной статье Дик Хебдидж проанализировал историю выпуска на рынок мопеда38. Изначально этот продукт проектировался и продавался для женщин — в его конструкции целенаправленно предусматривалась возможность без труда ездить на нем в юбке, но другая группа потребителей изменила контекст мопеда, присвоила его себе и трансформировала его тендерную принадлежность. В начале 1960-х
Власть дизайна
/56
годов мопед стал синонимом движения модов*, использовавших Lambretta** в качестве модного престижного аксессуара. Этот аксессуар владелец непременно переделывал под себя. Возникла целая новая субкультура, и центральным выражением ее идентичности стал мопед. Он оказался тем, о чем его создатели и подумать не могли, — машиной, украшенной зеркалами и другими аксессуарами, на которой разъезжают прилично одетые молодые люди.
Десятью годами позже другая молодежная субкультура присвоила мужской предмет одежды, сделав его модным и женским. История женских лосин бросает вызов манипуляционной теории просачивающейся моды. По словам Анжелы МакРобби, поначалу лосины представляли собой мужское зимнее нижнее белье с эластичным поясом и откоском и продавались в таких местах, как, например, Camden Market в Лондоне. В конце 1970-х годов девушки-панки стали покупать их, красить в черный цвет и носить в качестве самостоятельного элемента летней одежды. Оперативно среагировав на новое веяние молодежной моды продавцы на рынке сами стали красить лосины в черный цвет. Однако в новоиспеченном элементе женского летнего гардероба имелись некоторые внутренние изъяны: лосины были слишком низкими по талии, и откосок портил линию переда. Вскоре маленькие фирмы изменили дизайн лосин и стали уже официально продавать их как одежду для женщин. «К летним сезонам 1985 и 1986 годов в них было одето, кажется, все женское население страны в возрасте до 30 лет»39.
Эти два примера проясняют ключевой аспект, касающийся роли дизайна- в ходе потребления. Дизайн — это процесс, в результате которого продукт получает закодированное символическое значение, выражающееся через дизайн самого продукта и дизайн его рекламы. Цель кодирования — указать покупателям на предпочтительное прочтение продукта, то есть на то, как он должен ими восприниматься. Например, предпочтительное прочтение мопеда, закодированное в стилизации и маркетинговой стратегии, состояло в представлении его как женского вида транспорта. Однако в процессе потребления символическое значение продукта часто подвергается декодированию — разные субкультуры читают его по-своему. Поэтому вполне возможны альтернативные прочтения. Именно благодаря этому мопед стал мужским продуктом. Таким образом, в практике повседневной жизни продукты могут изменить
* Группы хулиганствующей молодежи в конце 1950-х — начале 1960-х годов, которые крикливо одевались, ЕЗДИЛИ НА МОПЕДАХ, УСТРАИВАЛИ ДРАКИ С РОКЕРАМИ. — ПРИМ. ПЕРЕВОДЧИКА.
** Итальянская марка мопеда. — Прим. переводчика.
Дизайн и потребительская культура /57
свою природу совершенно неожиданным для создателей образом. Этот процесс творческой реконтекстуализации зачастую требует от дизайнеров изменять дизайн продукта, чтобы вписать его в новое прочтение и подогнать под новый способ использования, как это произошло в истории лосин.
Понятие кодирования/декодирования пришло из анализа прочтения телевизионных текстов, проведенного Стюартом Холлом, но мы можем расширить его применение на целый ряд культурных продуктов40. Холл выделяет три основные формы декодирования:
►доминантное — означает приятие потребителем предпочти
тельного прочтения;
►договорное — допускает некоторую долю реинтерпретации;
►противоположное — представляет собой радикальное отрица
ние предпочтительного прочтения в пользу альтернативного.
История мопеда и лосин — яркий пример противоположного декодирования, которого вполне можно ожидать от молодежных субкультур, имеющих совершенно другие системы ценностей и символические коды в своих моделях потребления. Модуль 1.6 — -еще одна иллюстрация к вышесказанному.
Модуль 1.6. Nokia — глобальная культура творческого потребления
Интерпретация большинства продуктов имеет договорной характер, поскольку в результате процесса потребления они предоставляют нам новые возможности и подстраиваются под наши изменяющиеся модели поведения и привычки. Проследить этот процесс договорного кодирования можно на примере появления новых информационных и коммуникационных технологий. Мобильный телефон изначально был спроектирован и продавался на заре 1990-х годов как мужской продукт для бизнесменов, сигнализирующий о высоком общественном положении своего владельца. Однако это изобретение попало в мир, населенный студентами, живущими в съемных квартирах, курьерами, большую часть времени проводящими в дороге, состоятельными домохозяйками и другими людьми, которые также могли извлечь действительную выгоду из мобильной телефонии. Как следствие, этот высокотехнологичный предмет роскоши подвергся декодированию, а затем и перепроектированию и ремаркетин-гу, трансформировавшись, наконец, в удобное в использовании
Власть дизайна
/ 58
средство общения, незаменимое в личной жизни и в работе. Говоря о потреблении подобных новых коммуникационных технологий, МакКей отмечает:
Технологии не встраиваются в аппаратные средства, а скорее ФОРМИРУЮТСЯ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЧАСТНОЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ и быта... Задействованные здесь процессы отнюдь не имеют
ОДНОСТОРОННЕГО ХАРАКТЕРА, ПОСКОЛЬКУ ПОТРЕБЛЕНИЕ, ПОСРЕДСТВОМ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ С ПОТРЕБИТЕЛЕМ, СТАНОВИТСЯ ГЛАВНЫМ ФАКТОРОМ, ВЛИЯЮЩИМ НА ДИЗАЙН ТЕХНОЛОГИЙ И ЕГО ИЗМЕНЕНИЕ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОТРЕБИТЕЛИ — ЭТО НЕ ПРОСТО ПАССИВНЫЕ ПОЛУЧАТЕЛИ ИННОВАЦИЙ, НАПРОТИВ: В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ ОНИ ИГРАЮТ КЛЮЧЕВУЮ РОЛЬ41.
Компания Nokia подняла свои взаимоотношения с потребителями на качественно новый, по сравнению с конкурентами, уровень. На своем веб-сайте (www.nokia.com) она приглашает посетителей поделиться новыми вариантами применения или предложить свои разработки продуктов мобильных средств связи, часть из которых даже была использована в фильме «Особое мнение». В напечатанных мелким шрифтом условиях договора о предложениях, присылаемых по электронной почте, компания Nokia уточняет: как только вы щелкаете по кнопке «Отослать», все права на интеллектуальную собственность, касающиеся вашего предложения, автоматически переходят к Nokia. Множество неофициальных веб-сайтов было создано восторженными энтузиастами-потребителями продуктов Nokia. Подобные потребительские субкультуры возникают вокруг многих продуктов, а подгоняет этот процесс Интернет — востребованное средство создания пользовательских сообществ по всему миру.
Потребление играет важнейшую роль в том, как человек творит свою собственную жизнь — как общается с друзьями и с семьей, как проводит свой досуг, неважно один или в компании, как организует и выполняет свою работу. Для некоторых людей, особенно для молодых, процесс потребления становится процессом выражения своих эмоций, своей индивидуальности и гедонизма. Потребление подчеркивает их отличие от других и доставляет удовольствие, а кому-то дает четкий набор критериев для установления различий и определения статуса личности в обществе. В мире, где большинство из нас ощущают бессилие и беспомощность — в работе и в политике, — потребление становится источником свободы выбора
Дизайн и потребительская культура
/59
и самостоятельности. Выступая в роли потребителей, мы не являемся ни пассивными жертвами, ни птицами свободного полета. Наше потребление обладает внутренне присущими ему ограничениями и немалой степенью внешнего давления, однако в рамках этих границ мы строим свою жизнь и наполняем ее смыслом.
Потребительская культура представляет собой договорной и творческий процесс. С одной стороны, дизайнеры — это те культурные посредники, которые придают товарам и услугам определенную форму, создают для них упаковку и разрабатывают способы их презентации, наделяя их при этом предпочтительным прочтением. С другой стороны, потребление — это договорной процесс, а прочтения могут по-разному интерпретироваться и трансформироваться. Основная задача дизайнеров — понять, как люди конструируют смысл и значение созданных дизайнерами предметов, каким образом у потребителей формируются новые впечатления от продуктов. А такая задача означает необходимость принципиального пересмотра дизайна как профессионального вида деятельности в целом.
Дизайн кок смысл жизни? '
Возможно, этот тезис и не вполне справедлив. Однако в данной главе мы изучили роль потребления в нашей культуре, убедились и проследили, как оно стало не только движущей силой экономического роста, но и ключевым источником создания смысла и формирования идентичности. Понятие культурной экономики наглядно показывает: культура и экономика тесно переплетены и взаимозависимы. На сегодняшний день потребление — это нечто гораздо большее, нежели просто средство удовлетворения функциональных потребностей. Сегодня люди нуждаются в эмоциональных, чувственных и экспрессивных впечатлениях, в получении которых существенную роль играют потребляемые ими товары и услуги. Мы увидели, что дизайн как профессиональный вид деятельности кодирует в товарах и услугах символические значения и интерпретацию, но и это далеко не самое главное в потреблении. В процессе декодирования потребители выявляют новые значения, новые способы использования продукта и новые требования впечатлений. Следовательно, задача, стоящая перед дизайнерами, — научиться лучше разбираться в механизме процессов потребления, в том, как люди используют продукты дизайна вообще и для создания собственной повседневной жизни и культурных смыслов в частности.
Власть дизайна
/60
В нашей потребительской культуре все мы, в той или иной степени, дизайнеры: мы принимаем дизайнерские решения, касающиеся домов, в которых живем, одежды, которую носим, развлечений, которые мы потребляем, и стиля жизни, которому хотим найти выражение. Цитируя Дэвида Чейни, можно сказать, что такая «повседневная работа по потреблению раскрывает понятие дизайна как способа использования, наполненного значимостью»42. Потребительская культура — это впечатление от дизайна, которое объединяет производство с потреблением, а профессионального дизайнера — с творчески мыслящим потребителем. Будучи культурными посредниками, дизайнеры играю