Визуальные элементы рекламы (изображение)
Эффективная реклама не только воздействует, побуждает к покупке, но и доставляет эстетическое удовольствие. Критерием такой эффективности выступают положительные эмоции, желание увидеть рекламу еще раз. В этом случае большую роль играет профессиональный дизайн.
Однако замысловатый дизайн, разнообразие абстрактных сочетаний и геометрических фигур, шрифтов и незнакомых символов в рекламе является скорее отрицательным фактором эффективности, чем положительным. Количество абстрактных, не несущих никакого смысла, элементов препятствует распознаванию информации и снижает запоминаемость представленных образов. Множество смысловых и графических элементов заставляет наблюдателя проделывать тяжелую умственную работу.
Если идея рекламы формулируется, как правило, вербально, форма представления идеи является, как правило, наглядной. Вопрос соотношения текста и изображений в рекламе решается в соответствии с целями, средствами и опытом разработчика.
Однако невербальные компоненты рекламного сообщения позволяют передать больше информации, чем вербальные. Условия восприятия рекламы (кратковременный характер, информационный шум, множество посторонних объектов) требуют того, чтобы фраза, по-возможности, была представлена в виде некоего визуального образа. Такое представление дает следующие преимущества:
1) если длинный рекламный текст заменить изображением, то информация будет восприниматься намного быстрее. Содержание сообщения будет правильно интерпретировано наблюдателем за короткое время (доли секунды);
2) люди, читающие один и тот же текст, «визуализируют» его по-разному. Изображения чаще воспринимаются всеми одинаково (данное утверждение более справедливо для людей одного типа с точки зрения их социально-психологических особенностей);
3) изображение представляет специфику товара, обладающего внешней привлекательностью. К тому же можно использовать дополнительные визуальные элементы, которые делают все рекламное сообщение в общем привлекательным (например, фото красивых женщин);
4) люди склонны подсознательно значительно больше доверять визуальной информации («Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»);
5) рекламный текст, воспринимаемый после просмотра изображения, представляется аргументированным и обоснованным изображением;
6) изображение быстрее вызывает эмоциональную реакцию, чем текст, что в случае правильно выбранного изображения способствует положительному настрою адресата на последующее сообщение, вызывает его доверие и расположение.
Итак, изображение является основным невербальным компонентом рекламного сообщения, подтверждающим достоверность вербального сообщения.
Типы изображений в рекламе
По степени важности визуальные элементы рекламы делятся на:
1) основные: изображение товара и способа его использования; изображение, символизирующего основную выгоду; логотип и существенные надписи (слона и заголовок); фото типичного потребителя и его состояния при использовании товара и др. Это то, что должно привлекать внимание и вызывать интерес потребителя, заставить его прочитать ОРТ;
2) второстепенные: различные декоративные элементы, делающие сообщение визуально более привлекательным; надписи (ОРТ, контакты, сведения о лицензировании и сертификации и пр.); фоновые изображения и пр.
Задача дизайнера – добиться того, чтобы второстепенные визуальные элементы не мешали восприятию. Основная рекламная иллюстрация должна привлекать и удерживать внимание реципиента, содержать в себе нечто оригинальное и привлекательное.
По способу создания:
1) сканированные изображения (например, источником может стать фотопленка);
2) фотография;
3) рисованные иллюстрации;
4) изображения, полученные путем 3D-моделирования.
По смысловому содержанию:
1) знак (знаки препинания, буквы, цифры и прочее);
2) символ (символическое представление выгоды);
3) прямое представление товара (часто с указанием цены или условий акции);
4) представление продукта в процессе использования или потребителя в типичной ситуации использования (люди в банке, в супермаркете);
5) демонстрация результата использования продукта.
По изменяемости во времени:
1) статичное изображение (реклама в прессе, наружная реклама);
2) анимация (мультипликация в рекламе, анимированные баннеры в интернете, анимационные элементы промо-сайтов);
3) видео (реклама на ТВ, вирусная реклама);
4) изображение, которое может изменяться в течение дня, при особых условиях освещения.
По функциональному назначению:
1) ай-стоппер (eye-stopper) – изображение, «цепляющее» внимание зрителя в силу своей масштабности, ракурса, цветовых решений и пр.;
2) изображение-образ, которое привлекает внимание покупателя и несет для него новую и полезную информацию о рекламируемом объекте.
Механизм визуального восприятия рекламы
Почти все зрители в одинаковой последовательности рассматривают композиции на листе или экране. Последовательность обзора идет обычно следующим образом: слева на право, сверху вниз. Взгляд движется сначала к картинке (привлекающее действие), задерживается считанные мгновения, затем читается крупный текст (процесс считывания); далее взгляд устремляется опять к картинке. После этого зритель сопоставляет увиденное и прочитанное, в его сознании формируется образ, устанавливается степень важности и привлекательности информации. При этом мозг человека выделяет из изображения сначала людей, затем динамические предметы (машины, облака), затем неподвижные предметы.
Таким образом, основная роль в привлечении внимания и его удержании принадлежит изображению (графическому образу, Key-Visual), далее заголовку или слогану (в зависимости о того, что выделено как основополагающая коммуникативная фраза).
Как отмечают специалисты по рекламе, иллюстрация или заголовок должны привлечь внимание зрителя, дать ему определенное представление о предмете рекламы, создать у него благоприятное впечатление об этом товаре и, в конечном итоге, заставить его купить этот товар.
Если художественный строй композиции совпадает с приведенным направлением обзора, происходит сложение этих двух факторов. Смысловое несоответствие изображения и основного коммуникативного послания становится непреодолимым препятствием для восприятия.
Е.Елина приводит варианты соотношения основных вербальных и визуальных элементов рекламы[28]:
1) доминирующая роль текста;
2) доминирующая роль изображения;
3) текст как комментарий к изображению;
4) изображение как иллюстрация к тексту;
5) независимые номинативные взаимоотношения (изображение и текст самостоятельно несут информацию с одной целью – назвать предмет рекламы);
6) независимые отношения (и изображение, и текст участвуют в создании контекста, динамической ситуации, в которой предъявляется предмет рекламы);
7) текст как графически оформленная речь персонажа.
Эстетические качества визуального рекламного образа[29]:
1) простота (лаконичность). Простота визуального решения требует акцентирования тех элементов, которые способствуют точному пониманию значения рекламного образа. Попытки «усложнения» визуальной составляющей рекламного образа могут привести к обратному эффекту — играть роль визуальных раздражителей, мешающих восприятию главного. Так, средства графического дизайна не должны содержать большого числа переплетающихся лини мелких подробных деталей и пр.;
2) гармоничность пропорций (симметричность, уравновешенность);
3) четкость (ясность плана и композиции);
4) целесообразность целого и каждого составляющего элемента.
Визуальный рекламный образ является отражением реальности, однако, с определенной степенью условности:
1.Естественная условность опирается на реалистичность и достоверность изображения, обращаясь к фотоизображению рекламируемого товара. Оригинальность визуального решения такого изображения определяется средствами композиционной выразительности (ракурс, фон, освещение, фактура, текстура).
2.Проектная условность предполагает осознанное и демонстративное нарушение реалистичности, позволяющие продемонстрировать потребителю скрытые от него свойства товара.
При выборе выразительных средств, тем, визуальных символов и знаков для создания образа рекламируемого объекта необходимо учитывать следующие моменты:
1.Особенности рекламируемого объекта. Для этих целей проводятся исследования в целях сбора информации о товаре.
2.Психологические особенности восприятия (гаштальт-психология) – это понимание того, как человек воспринимает элементы формы, различает их и по каким признакам идентифицирует предмет.
3.Мотивацию и потребности целевой аудитории (психология личности), чтобы выяснить, что является ценным для человека и о каких качествах должна сообщить ТМ.
4.Коллективное бессознательное и поведение человека в обществе (социология и социальная психология), чтобы выяснить, как формируются коллективные чувства и массовые представления, как они развиваются в социальной среде.
*Примеры. С помощью различных исследований рекламы были выявлены темы и образы, которые более привлекательных для людей. Привлекающими внимание абстрактные мотивы: секс, любовь, война, разрушение, смерть, социальное событие, еда, ландшафты, сказки, мифы, лица, приключение, физическая сила.
Привлекающие внимание персонажи: новобрачные, дети, животные, знаменитости, люди в экстравагантных одеждах, люди со странностями, люди, фигурирующие в тексте, нереальные персонажи, больные, романтичные личности, люди во время знаменательного события в их жизни.
Привлекающие внимание иллюстрации: продукты, упаковка, товар в действии, польза от использования товара, сравнение с конкурентами, юмор, знаменитость, прием «до и после использования», что происходит, если продукт не использовать.