Лекция 6. Ассортиментная, стоимостная и информационная фальсификация

1. Признаки и разновидности ассортиментной фальсификации

2. Стоимостная фальсификация

3. Информационная фальсификация

1 Признаки иразновидности ассортиментной фальсификации

При ассортиментной фальсификации подделка осуществляете путем полной или частной замены товара его заменителем другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков. Признаки, характерные для отдельных разновидностей ассортиментной фальсификации, представлены на схеме 4.

Лекция 6. Ассортиментная, стоимостная и информационная фальсификация - student2.ru

Для заменителей характерны определенные особенности: значительная дешевизна по сравнению с натуральным товаром, пониженные потребительские свойства, идентичность (сходство) наиболее характерных признаков (внешнего вида, цвета, вкуса и запаха, конси­стенции).

В зависимости от средств фальсификации, схожести свойств заменителя ифальсифи­цируемого продукта различают следующие способы фальсификации:

частичная замена продукта водой;

добавление в продукт низкоценного заменителя, имитирующего натуральный про­дукт;

замена натурального продукта имитатором.

Все заменители, применяемые при ассортиментной фальсификации, подразделяют на две группы: пищевые и непищевые.

Пищевые заменители — более дешевые продукты питания, отличающиеся понижен­ной пищевой ценностью и сходством с натуральным продуктом по одному или нескольким признакам.

В качестве средств ассортиментной фальсификации наиболее часто используют воду для жидких продуктов и другие имитаторы натурального продукта, схожие по определен­ным, наиболее характерным признакам.

Вода — наиболее распространенный заменитель жидких прозрачных продуктов, осо­бенно таких, как спирт, водка, прозрачных бесцветных наливок, настоек, белых вин, мине­ральных вод. Для окрашенных напитков применяется дополнительно подкрашивание, ими­тирующее цвет натурального продукта. Например, подкрашивают воду при ассортиментной фальсификации коньяка, рома, розовых и красных вин, пива, кваса, окрашенных безалко­гольных напитков.

Вода как заменитель натурального продукта часто используется при качественной фальсификации, когда натуральный продукт разбавляется водой незначительно либо увлаж­няется тем или иным способом (например, сахар, сухофрукты и другие сухие продукты по­мещаются во влажное помещение).

При использовании воды в качестве пищевого заменителя; иногда очень трудно про­вести грань между ассортиментной фальсификацией, когда фальсифицированный продукт не является целиком натуральным, и качественной, в результате которой получается разбавлен­ный, некачественный продукт.

Если ассортиментную фальсификацию водой легко обнаружить по вкусу и запаху, то качественную фальсификацию при незначительном разбавлении водой заметить может толь­ко опытный дегустатор. Большинство потребителей могут даже не заметить фальсификации или будут не уверены в своих догадках, основанных на органолептической оценке.

Исследования показали, что при добавлении в соки и вина 10 % воды дегустаторы не заметили фальсификации. При добавлении 20 % воды примерно треть дегустаторов высказа­ла сомнения по поводу качества и лишь при 50 % разбавления большинство дегустаторов указало на водянистость вкуса.

Незначительное разбавление водой не позволяет выявить фальсификацию с помощью физико-химических показателей, так как содержание Сахаров и кислот, как правило, выше предельно допустимой нормы и разбавление до 10 % не вызывает несоответствия фактиче­ского содержания растворимых сухих веществ, Сахаров и кислот установленным нормам Более того, титруемая кислотность может остаться на том же уровне, так как при разбавле­нии водой усиливается диссоциация кислот и кислых солей, вследствие чего повышается со­держание ионов Н~ в растворе. Только при сильном разбавлении (более 30 %) изменяются физико-химические показатели.

Степень безопасности фальсифицируемого продукта зависит от качества используе­мой воды. При использовании недоброкачественной воды, например по микробиологиче­ским показателям, даже разбавленный продукт может стать опасным.

К пищевым заменителям, используемым для целей фальсификации, относятся также различные имитаторы, т.е. продукты, применяемые или специально разработанные для заме­ны натуральных продовольственных товаров. Примером могут служить кофейные напитки на основе зерновых, цикория и т.п., концентраты, сиропы, соки и напитки с использованием синтетических красителей, кислот, ароматизаторов.

При ассортиментной фальсификации происходит частичная или полная замена нату­рального продукта его заменителем. Возможна также частичная или полная замена высоко-

ценных товаров другим менее ценным товаром, относящимся к другой или той же однород­ной группе, но иного вида. Так, довольно часто картофельный крахмал фальсифицируется пшеничной мукой или кукурузным крахмалом. Распространенным видом фальсификации является подмена сливочного масла маргарином.

Непищевые заменители относятся к объектам органического или минерального про­исхождения и непригодны для пищевых целей. Многие из них могут нанести вред здоровью человека, а иногда привести и к смертельному исходу.

В качестве непищевых заменителей чаще всего применяют мел, гипс, известь, золу для примеси к муке, крахмалу. Иногда к муке и крупе добавляли мелкоизмельченные приме­си сорных трав или протравленное семенное зерно, обработанное ядохимикатами. В настоя­щее время такие грубые способы фальсификации практически не применяются, а при про­мышленном производстве совсем не встречаются.

При заготовках картофеля и корнеплодов распространенным способом фальсифика­ции является примесь сверх установленных норм земли, корней, растительных остатков.

2 Стоимостная фальсификация

Стоимостная фальсификаг^ия - это обман потребителя путем реализации низкокаче­ственных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характе­ристик по цене товаров больших размеров.

Этот вид фальсификации — самый распространенный, так как совмещается со всеми другими видами фальсификации. Более того, именно стоимостная фальсификация является главной целью обмана потребителей, так как позволяет получить незаконную прибыль путем незаконного повышения цен. В условиях рыночной экономики, одной из характерных черт которой являются нерегулируемые цены, стоимостная фальсификация применяется либо для фальсифицирования низкокачественных или даже опасных товаров, либо в целях ценовой конкуренции, в частности для создания потребительских предпочтений с помощью пони­женных цен.

Существует несколько разновидностей стоимостной фальсификации:

реализация фальсифицированных товаров по ценам, аналогичным или лидирующим для натурального продукта;

реализация фальсифицированных товаров по пониженным ценам по сравнению с на­туральным аналогом;

реализация фальсифицированных товаров по ценам, превышающим цены на нату­ральные аналоги.

Последняя из указанных разновидностей фальсификации встречается редко и рассчи­тана на сегмент потребителей, у которых высокие цены ассоциируются с высоким качеством товаров. Она возможна также в ситуации чрезмерного спроса и недостаточности предложе­ния натурального продукта на рынке. Первые две разновидности стоимостной фальсифика­ции наиболее распространены. Выбор одной из них определяется рыночной конъюнктурой.

Стоимостная фальсификация классифицируется как обман потребителей путем неза­конного повышения цен и наказывается по ст. 1543 и 1466 Уголовного кодекса РФ

3 Информационная фальсификация

Информационная фапъсификагрм — обман потребителя с помощью неточной или ис­каженной информации о товаре.

Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе. Любой вид фальсификации, рассмот­ренный ранее, в большинстве случаев дополняемся фальсификацией информации о товаре В противном случае фальсификация легко выявляется.

Искаженная или неточная информация о товаре служит основанием считать замени­тель натурального продукта фальсифицированным товаром. Так, к фальсифицированному продукту относится маргарин, на маркировке которого и в товарно-сопроводительных доку-

также количественным измерением всей товарной партии (перевешиванием, пересчетом, об­мериванием).

В последнее время очень распространенным видом фальсификации документов стала подделка сертификатов. При инспекционном контроле в ряде случаев обнаруживается до 50 % фальшивых сертификатов, подлежащих аннулированию.

Существует несколько способов подделки сертификатов:

подделка сертификата с использованием подлинного бланка установленной формы и внесением всех реквизитов фальсифицированного или не прошедшего сертификационные испытания товара, при этом используются фальшивые печати органов по сертификации;

подделка подлинной копии сертификата с подлинными печатями путем уничтожения некоторых записей (наименования фирмы-изготовителя или посредника, срока действия, да­ты выдачи и др.) и внесения новых реквизитов, характеризующих фальсифицированный то­вар;

отбор образцов для проведения сертификации из других партий с аналогичными на­именованиями товара и изготовителя, под которые подделывается фальсификат, при этом фальсификаторы получают подлинные сертификаты;

выдача подлинных сертификатов органом по сертификации, который перед проведе­нием испытаний для подтверждения безопасности не провел идентификацию товара на под­линность и принадлежность к конкретной товарной партии.

Причины распространения фальсификации сертификатов кроются в несовершенстве механизма сертификации и формы сертификата, так как на современном этапе развития сер­тификации практически применяются две формы ее:

1) по заявлениям-декларациям, когда возможна подделка результатов испытаний из­готовителем;

по Правилам Системы сертификации ГОСТ Р по первой схеме, когда образцы от то­варных партий отбирает заявитель (изготовитель или продавец), а не третья сторона (орган по сертификации, испытательная лаборатория). В последнем случае возможна фальсифика­ция образцов.

Широкие возможности для фальсификации открывает и несовершенство сертификата Системы ГОСТ Р установленной формы. В ней не предусмотрено указание номера товарной партии или других идентифицирующих ее признаков. Не всегда указывается изготовитель, протоколы испытаний (номер, дата выдачи), коды ОКП и ТН ВЭД.

Одна из причин широкого распространения фальсификации — высокие цены на сер­тификационные услуги, причем порядок определения этих цен отдан на откуп органам по сертификации. Иногда цена услуги определяется как определенный процент от стоимости партии. Это неверно, так как затраты на проведение испытаний мало зависят от размера пар­тии. Конечная проба для проведения испытания для каждого показателя определяется мето­дикой, а не размером партии. Дополнительные затраты на отбор образцов из крупной товар­ной партии могут быть включены в стоимость сертификационных услуг, если отбор образ­цов производится третьей стороной.

Наши рекомендации