Классификация и характеристика основных типов потребительских товаров
Маркетин-говые факторы | Типы потребительских товаров | |||
Товары повседневного спроса | Товары предварительного выбора | Товары особого выбора | Товары пассивного спроса | |
Покупатель-ское поведение | Покупки частые, без раздумий и при минимальных усилиях на их сравнение | Менее частые покупки, значительный уровень планирования и покупательских усилиях, различные марки товаров сравниваются по цене, качеству и стилю | Сильно выраженные приверженность, "верность" маркам; особые усилия при покупке; сравнение между отдельными марками почти не производится; низкая ценовая чувствительность | Малая осведомленность о товаре (даже в случае осведомленности, слабый или отрицательный интерес) |
Примеры | Многие продукты питания и сангигиена, журналы, стиральные порошки, табачные изделия, хозяйственные мелочи | Большинство бытовых приборов, телевизоры, мебель, одежда, средства производства | Предметы роскоши или драгоценные камни, особо модная одежда, автомобили | Страхование жизни, донорская сдача крови, облигации государственного займа |
Кроме того, следует остановиться еще на двух группах товаров.
Товары импульсивной покупки, приобретаемые обычно без всякого предварительного планирования и поиска, и совершается под влиянием факторов, предусмотреть заранее которые было невозможно. Например, книги, журналы, жевательная резинка, леденцы. Особенно, когда они продаются в неожиданных местах: кофе и мороженое в аптеке. Очень важно обеспечить выкладку соответствующих товаров на видном месте.
Товары экстренного приобретения– лекарства, зонты, запасные части к технике и т.п. Сломанный порывом ветра зонт в дождливую погоду, необходимые медикаменты в случае приступа запущенной болезни диктуют необходимость предложения соответствующих товаров для продажи в нужное время и в нужном месте.
Товары, способные удовлетворять одни и те же потребности покупателей, называются взаимозаменяемыми или альтернативными (чай – кофе, масло – маргарин).
Товары, дополняющие друг друга (магнитофон и кассеты, фотоаппарат и фотопленки), - взаимодополняющими.
Товары производственного назначения(промышленные продукты) приобретаются для дальнейшей переработки и/или использования в хозяйственной деятельности, их виды представлены в табл.
Товары производственного назначения классифицируются по степени их участия в производственном процессе и ценам. Выделяют три группы товаров производственного назначения: материалы и комплектующие, капитальное имущество, вспомогательные материалы и услуги.
· Материалы и комплектующие — товары, полностью использующиеся в процессе производства изделий. Подразделяются на две группы: сырье, полуфабрикаты и комплектующие.
Сырье делится на два основных класса:
Ø продукты сельскохозяйственного (фермерского) производства (пшеница, хлопок, мясо, фрукты, овощи);
Ø природные продукты (рыба, лесоматериалы, сырая нефть, железная руда).
Многочисленные производители сельскохозяйственных продуктов поставляют их рыночным посредникам, которые обеспечивают их сортировку, хранение, транспортировку и сбыт. Недолговечность их «жизни», сезонный характер поставок и особенности их потребления отразились на специфике маркетинга: относительно низкой активности в рекламе и продвижении товаров, и организации периодических рекламных кампаний для стимулирования потребления отдельных ассортиментных групп — картофеля, слив, молока. Кроме того, некоторые производители поставляют продукцию под марочными названиями: апельсины «Могос», бананы «Chiquita».
Предложение природных продуктов ограничено. Как правило, они объемны, отличаются низкой стоимостью товарных единиц и должны быть доставлены от поставщика к потребителю. Чаще всего они поставляются немногочисленной группой крупных производителей непосредственно промышленным предприятиям.
- Полуфабрикаты и комплектующие детали подразделяются на две категории:
Ø материалы (железо, пряжа, цемент, кабель)
Ø комплектующие (небольшие двигатели, шины, литье).
Материалы обычно проходят дальнейшую обработку — например, чугун перерабатывается в сталь, из пряжи изготавливают ткани, а затем одежду. Стандартный характер материалов означает, что решения о закупках определяются ценами и надежностью поставщиков. Комплектующие детали входят в состав конечного продукта полностью, без изменений (устанавливаемые в пылесосы электродвигатели, автомобильные шины).
· Капитальные товары — товары длительного пользования, обеспечивающие производство или управление производством конечного продукта. Делятся на две группы: здания и сооружения, производственное и вспомогательное оборудование.
Здания, сооружения и оборудование включают в себя:
Ø строения (производственные и офисные здания)
Ø стационарные машины и устройства (генераторы, прессы, подъемники, центральные компьютеры).
Такие товары обычно приобретаются непосредственно у производителей после длительного периода обсуждения всех условий.
· Вспомогательное оборудование включает:
Ø передвижные производственные механизмы
Ø инструменты (ручной инструмент, погрузчики);
Ø оргтехнику (персональные компьютеры, столы).
Вспомогательное оборудование не входит (материально) в состав конечной продукции, его эксплуатационный период короче, чем у стационарных сооружений, но более длителен, чем у вспомогательных материалов. Некоторые производители продают оборудование самостоятельно, но большинство пользуются услугами посредников, так как рынок распылен географически, потребителей много и объемы заказов невелики. При продаже вспомогательного оборудования важнейшее значение имеют его качество, характерные особенности, цена и сервис.
- Вспомогательные материалы и деловые услуги — товары краткосрочного пользования и услуга, которые способствуют производству или управлению производством конечного продукта.
Вспомогательные материалы бывают двух видов:
Ø рабочие материалы (смазочные материалы, уголь, писчая бумага, карандаши)
Ø материалы для технического обслуживания и ремонта (краска, гвозди, швабры).
Вспомогательные материалы приобретаются так же, как потребительские товары повседневного спроса, — регулярно и с минимальными усилиями при выборе. Производители обычно реализуют такие продукты через посредников, так как цена товарной единицы невелика, а географически разрозненных потребителей достаточно много. Вспомогательные материалы достаточно стандартизированы, предпочтения определенным торговым маркам незначительны, поэтому большое значение имеют цена и сервис.
Услуга – любое мероприятие или выгода, которая одна сторона может предложить другой, которая в основном неосязаема и не приводит к завладению чем-либо. Производство услуг может быть связано или не связано с товаром в его материальном виде.
Характеристики:
1. Неосязаемость – невозможно увидеть, попробовать, услышать до момента приобретения, для укрепления доверия со стороны клиента необходимо: повысить осязаемость товара путем предоставления каталогов, важно заострить внимание на выгодах в случае приобретение услуги, целесообразно использовать марочные названия
2. Неотделимость от источника – неотделимость от клиента, независимо человек это или машина, тогда как товар в материальном виде существует независимо от присутствия его источника
Существует несколько стратегических походов к преодолению этого ограничения:
* поставщик услуги может научиться работать с многочисленными группами клиентов;
* поставщик услуги может научиться работать быстро;
* организация обслуживания может подготовить большее число поставщиков услуг, укрепить доверие к себе со стороны клиента
3. Непостоянство качества – качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от поставщиков, от времени и места оказания, для организации качества необходимы мероприятия:
* профессиональное обучение специалистов, поставщик услуг должен постоянно следить за степенью удовлетворенности клиентуры с помощью системы жалоб и предложений, проведение сравнительных покупок.
4. Несохраняемость – в условиях постоянства спроса несохраняемость услуги не является проблемой, а если спрос колеблется фирмам необходимо в таких ситуациях принимать управленческие решения.
Классификация услуг:
· по источнику:
- люди – такие услуги могут требовать наличие квалифицированных специалистов (бухгалтерское дело, сфера консалтинга) или неквалифицированных специалистов
- машины – услуги, требующие наличие автоматов (торговые), устройств, управляемых операторами в сравнительно низкой квалификации (такси, кинотеатры), оборудование, работающего под управлением высококвалифицированных специалистов (самолеты)
· от присутствия клиента:
- обязательное – выгодные условия сервиса (хороший ремонт, атмосфера) – салон красоты, медицинские услуги
- необязательное – ремонт машин
· от мотивов приобретения услуги клиента:
- дл удовлетворения личных нужд
- для удовлетворения деловых нужд
· от мотивов поставщика услуг, в какой форме предоставляются услуги:
- частная – коммерческая деятельность
- услуги общественного характера – некоммерческая деятельность (больница – медицинские услуги).