Тема 5. Сегментирование рынка
Основные понятия: сегментирование, сегмент и ниша рынка. Назначение сегментирования. Признаки сегментирования потребительского рынка.
Критерии выбора сегмента рынка. Анализ возможностей освоения сегмента рынка и последовательность маркетинговых мероприятий при его освоении. Позиционирование товара.
Задание №9. Изучив теорию по данной теме, решите тест и заполните таблицу.
Тест.
1. При сегментировании рынка по психографическому принципу
учитываются следующие переменные:
а) образ жизни;
б) личностные характеристики;
в) возраст;
г) принадлежность к общественному классу;
2. При сегментировании рынка по поведенческому принципу учитываются следующие переменные:
а) отношение потребителей товаров и услуг к тем или иным товарам и услугам;
б) характер реакции на услугу;
в) возраст.
3. Выбор целевого рынка включает в себя следующие этапы деятельности:
а) замер и прогнозирование спроса;
б) сегментирование рынка;
в) установление цены;
г) отбор целевых сегментов рынка;
д) позиционирование товара (услуги) на рынке.
4. Сегментация рынка — это:
а) разделение рынка на более мелкие составляющие;
б) укрупнение рынка;
в) объединение мелких сегментов рынка в крупные сегменты.
5. Позиционировать конкретную услугу на рынке — это значит:
а) проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товара или услугам;
б) поддерживать существующий уровень спроса;
в) определить образ данной услуги в глазах своего покупателя;
г) убедить потребителей от чего-то отказаться, ограничивая доступность услуг.
6. Рыночная ниша — это:
а) небольшой участок рынка с благоприятными для малого предприятия конкурентными условиями;
б) помещение на городском сельскохозяйственном рынке; в) часть рынка, где проводится пробный маркетинг.
7. Однородность сегмента проявляется:
а) в отсутствии резких колебаний спроса;
б) равномерном распределении торговых предприятий по региону;
в) одинаковой реакции потребителей на предлагаемый товар или на маркетинговые мероприятия.
8. Перечислите условия эффективности сегментации:
а) размер предприятия;
б) измерение сегмента, его доступность и выгодность;
в) применение статистических методов группировки.
9. Малому предприятию для завоевания рыночной ниши необходимо:
а) выступить с уникальным товаром;
б) дать заявку в плановый орган;
в) выпустить товар, аналогичный товару конкурента.
Тема 6. Объекты маркетинговой деятельности
Объекты: определение понятий, их общность и различия. Классификация потребностей Краткая характеристика отдельных видов и разновидностей потребностей.
Виды спроса, их краткая характеристика. Маркетинговые мероприятия при разных видах спроса. Типы маркетинга в зависимости от вида спроса.
Задание №10. Изучив теоретический материал темы, заполнить таблицу.
№ | Вид маркетинга | Состояние спроса | Задачи маркетинга |
Конверсионный | |||
Стимулирующий | |||
Развивающий | |||
Ремаркетинг | |||
Синхромаркетинг | |||
Поддерживающий маркетинг | |||
Демаркетинг |
Тема 7. Субъекты маркетинговой деятельности
Субъекты: юридические и физические лица, осуществляющие маркетинговую деятельность. Службы и отделы маркетинга в организациях, специализированные маркетинговые организации (фирмы). Положение об отделе маркетинга. Требования к специалисту по маркетингу. Нормативные документы, регламентирующие указанные требования. Организационная структура управления маркетингом. Взаимосвязь отдела маркетинга с руководством, другими структурными подразделениями организации (бухгалтерией, финансово-экономическими службами и др.). Международные и национальные организации по маркетингу.
Потребители: понятие, различие понятий в российских и международных нормативных документах. Классификация потребителей по разным признакам.
Задание №11. Определите, какие факторы влияют на покупательское поведение, приведите примеры. Заполните таблицу.
Факторы | Как влияют на поведение покупателей? |
Культурные факторы | |
Социальные факторы | |
Личные факторы | |
Психологические факторы | |
Тема 8. Окружающая среда маркетинга
Окружающая среда маркетинга: понятие; виды; факторы, формирующие окружающую среду. Микросреда маркетинга: понятие. Субъекты и контролируемые факторы, формирующие микросреду организации.
Макросреда маркетинга: понятие. Субъекты и неконтролируемые факторы, формирующие макросреду организации. Разновидности макросреды. Краткая характеристика разных сред. Макросреда и конъюнктура рынка.
Задание №12. Изучив материал темы, дополните таблицу
«Макросреда фирмы»
Задание №13. Напишите, что включают в себя следующие факторы:
а) Природные факторы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Научно-технические факторы____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 9. Конкурентная среда
Конкуренция: обоснование необходимости в рыночных условиях, виды, их характерные признаки. Конкурентная среда: характерные черты, условия возникновения, способы создания и поддержания. Антимонопольное законодательство. Государственная поддержка малого предпринимательства.
Конкурентоспособность организаций и товаров: критерии оценки, их конкурентные преимущества.
Задание №14. Определите основных конкурентов фирмы, в которой Вы работаете, оцените их сильные и слабые стороны по сравнению с Вашей фирмой.
Конкурент | Сильные стороны | Слабые стороны |
Задание №15. Предложите ряд мер, которые помогут Вашей фирме эффективно работать в условиях конкуренции.
Что необходимо сделать для укрепления позиций фирмы в конкурентной борьбе | Ожидаемый результат |