Практическая работа № 1 «Решение задач по определению емкости и доли рынка»

Цель практической работы: формирование практических умений и навыков по определению емкости и доли рынка.

Задание № 1. (расчет емкости рынка)

Рассчитать емкость рынка некоего товара по следующим данным: численность потребителей в сегменте – 857 тыс. чел.; уровень потребления на душу населения в базисном году составил 80 ед. в год; поправка на эластичность спроса составляет сокращение в 2 ед. на 1% роста цен (по прогнозу в текущем году цены вырастут на 3%).

Решение задачи:Емкость рынка в рассматриваемом случае будет определяться по формуле: Ер=П*(Уп+Кэл*Ц%),

где: П – численность потребителей в сегменте;

Уп – уровень потребления на душу населения в базисном году, ед. на душу населения;

Кэл – эластичность в натуральных единицах на 1% изменения цен;

Ц% - процентное изменение цен на товар.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача № 2 (расчет емкости и доли рынка)

ЧМП «Интерпром» изготавливает декоративные решетки, металлические двери, сейфы и др. металлоконструкции для реализации на рынке города. На рынке действуют три фирмы. Перед предприятием стоит вопрос выбора стратегии поведения. Предприятие является финансово устойчивым и поэтому не стремится преследовать лидера, а для его атаки неизвестны объемы реализации и емкость рынка. Тем не менее, известно, что за 2016 год ЧМП «Интерпром» было реализовано продукции на 133 тыс. руб.; фирмой, которая является вторая на рынке – на 140 тыс. руб.; доля рынка, которую контролирует лидер, составляет 45%.

Определить емкость рынка металлоизделий, доли рынка фирм, а также объемы реализации продукции фирмы-лидера.

Решение задачи:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача № 3 (расчет доли рынка)

Правительство планирует в текущем году позволить создание дополнительных совместных предприятий по производству оборудования для машиностроительной отрасли. Какую долю рынка потеряет страна, если сейчас функционирует 16 предприятий, 5 из которых созданы с участием иностранного капитала, а планируемое число вновь создаваемых предприятий – 2.

Решение задачи:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4.Рассчитать емкость рынка некоего товара по следующим данным: численность потребителей в сегменте – 954 тыс. чел.; уровень потребления на душу населения в базисном году составил 70 ед. в год; поправка на эластичность спроса составляет сокращение в 2 ед. на 1% роста цен (по прогнозу в текущем году цены вырастут на 3%).

Решение задачи:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача № 5.Правительство планирует в текущем году позволить создание дополнительных совместных предприятий по производству оборудования для машиностроительной отрасли. Какую долю рынка потеряет страна, если сейчас функционирует 23 предприятия, 7 из которых созданы с участием иностранного капитала, а планируемое число вновь создаваемых предприятий – 3.

Решение задачи:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Используя табл. 1, рассчитайте доли рынка, относительные доли рынка и темпы роста рынка каждой товарной группы относительно всех продаж компании «Алгос» (анализируемый год 2014 г.)

Таблица 1

Продукция Продажи за 2015 г., кг Доля рынка за 2015 г. Продажи за 2016 г., кг Доля рынка за 20156г. Темп роста рынка
1. Вареные колбасы 400 000   515 000    
2. Копченые колбасы 260 500   271 900    
3. Деликатесы 180 000   264 200    

Решение задачи:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №2 «Сегментация потребителей. Позиционирование и дифференцирование товара на рынке»

Цель практической работы: формирование практических умений и навыков по выявлению, формированию и удовлетворению потребностей потребителей.

Задание № 1: Определить потребности и товары, их удовлетворяющие, по следующим критериям:

Заполните таблицу:

Таблица 2

Потребность Товар
  16–23 лет 25–35 лет 35–45 лет старше 50 лет
1.        
2.        
       
  малоимущие средний доход высокий доход
1.      
2.      
3.      
  женщины мужчины
1.    
2.    
3.    
  холостые молодая семья большая семья со стажем
1.      
2.      
3.      
               

Задание № 2. Приведите примеры потребностей, удовлетворяемых с различной частотой. Укажите товары, удовлетворяющие эти потребности.

а) потребность, удовлетворяемая ежедневно:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) потребность, удовлетворяемая один раз в неделю:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) потребность, удовлетворяемая один раз в месяц:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) потребность, удовлетворяемая один раз в год:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

д) потребность, удовлетворяемая один раз в 5 лет; в 10 лет:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

е) потребность, удовлетворяемая чрезвычайно редко:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Определить 5 типов потребителей, классифицировав их по следующим характеристикам:

- пол:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- возраст: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- доход: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- профессиональный статус:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- семейное положение:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- место проживания:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4. Проанализировать поведение потребителей при совершении покупок различных видов товаров, заполнить табл ицу:

Виды товаров Наименование товара Потребность Предпочтения Важность покупки
Продукты питания        
Одежда, обувь        
Бытовая техника        
Свой пример        

Задание № 5: Заполните блок-схему (рис. 1), включив в нее соответствующие этапы:

1. Исследование поведения покупателей;

2. Исследование предполагаемой реакции на введение нового товара;

3. Определение емкости рынка и (или) отдельных его сегментов;

4. Изучение деятельности конкурентов;

5. Прогноз сбыта товара.

  è   è   è   è  

Рис. 1. Схема анализа рынка сбыта фирмой

Задание № 6. Заполните в нужном порядке представленную блок-схему сегментационного подхода (рис. 2).

1. Выбор потребительского сегмента.

2. Создание соответствующего плана маркетинга.

3. Определение характеристик и требование потребителей в отношении товаров и услуг, предлагаемых компанией.

4. Разработка профилей групп потребителя.

5. Анализ сходства и различия потребителей.

6. Определение места предложения компании на рынке относительно конкуренции.

  è   è   è   è  

Рис. 2. Блок-схема сегментационного подхода

Задание № 7. Заполните схему сегментации рынка, используя приведенные ниже составляющие схемы (рис. 3):

1. Возраст.

2. Стиль жизни.

3. Регион.

4. Пол.

5. Личные качества (индивидуализм или групповая мотивация).

6. Уровень дохода.

7. Город или сельская местность.

8. Размер семьи.

9. Степень нуждаемости в продукте.

10. Плотность населения.

11. Профессия.

12. Численность населения.

13. Климат.

14. Поиск выгод при покупке изделия.

Демографическая       Психографическая
  è Потенциальные рынки ç  
       
Географическая è ç Сегментация по отношению к изделию
         

Рис. 3. Схема сегментации рынка

Наши рекомендации