Социальные функции сферы услуг
• во-первых, удовлетворение потребностей населения в различных видах обслуживания.
• Во-вторых, группа социальных функций обеспечивает снижение затрат и улучшение условий труда в домашних хозяйствах благодаря деятельности организаций жилищно- коммунального и бытового обслуживания.
• Рациональное использование высвобождающегося свободного времени реализуется с помощью услуг культурно-зрелищных учреждений и определяет третью социальную функцию сферы услуг.
• Четвертая социальная функция относится к обществу в целом и заключается в обеспечении безопасности и нормального функционирования государства, охране общественного порядка.
Таким образом, сфера услуг – это система отраслей народного хозяйства, продукты, потребительская стоимость которых выражается в предоставлении удобств. В сфере услуг труд не материализуется в вещах.
Функции сервиса:1)доведение до потребителя материальных и нематериальных благ в соответствии с индивидуальными вкусами и запросами путем предоставления соответствующих услуг;2)обслуживание процесса их потребления; 3)создание условий для быта, отдыха и досуга; 4)способствование увеличению свободного времени и рациональному его использованию.
Субъекты сервисной деятельности (исполнитель, клиент, потребитель)
Исполнитель: организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющий работы или оказывающий услуги потребителям по возмездному договору.
Клиент: постоянный покупатель или заказчик; лицо пользующееся услугами;
Потребитель: физ. Лицо, имеющее намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары,работы,услуги исключительно для личной цели, не связанных с извлечением прибыли.
Потребности и условия жизни человека
Под потребностями, которые являются главным источником активности личности, понимают особое внутреннее (субъективное) ощущение нужды человека, определяющее его зависимость от определенных условий и средствсуществования. Сама же активность, направленная на удовлетворение потребностей человека и регулируемая осознанной целью, называется деятельностью. Источниками активности личности как внутренней побуждающей силы направленной на удовлетворение различных потребностей являются:
* органические и материальные потребности (еда, одежда, защита и т.д.);
* духовные и культурные (познавательные, эстетические, социальные).
Потребности человека находят отражение в наиболее стойких и жизненно важных зависимостях организма и среды, а система потребностей человека формируется под воздействием следующих факторов: социальных условий жизни людей, уровня развития производства и научно-технического прогресса. В психологии потребности изучаются в трех аспектах: как объект, как состояние и как свойство
11.Классификация потребностей.
Любая потребность человека изначально представляет собой органичность переплетения биологических, физиологических и психологических процессов, что и обусловливает наличие многих видов потребностей, которые характеризуются силой, периодичностью возникновения и способами их удовлетворения.
Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:
Физиологические (голод, жажда..);
Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха...);
Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);
Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);
Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).
Чаще всего в психологии выделяют следующие виды потребностей человека:в зависимости от происхождения выделяют естественные (или органические) и культурные потребности; по направленности различают материальные потребности и духовные;в зависимости от того, к какой сфере они относятся (сферы деятельности), выделяют потребности в общении, в труде, в отдыхе и в познании (или образовательные потребности);по объекту потребности могут быть биологическими, материальными и духовными (также выделяют еще и социальные потребности человека).