ВОПРОС № 3: Основные решения в области товарного ассортимента.
Важным аспектом планирования товарного ассортимента на предприятии является снятие продукции с производства. Для производственного предприятия этот процесс намного болезненнее, чем для торговой организации.
Процесс снятия продукции с производства должен носить планомерный характер и начинаться с подготовительного этапа, позволяющего постепенно выводить товары с рынка и планово прекращать его производство.
Этапы планирования снятия продукции с производства:
- Анализ показателей, характеризующих роль товаров для экономики предприятия и его место на рынке
- Отбор изделий – кандидатов на снятие с производства
- Анализ причин, по которым изделие должно быть снято с производства
- Разработка мероприятий по продлению ЖЦТ
- Принятие решения о снятии изделия с производства
- Определение времени вывода изделий из производственной программы
- Разработка мероприятий по смягчению последствий снятия изделий с производства
Мероприятия по смягчению последствий снятия изделий с производства:
- Оповещение потребителей о снятии товара с производства
- Оповещение торговых организаций о выведении товара с рынка
- Информирование покупателей о товарах – заменителях и источниках их приобретения
- Информирование потребителей о порядке выкупа устаревших изделий
- Стимулирование продаж товаров с целью их выведения с рынка
- Организация продаж товаров – заменителей с приемкой устаревшей продукции в зачет стоимости новых покупок
- Рекламирование товаров – заменителей
- Организация обслуживания устаревшей продукции
- Организации поставок запчастей для устаревшей продукции, оставшейся в эксплуатации
- Организация производства запчастей для снятой с производства продукции
- Изыскание путей восполнения теряемой прибыли в связи с прекращением производства устаревшей продукции
- Корректировка экономических показателей в связи с исключением устаревших изделий из производственной программы
- Извещение поставщиков о прекращении закупок материалов, использовавшихся при выпуске продукции, снимаемой с производства
ВОПРОС № 4: Понятие оптимального товарного ассортимента.
Оптимальный ассортимент обеспечивает значительное повышение эффективности общественного производства, экономное расходование трудовых и материальных ресурсов. Ассортимент товаров может в определенной мере варьироваться, а выбор той или иной разновидности товаров обусловливается потребительной стоимостью, предпочтением потребителей тому или иному товару.
Факторы, воздействующие на формирование оптимального ассортиментного набора продукции в магазине:
1) спрос;
2) возможности производства и импорта;
3) профиль и специализация магазина;
4) сфера деятельности магазина;
Состояние материально-технической базы магазина.
Политика изменения ассортимента может основываться на 3 теориях.
1. Горизонтальное изменение – один из элементов политики горизонтальной диверсификации, представляющий собой изменение ассортимента в пределах уже осуществляемой деятельности или в подобных направлениях, выход на новые рынки без перехода на сопредельные уровни в пределах кооперации.
2. Вертикальное изменение – составной элемент вертикальной диверсификации деятельности фирмы, ориентированный на расширение или сужение выпуска продукции, связанного с самостоятельным производством тех комплектующих, которые прежде приобретались у сторонних поставщиков, а также формирование своей торговой сети для продвижения своих товаров.
3. Комплексное изменение – представляет собой вертикальную и горизонтальную диверсификации.
Принятие решения о расширении или сужении ассортимента дает возможность выборадвух различных стратегий:
1) расширение, связанное с диверсификацией;
Сужение в связи с необходимостью (целесообразностью) интеграции, как горизонтальной, так и вертикальной ассортиментной линейки.
Оценка эффективности концепции к построению ассортиментной стратегии должна базироваться прежде всего на показателе вероятного прироста прибыли (DПр), полученном в связи с изменением ассортимента продаваемых товаров.
DПр = DД – DP,
где DПр– изменение прибыли;
DД– изменение дохода;
DP – изменение расходов в связи с расширением или сужением ассортимента.
Если фирма развивает более одного направления в границах однородной группы продукции (например, упаковка мороженого в вафельные стаканчики, в пластиковые емкости, в специальную фольгу и т. д.), то конкуренты, занимающиеся продвижением подобной товарной линии, могут отставать в производстве таких же видов расфасовки. Это зависит прежде всего от возможностей дополнительного финансирования и необходимости исследования и копирования аналогичных ноу-хау.