ВОПРОС № 5: Особенности сегментации рынка услуг.
Объединить потребителей в группы возможно по различным критериям. Многолетний мировой опыт проведения сегментации потребителей в различных областях деятельности выделил четыре основные фракции, описывающие наиболее распространенный спектр.
Критерии сегментации | ||||||
Психографические | Демографические | Географические | Поведенческие | |||
Тип личности | Возраст | Страна | Обстоятельства совершения покупки | |||
Образ жизни | Поколение | Город (по величине) | Искомые выгоды | |||
Размер семьи | Плотность населения | Статус пользователя | ||||
Стадия семейной жизни | Интенсивность потребления | |||||
Тип проживания | Степень лояльности | |||||
Уровень образования | Стадия готовности | |||||
Размер дохода | Отношение к товару | |||||
Пол | ||||||
Религия | ||||||
Раса |
Сегментация по географическому признаку. Сегментация по данному признаку предполагает разбивку рынка на разные географические единицы в зависимости от того, где потребитель живет, работает или совершает покупки. Что касается рынка услуг, то здесь в силу фрагментированности отрасли речь может идти о местных (локальных) рынках, например городских, с выделением в них характерных районов (или зон).
Сегментация по демографическому признаку. Для услуг данный подход является актуальным по нескольким причинам:
• демографические признаки легко поддаются количественной оценке;
• демографические данные легко могут быть получены из открытых источников;
• потребность в услугах во многом определяется именно демографическими признаками.
Основное их достоинство состоит в том, что количество открытых данных по проводимым (даже нецелевым) маркетинговым исследованиям крайне велико.
Сегментация по психографическому признаку. Под психографическими признаками понимаются психологические или социологические характеристики потребителей. Не секрет, что в зависимости от такого рода характеристик поведение одних и тех же географических или демографических сегментов может различаться весьма существенно. Основными критериями, важными для сегментации, являются:
тип личности (например, амбициозный, застенчивый, непритязательный, импульсивный и т. п.);
образ жизни (например, молодой преуспевающий бизнесмен, предпочитающий активный отдых).
Сегментация по этой группе признаков дает обширнейшую информацию для всего комплекса маркетинга. Знание типа личности приводит к подстройке содержания и методов осуществления коммуникаций на всех уровнях взаимодействия под конкретный сегмент, а также на формирование взаимоотношений, способствующих лояльности в процессе получения услуги.
Сегментация по поведенческому признаку. Этот тип критериев определяет отношение потребителя к продуктовым сделкам и к взаимодействию по поводу сделок (и до, и после). Показанные критерии могут показаться близкими к психографическим признакам, но следует обращать внимание на проекцию, в которой рассматриваются эти группы.
К наиболее важным из них можно отнести следующие:
· искомые выгоды – как мы уже говорили, потребители ищут не «подбор параметров в среде Excel» и не «обработку исходных данных с использованием критерия Стьюдента». В большинстве своем им все равно, какой там критерий и какая там среда. Более правильно определять искомые выгоды в вербализации самих представителей сегментов, например, «качество обслуживания», «гарантийные обязательства», «безопасность», «приемлемая цена» и т. п.;
· статус пользователя – важен для выстраивания взаимоотношений (пользователь-новичок более склонен к непредсказуемым действиям и реакциям, нежели постоянный пользователь; возвращенный бывший пользователь – успех компании и т. д.);
· обстоятельства совершения сделки – критерий является основой для разработки системы продаж, которые в сфере услуг зачастую осуществляют профильные специалисты, а не профессиональные продавцы. Это придает уровню понимания данного критерия особое значение;
· степень лояльности – важность этого критерия трудно переоценить в контексте важности референтного механизма в принятии решения о взаимодействии с сервисной компанией. В этой области лояльный потребитель (клиент) – это пропагандист услуг компании.