ВОПРОС № 1: Принципы и функции маркетинговой деятельности.
Принципы маркетинга – это основополагающие положения, обстоятельства, требования, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его сущность и назначение.
Принципы маркетинга:
1. потребитель – король
2. ориентация деятельности фирмы на конечного потребителя
3. производить то, что продается, а не продавать то, что производиться
4. ориентация на новый товар
5. создавая товар – создавай и потребителя
6. гибкость системы и оперативное ее реагирование в условиях жесткой конкуренции
Функции маркетинга - отдельные виды или комплексы видов специализированной деятельности, осуществляемые в процессе организации и осуществления маркетинга.
Четыре блока комплексных функций маркетинга:
1. Аналитическая функция:
· изучение рынка как такового;
· изучение потребителей;
· изучение фирменной структуры;
· изучение товара;
· анализ внутренней среды предприятия.
2. Производственная функция:
· организация производства новых товаров, разработка новых технологий;
· организация материально-технического снабжения;
· управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.
3. Сбытовая функция (функция продаж):
· организация системы товародвижения;
· организация сервиса;
· организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта;
· проведение целенаправленной товарной политики;
· проведение целенаправленной ценовой политики.
4. Функция управления и контроля:
· организация стратегического и оперативного планирования на предприятии;
· информационное обеспечение управления маркетингом;
· коммуникативная функция маркетинга (организация системы коммуникаций на предприятии);
· организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ).
ВОПРОС № 2: Цели и задачи маркетинга.
Основными целями маркетинга являются следующие:
1. Максимизациявозможно высокого уровня потребления – фирмы пытаются увеличить свои продажи, максимизировать прибыль с помощью различных способов и методов (вводят моду на свою продукцию, намечают стратегию роста продаж и др.).
2. Максимизацияпотребительской удовлетворенности, т. е. цель маркетинга – выявить существующие потребности и предложить максимально возможный ассортимент однородного товара. Но так как уровень потребительской удовлетворенности очень трудно измерить, то и оценить маркетинговую деятельность по этому направлению сложно.
3. Максимизация выбора.Данная цель вытекает и как бы является продолжением предыдущей. Трудность в реализации данной цели заключается в том, чтобы не создать на рынке марочного изобилия и мнимого выбора. Да и некоторые потребители при избытке определенных товарных категориях испытывают чувство беспокойства и растерянности.
4. Максимизация качества жизни.Многие склонны считать, что наличие ассортимента товаров благоприятно влияет на его качество, количество, доступность, стоимость, т. е. товар «совершенствуется», а следовательно, потребитель может максимально удовлетворить свои потребности, повысить качество жизни. Сторонники этого взгляда признают, что повышение качества жизни – цель благородная, но в то же время это качество трудно измерить, потому порой рождаются противоречия.
Задачи маркетинга:
1) исследование, анализ, оценка потребностей реальных и потенциальных покупателей;
2) помощь маркетинга в разработке нового товара (услуги);
3) обеспечение сервисного обслуживания;
4) маркетинговые коммуникации;
5) исследование, анализ, оценка и прогнозирование состояния реальных и потенциальных рынков;
6) исследование деятельности конкурентов;
7) сбыт товара (услуги);
8) формирование ассортиментной политики;
9) формирование и реализация ценовой политики фирмы;
10) формирование стратегии поведения фирмы.
ВОПРОС № 3: Основные понятия и категории маркетинга.
Сущность системы маркетинга раскрывается через совокупность социально-экономических категорий, представленных на рис. 3.
Рисунок 2 – Основные категории маркетинга
Нужда- это испытываемое индивидуумом чувство нехватки чего-либо, необходимости чего-то. Нужды людей многообразны и сложны, и заложены в самой природе человека. Они могут быть классифицированы на:
- физиологические нужды (пища, одежда, тепло, безопасность);
- социальные нужды (духовная близость, влияние, привязанность);
- личные нужды (знания, самовыражение).
Потребность -это специфическая форма удовлетворения нужды, соответствующая культурному уровню и личности индивида.
Запроспредставляет собой потребность, подкрепленную покупательной способностью. Запросы конкретного общества или региона в конкретный момент времени могут определены с той или иной степенью точности.
Товар- все, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Между потребностью и товаром могут быть различные степени соответствия или товар может приносить потенциальному потребителю различную степень удовлетворения Рис. 3.
Рисунок 3 – Степень удовлетворения потребности
Обмен - акт получения от кого-либо желаемого объекта взамен чего-либо.
Акт цивилизованного обмена совершается при наличии следующих необходимых условий:
- Наличие, по меньшей мере, двух субъектов.
2. Каждый субъект должен обладать товаром, представляющим ценность для другой стороны.
3. Каждый субъект должен обладать коммуникационными способностями (возможностями) и обеспечить доставку своего товара.
4. Каждый субъект должен быть свободен в принятии решений (согласиться или отказаться совершать обмен).
5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности и желательности отношений с другой стороной.
Если на все 5 условий дан положительный ответ, то обмен становится реальным действием и приобретает характер сделки.
Сделка- коммерческий обмен ценностями между субъектами. Она может классической (денежной) и бартерной (обмен товарами или услугами в натуральной форме). Для совершения сделки также необходимо соблюдение определенных условий:
- Наличие минимум двух ценностно равнозначных объектов.
- Согласованные условия заключения сделки (цена, время, место, условия поставки).
Местом совершения сделок является рынок, который прошел длинный исторический путь эволюционного развития. Рынок- совокупность социально - экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и услуг.
В зависимости от того, какие потребности определили спрос на соответствующий товар, могут быть выделены пять основных видов рынка:
- потребительский рынок;
- рынок производителей;
- посреднический рынок;
- рынок государственных учреждений;
- международный рынок.