Факторы рекламоспособости медиа
Рекламоспособность— потребительское свойство такого товара как площадь или рекламное время под рекламу, предлагаемого рекламоносителем.
Рекламоспособность определяется следующими факторами:
массовостью аудитории;
избирательностью аудитории, предполагающее ее сегментирование;
позиционированием рекламоносителя;
имиджем рекламоносителя.
Рекламоспособность конкретных медиа определяется с помощью маркетинговых исследований. В России ими занимаются такие фирмы как Russian Research, Comkon 2, GFK, Ромир TNS/Gallup, ВЦИОМ и др.
Они исследуют как потребительскую аудиторию, так и аудиторию СМИ. Одним из лидеров на рынке медиаизмерений является компания Gallup Медиа -родоначальница современной технологии измерений – пиплметрии.
Дочерняя компания Gallup AdFact занимается измерением эатрат на рекламу по всем видам иедианосителей. ЕЕ конкурент-компания PPRG.
Основные понятия медиапланирования
Для сравнения различных типов СМИ используются следующие критерии:
· Избирательность (селективность) аудитории –свойство медианосителя доводить информацию до определенной группы потребителей (сегмента) при минимальном охвате «не нужных» сегментов потребителей.
· Потенциал охвата - способность медианосителя аккумулировать максимальное количество людей в качестве своих потребителей.
· Скорость аккумулирования аудитории- показывает, сколько времени или сколько выходов требуется медианосителю для того, чтобы охватить полностью всю потенциальную аудиторию.
· Географическая гибкость- насколько гибко медианоситель охатывает нужные географические области.
· Срок оплаты до размещения- показывает, за какой период до выхода в свет рекламного обращения оно должно быть оплачено.
· Контроль предъявления рекламного обращения - показывает способность медианосителя подвергаться контролю, когда потребитель увидит/услышит рекламное сообщение.
· Расположение во время предъявления- характеризует местоположение потребителя по отношению к рекламному объявлению во время его предъявления и т .д.
Доля телезрителей
Рекламоспособность медиа раскрывается рядом медиапоказателей. Рассмотрим важнейшие из них (по отношению к ТВ):
HUT (Home Using TV) –процент домохозяйств, использующих ТВ на определенный момент времени. Определяется как отношение числа домохозяйств, которые используют телевизор на определенный момент времени, к общему числу домохозяйств, в которых установлены телевизоры.
Пример: Телевизоры установлены в 100 домах. В данный момент его смотрят в 80 домах.
HUT=80/100*100%=80%
Величина HUT зависит от сезона, времени суток ,географического местоположения, а также стиля и уровня жизни.
PUT (People Using TV) -процент людей реально смотрящих телевизор в данное время.
Пример: В 100 домах проживают 300 человек (по 3 человека в каждом доме). В данный момент телевизор смотрят 120 человек.
PUT=120/300*100%=40%.
Величина PUT помимо всего прочего зависит от того, какая группа людей рассматриваеся.
Пример: В 5 домах живет по 4 человека: один мужчина, одна женщина, один подросток, один ребенок. Процент зрителей в каждом доме показан в табл.1
Таблица 1. Процент зрителей PUT
Категория зрителей/Домохозяйство | Мужчины | Женщины | Подростки | Дети | Всего |
Дом1 | - | - | |||
Дом2 | - | - | |||
Дом3 | - | - | - | ||
Дом4 | - | - | - | ||
Дом5 | - | - | - | - | - |
Всего | |||||
База |
Компания TNS/Gallup представляет данные о распределении аудитории в течении суток .
Телеаудитория увеличивается, начиная с 17,18 часов, достигает пика к 19.20 часам, затем падает, приближаясь к 23,24 часам уровня 17,18 часов. К 5 часам аудитория минимальна. Наибольшее число зрителей- это женщины, старше 18 лет (18+). Более низкие показатели у мужчин того же возраста. Меньше всех телевизор смотрят дети 4-12лет. Детская аудитория помимо вечернего пика имеет дневной пик (с 9 до 12 часов).
Рейтинг
Rating –представляет собой оценку аудитории, видевшей или слышавшей ту или иную передачу. Рейтинг рассчитывается как процент аудитории, смотрящих или слушающих в данный момент конкретную передачу от общей потенциальной аудитории, имеющей телевизоры. Рейтинги могут измеряться как для домохозяйств, так и для индивидуумов Знак % по конвенции рядом с цифрой не ставится.
Измерением телеаудитории занимаются компании Comkon-2,Russia Research, Gallup и т.д. Они используют дневниковую панель – выборку постоянно участвующих в измерении людей. Участники панели заполняют специальные дневники о том, когда они смотрят ТВ с точностью до 15 минут.
При использовании пипл – метров компанией Gallup Media информация «снимается» с точностью до 1 сек. Затем данные усредняются либо на определенном интервале времени, либо по длительности передачи или рекламного блока.
Coverado (покрытие) – аналог рейтинга для газет и журналов. Showing(показ) –аналог суммарного рейтинга для наружной рекламы.
Пример. В 100 домах есть телевизор. Они принимают 3 канала. В период с10 до 10:30 чосов канал А смотрят 40 домов, канал смотрят 20 домов ,а канал С – 30 домов.
Для канала А: Rating=40/100*100=40;
Для канала В: Rating=20/100*100=20;
Для канала С: Rating=30/100*100=30.
Показатель HUT – это суммарный рейтинг всех программ:
HUT=40+20+30=90%.
Аналогично можно рассчитать рейтинг и по количеству людей, которые смотрят телевизор. Величина рейтинга зависит не только от населения в целом, но и от конкретной группы людей (мужчин, женщин). Соответствующий пример приведен в табл. 2.
Таблица 2. Расчет рейтинга для различных групп населения.
Программа/показатель | Программа А | Программа В | Программа С |
География | Вся страна | Регион Х | Регион У |
Мужчины | |||
Женщины | |||
Охвачено мужчин | |||
Охвачено женщин | |||
Рейтинг по мужчинам | |||
Рейтинг по женщинам |
Средний рейтинг канала за день – средний процент людей старше 18 лет которые смотрят телевизор в течении дня. Для каналов он обычно не превышает 2. Рейтинги каналов в течении дня могут сильно меняться. В прайм - тайм рейтинг возрастает в 2раза по отношению к среднему значению Пример рейтинга каналов приведен в табл.3.
Таблица 3.Рейтинги каналов
Часы | Первый | Россия | НТВ | СТС | ТНТ |
12.10 – 12.15 | 2.32 | 1.58 | 0.83 | 1.16 | 0.52 |
12.15 – 12.30 | 1.79 | 2.01 | О.94 | 1.07 | 0.7 |
… | … | … | …. | … | … |
15.00 – 15.15 | 2.3 | 2.28 | 1.25 | 1.48 | 1.26 |
Типография ННГУ Средние рейтинги каналов за весь день и по периодам также различаются в зависимости от типа целевой аудитории. Существуют два «пика»просмотра телеканалов, основного вечернего (прайм—тайм) и дневного, который различается для разных каналов.
Рейтинг в течении часа падает с появлением рекламной заставки в начале рекламного блока. Резкое падение наблюдается на 2–ой минуте рекламы. По завершению рекламы рейтинг снова падает.
Рейтинг - это важнейший показатель. Он используется рекламодателями в следующих ситуациях:
при закупке теле – (и радиопрограмм):
определении количества людей , которые смогут увидеть/услышать рекламное обращение;
определении того, как часто люди смогут увидеть/услышать это обращение.
Доля телеаудитории
К медиа показателям относится и доля телезрителей Share.
Share(доля) – это процент аудитории (домохозяйств, индивидуумов),рассчитанный для конкретной программы от общей численности всей теле (или радио) аудитории.
Share –доля суммарного рейтинга (доля HUT,PUT; Доля определяется как для программы, так и для канала. Пример расчета HUT и Share приведен в таблице 4.
Таблица 4. Расчет HUT и Share
Программа | Количество домохозяйств, в которых смотрят | Share |
HUT ТВ | 4 из 5 | |
Программа | 2 из 4 | |
Программа | 1 из 4 | |
Программа | 1 из 4 |
Сумма долей за определенный промежуток времени равна 100. Пример доли и рейтинга каналов (TVR) за день приведены в табл.5.
Таблица 5. Доли и рейтинги каналов за день
Канал | TVR | Share |
Первый | 3.77 | 27.57 |
Россия | 2.98 | 21.77 |
НТВ | 1.72 | 12.56 |
СТС | 1.44 | 10.51 |
Соотношения понятий Rating/ HUT/ Share:
Rating = HUT* Share.
Пример: Из 100 домов телевизор смотрят в 80-ти, т.е. 80% жителей домов, в которых есть телевизор, смотрят ТВ в данный момент времени.
HUT =80/100*100%=80% .
Программу А смотрят в 40 домах из 100. Rating =40/100*100=40.
Из 80 домов, в которых смотрят телевизор, в 40 смотрят программу А.
Share=40/80*100%=50%.
40=50*0.8=40.