Человек изменяется только в тех обстоятельствах, когда ему приходится изменяться.

Теун Марез

В проекции человек осознает свой импульс и осознает объект в окружающем мире, к которому направлен этот импульс. Но он не принимает этот импульс, не считает его своим, и не реализует его, и в результате теряет ощущение того, что ему что-то подвластно в этом мире, и он что-то может с ним сделать для себя. Вместо этого он стоит неподвижно и, сам того не понимая, ждет решения своих проблем извне.

В мире проекций человек, вместо того, чтобы гневаться, «подвергается» приступу ярости. Он не думает – мысль «приходит» к нему в голову. Проблема «преследует» его, а на самом деле оно постоянно повторяет одну и ту же цепь действий в отношении внешне схожих ситуаций или людей. Его заботы «беспокоят» его, в то время как в действительности он сам беспокоит себя и всех, кого только может достать.

Поскольку проецирующий не переживает свои отчужденные импульсы и действия как себя-в-действии, он отрекается от ответственности за это, пытается забыть или скрыть это (в первую очередь, от себя), страдает от этого, как от приходящего извне. Для таких людей свойственны привычки засыпать, когда речь идет о чем-то, неприятном для него или забывать что-то (вытеснять из памяти).

Гордость и Память поспорили. Память говорила, что это было, а Гордость говорила, что этого просто не могло быть. И Память сдалась.

Ф.Ницше

Для проекции неугодные черты своей личности человек выбирает объект или ситуацию, которые уже сами до некоторой степени обладают проецируемыми качествами. Поэтому когда речь идет о проекции не всегда легко отличить воображаемое от того, что действительно имеет место. Ошибка становится очевидной, если попытаешься понять, по каким признакам было составлено мнение о человеке или об объекте. Например, вы думаете, что этот человек высокомерен по отношению к вам. По каким признакам вы это определили? По голосу, осанке, жестам или словам, которые для вас что-то значат? Из чего сложилось это впечатление?

Чаще всего проецирующий может найти «доказательства» того, что воображаемое наблюдается. Такие оправдания всегда будут в распоряжении того, кто их ищет. Распространенный случай проекции – ревнивый супруг (а) или раздражительная свекровь. Им не помогут доказательства того, что они неправы. Проецирующий привязывается к своей пассивно-страдательной роли и избегает какого бы то ни было продвижения.И фантазия его чрезвычайно богата для того, чтобы находить все новые и новые доказательства своей правоты. Предположите, что вы совсем не правы в какой-то ситуации, что все совсем наоборот. И что это правда. Это поможет преодолеть вредный стереотип.

Хороший «экран» для проекции – это «совесть» или «моральные установки», «моральные ценности». «Совесть», другими словами – то, что «общество требует» или «мораль предполагает», в то время как на самом деле сам человек реально что-то предполагает или требует во имя общества или морали.

Собственный гнев человека, который он не может выразить и даже осознать из-за своего отождествления с социальной нормой (интроекций), есть то, что проецируется в «совесть». А затем человек сам страдает от ее ударов. Сила совести – это сила собственного реактивного гнева человека.

Не опасайтесь того, что, растворив «совесть», вы превратитесь в преступника или импульсивного психопата. Когда вы дадите органической саморегуляции и своим естественным влечениям возможность соприкоснуться с другими людьми, вы будете поражены тем, как принципы, по которым вы должны жить, проявятся из самой вашей сущности и будут очевидны и пригодны для жизни, в какой бы социальной ситуации вы не находились.

Патологическая преступность часто связана со сверхсуровой «совестью». Преувеличенный «самоконтроль» ведет к нервным срывам. Преувеличенная «совесть» - к моральным срывам.

Проецирующий направляет вовне свои нежелательные чувства, но не избавляется от них. Единственный способ действительно избавиться от «нежелательного чувства» - это принять и выразить его и, тем самым, разрядиться. Если вы удовлетворили голод – вы сыты, вы не хотите больше есть. Если вы злы, то, позлившись, вы становитесь добрее.

Константин Райкин: «Меня часто спрашивают о том, не становлюсь ли я хуже оттого, что играю мерзкие и отвратительные характеры. Когда я играю отрицательного героя, я не сочиняю отрицательные черты, я достаю их из глубин своей души, достаю все свою мерзость для этой роли, и она живет на сцене. И тогда она не живет в моей жизни».

Актеры – счастливые люди: они развиваются, благодаря своей работе. И, я думаю, в любой профессии можно найти творчество для проживания своих чувств. А сколько его в повседневной жизни! Если вы можете прожить свои негативные эмоции, вы становитесь свободными от них. На этом построены приемы психодрамы.

Исключительно опасный вид проекции – это расовые, классовые или половые предрассудки. Различие между предрассудком и просто глупым представлением заключается в том, что глупый человек просто очень ленив для того, чтобы интересоваться настоящим положением вещей, и ему это безразлично.

Перфекционизм (стремление к совершенству) – другой экран для проекций. Он основан на «эго-идеале», который благодаря проекции получает отчужденные любовь и восхищение. Перфекционист всегда имеет наготове «палку», которой нещадно бьет себя и близких за не 500% идеальность.

Избавиться от вируса проекции - означает прийти к пониманию своей творческой роли в окружающем мире и ответственности за свою реальность. Ответственности не в смысле вины, стыда и упрека, а в том смысле, что это вы позволяете ей оставаться неизменной, или, наоборот, изменяете ее. Ответственность – это не вина или долг, это авторство. Брать ответственность – значит, отвечать, то есть реагировать, и при этом самостоятельно выбирать свои реакции (отклики). Уметь отвечать = иметь свободу выбора. Отказываясь от ответственности, вы отказываетесь от своей способности реагировать, отвечать на происходящее, от свободы выбора.

Обратите внимание на свою речь. Слово «это» обезличивает слова того, кто его произносит, не несет в себе контакта. Если вы можете привести себя к тому, чтобы заменить «это» на местоимение («я» или «ты»), вы придете от безличного сообщения информации к самовыражению, к контакту. Самовыражение возможно лишь тогда, когда человек опирается на себя. Попробуйте упражнение – заменять «это» на местоимение.

Когда мы собираемся совершить какое-то действие, сначала мы его «создаем», планируем в уме. Даже если это маленькое действие – тогда это и очень короткое умственное представление, мгновенное. Если же внутреннее представление не совпадает с внешним осуществлением, если между одним и другим нет связи – человек постоянно живет в ожиданиях.

Итак, для того, чтобы избавиться от привычки проецировать, нужно научиться брать на себя ответственность за происходящее с собой, прислушиваться к себе, к тому, как я реагирую на то, что происходит вокруг и выражать свою реакцию, а так же проверять свои предположения любыми способами. Не фантазировать, а иметь дело с реальностью – активно интересоваться тем, что для вас представляет интерес.

Многие люди робеют, когда речь идет о том, чтобы они активно интересовались тем, что им реально нужно знать и понимать. Мол, как я могу спрашивать об этом, ведь это не прилично (интроекция), а в ответ ведь мне скажут (сделают) то-то (проекция).

Чтобы правильно выстраивать свои действия в реальной жизни, необходимо проверять свои предположения: пробовать, регистрировать результаты своих действий (слушать, смотреть и запоминать увиденное); наблюдать за своей собственной реакцией на происходящее; анализировать эту информацию; делать выводы и планировать следующие шаги.

Ретрофлексия: «И все равно у меня нет выбора…»

«Ретрофлексия» буквально означает «оборачивание в противоположную сторону».

Ретрофлексивным называется поведение, направленное на себя, но изначально адресованное другим людям или объектам. При этом человек обращается с собой так, как намеревался обращаться с другими. Он перестает направлять свою энергию вовне, где она должна изменять среду так, чтобы были удовлетворены какие-то его потребности. Вместо этого человек обращает деятельность на себя, ставя себя на место объекта действия, делая себя самого объектом своих воздействий. В той мере, в какой он это делает, его личность разделяется на «делающего» и «испытывающего действие». Ретрофлектор умеет проводить границу между собой и окружающим миром, и проводит ее вполне четко – точно посередине себя самого. Таким образом, он разделяет себя на две части: действующую и испытывающую воздействие, становясь своим злейшим врагом.

Разумеется, ни один человек не живет, давая ход каждому своему импульсу – некоторые из них необходимо сдерживать. Но произвольное, сознательное торможение деструктивных импульсов и обращение их на самого себя – это не одно и то же.

Если вы оставите на некоторое время частное содержание определенной своей проблемы и займетесь формой своего собственного ретрофлективного поведения (которое может выражаться в кусании ногтей, поглаживании колена, грызении губ, ломании рук, держании себя за локти, постукивании ногой об пол или ладонью в ладонь и пр.), постепенно вы начнете видеть ту роль, которую сами играете в межличностных отношениях. Вы можете увидеть по своим ломающимся ногтям, что где-то в жизни чувствуете себя обломанным, или хотите что-то разломать. Вы можете понять по тому, как вы дерите себя за руки, как вы не даете себе что-то делать. Вы можете увидеть, что вы сутулитесь – что в жизни постоянно гнетет вас или ударяет под дых? Вы можете заметить на своем лице складки усталости, досады или недоверия. Вы начнете видеть себя так, как вас видят другие. Если вы постоянно требуете от себя что-то, вы так же, скрыто или явно, предъявляете требования другим – и именно таким они вас и видят.

Гордясь своей «позитивной готовностью» сказать «да» любому, мы обращаем имеющее место негативное «нет» против себя.

Интроекция проявляется в использовании местоимения «я», когда реально имеются ввиду «они», проекция – местоимения «оно» или «они», когда реально имеется ввиду «я», слияние – местоимения «мы», когда реальное значение неизвестно. Признаком ретрофлексии считается использование возвратных местоимений «самому себе» или «самого себя» и т.д. Ретрофлектор говорит «я стыжусь самого себя» или «мне нужно заставить себя сделать это», и подобные утверждения основаны на странном представлении, что «сам» и «себя» - два разных человека.

- Тут самое главное понять надо, - сказал он, - а как объяснить, не знаю...

Наши рекомендации