Инструкция по работе с методическими указаниями

Нормативные ссылки

№ 948-1 от 22.03.91 г. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

№ 3520-1 от 23.09.92 г. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»

ГОСТ 7.12-93 СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила

ГОСТ 7.9-95 СИБИД. Реферат и аннотация. Общие требования

№ 191-ФЗ от 01.12.95 г. Федеральный закон «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации»

№ 26н от 15.03.2000 г. Приказ Минфина РФ «О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядок их применения».

ГОСТ Р 1.5-2004 Стандарты национальные РФ. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

№ 38-ФЗ от 13.03.2006 г. Федеральный закон «О рекламе»

ГОСТ 7.05-2008 СИБИД. Библиографическая ссылка. Общие требования. Правила составления и оформления

ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы

ОК 015-94 Общероссийский классификатор единиц измерения

Р 50-77-88 Рекомендации. ЕСКД. Правила выполнения диаграмм.

Инструкция по работе с методическими указаниями

В разделе «Программа дисциплины» приведены темы и указывается, что необходимо знать в пределах каждой темы. В конце тем приводятся вопросы для самопроверки.

В методических указаниях представлены практические задания соответствующие каждой теме, вопросы к экзамену по курсу «Основы маркетинга» и дан список рекомендуемой литературы.

3 Программа дисциплины

Тема 1. Сущность маркетинга. Концепции управления маркетингом

Рассмотрите, какое место занимает маркетинг в системе управления фирмой. Определите основные цели, задачи, функции и принципы маркетинга. Изучите эволюцию развития маркетинга, его происхождение, определение понятия «маркетинг».

Ознакомьтесь с основными понятиями в маркетинге, такими как нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок.

Изучите сущность управления маркетингом и основные этапы процесса управления маркетингом. Дайте характеристику основных концепций управления маркетингом: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга, концепция социально-этического маркетинга. Изучите концепции управления маркетингом ХХI-го века: концепция повышения качества жизни, концепция консьюмеризма, концепция инвайронментализма, концепция просвещенного маркетинга, концепция стратегического маркетинга, концепция глобального маркетинга.

Вопросы для самопроверки:

1. Каково место маркетинга в системе управления фирмой?

2. Перечислите основные этапы развития маркетинга.

3. С какого года началось развитие маркетинга в России?

4. В каком году появились первые службы маркетинга и где?

5. Охарактеризуйте основные понятия в маркетинге: нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка и рынок в маркетинге?

6. Перечислите основные принципы, задачи, цели маркетинговой деятельности пред­приятия.

7. Перечислите основные функции маркетинга.

8. Сущность концепций управления маркетингом?

9. В чем суть концепций управления маркетингом ХХI-го века?

10. Основные этапы процесса управления маркетингом.

Тема 2. Виды маркетинга

Рассмотрите: что из себя представляет операционный и стратегический маркетинг; маркетинг, ориентированный на продукт и потребителя.

Изучите такие виды маркетинга, как маркетинг ориентированный на продукт, маркетинг ориентированный на потребителя, интегрированный маркетинг, демаркетинг, конверсионный маркетинг, противодействующий маркетинг, развивающийся маркетинг, ремаркетинг, синхромаркетинг, концентрированный маркетинг, синхромаркетинг, массовый маркетинг, промышленный маркетинг и пробный маркетинг.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое операционный и стратегический маркетинг?

2. В чем сущность маркетинга, ориентированного на продукт и на потребителя?

3. Что такое интегрированный маркетинг?

4. В чем сущность конверсионного маркетинга?

5. В чем сущность противодействующего маркетинга?

6. В чем сущность развивающегося маркетинга?

7. В чем сущность ремаркетинга и демаркетинга?

8. Что такое концентрированный маркетинг?

9. В чем сущность массового маркетинга?

10. Что такое промышленный маркетинг?

11. Что такое пробный маркетинг?

Рассмотрите характеристики покупателей и четыре основных фактора, влияющих на покупательское поведение потребителей: факторы культурного порядка, социальные факторы, личностные и психологические факторы. Изучите основные теории мотиваций, а также пирамиду потребностей по А. Маслоу.

Изучите основные этапы процесса принятия решения о покупке, которые покупатель преодолевает на пути к принятию решения о покупке: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку и дайте их характеристики. Особенности принятия решения о покупке товара-новинки.

Задача предприятия – понять различных участников процесса покупки и разобраться в основных факторах влияния на покупательское поведение. Это понимание позволит предприятию создать для своего целевого рынка эффективную программу маркетинга.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы основные потребности иерархии по А. Маслоу?

2. В чем сущность потребительского поведения на рынке?

3. Рассмотрите развернутую модель покупательского поведения.

5. В чем сущность процесса принятия решения о покупке?

6. Каковы основные этапы восприятия товара-новинки?

7. Каковы основные методы исследования изучения потребностей в

товаре фирмы?

Вопросы к экзамену

1. Сущность маркетинга и его роль в системе управления фирмой.

2. Характеристика маркетинга. Эволюция развития маркетинга.

3. Нужды, потребности, спрос, товар, обмен, сделка, рынок. Определение, взаимосвязи.

4. Процесс управления маркетингом: основные этапы и подэтапы.

5. Основные концепции управления маркетинга. Концепции 21 века.

6. Задачи, цели, функции маркетинга. Принципы маркетинга.

7. Виды маркетинга.

8. Определение рынка. Элементы рыночного окружения.

9. Классификация и типы рынков.

10. Определение «целевого рынка», «рыночной ниши», «конъюнктуры рынка». Формулы расчета емкости, доли и насыщенности рынка.

11. Маркетинговая среда и ее структура.

12. Комплекс маркетинга: определение и характеристика.

13. SWOT-анализ: характеристика, этапы.

14. Характеристика маркетинговой информационной системы.

15. Первичная и вторична информация.

16. Методы, объекты и основные этапы проведения маркетинговых исследований.

17. Сегментирование рынка: этапы, виды, особенности сегментации потребительских рынков и рынков промышленного назначения.

18. Выбор целевых сегментов. Три варианта охвата рынка.

19. Позиционирование товара на рынке. Девять стратегий позиционирования.

20. Понятие и общая характеристика потребностей.

21. Теории мотиваций по Фрейду и Маслоу.

22. Модели покупательского поведения на рынках.

23. Этапы процесса принятия решения о покупке.

24. Товарная политика: определение, цели, составляющие.

25. Товар с позиции маркетинга: классификация, комплексный подход к определению успеха товара на рынке.

26. Товарный знак и его применение. Упаковка и маркировка.

27. Жизненный цикл товара: этапы. Виды кривых ЖЦТ.

28. Общая схема разработки нового товара. Психология цвета в рекламе.

29. Понятие и сущность конкуренции, конкурентоспособности предприятия и товара. Виды конкуренции.

30. Уровни конкурентоспособности предприятий.

31. Методы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции.

32. Ценовая политика: определение, процесс разработки и реализации ценовой политики.

33. Постановка целей ценообразования, связанные с: прибылью, объемом продаж, конкуренцией и характеристика факторов, определяющих политику ценообразования.

34. Виды стратегий ценообразования по уровню цен на новые товары: стратегия «снятия сливок», стратегия проникновения, стратегия среднерыночных цен, нейтральная стратегия ценообразования.

35. Виды стратегий ценообразования по степени изменения цены: стратегия стабильных цен, стратегия «скользящей падающей цены», стратегия «роста проникающей цены».

36. Виды стратегий ценообразования по степени дифференциации товаров и потребительских цен: стратегия «дифференциации цен на взаимосвязанные товары», стратегия «ценовых линий», стратегия «ценовой дискриминации».

37. Девять ценовых стратегий, ориентированных на различные виды цен.

38. Виды стратегий скидок.

39. Девять стратегий маркетинга применительно к показателям цены и качества.

40. Характеристика трех методов ценообразования

41. Затратный метод ценообразования (установление цены по методу «средние издержки плюс прибыль). Характеристика статей калькуляции.

42. Сбытовая политика фирмы. Выбор каналов сбыта.

43. Розничная торговля: функции и классификация организаций.

44. Оптовая торговля: функции и классификация организаций.

45. Организация и реализация товародвижения.

46. Сущность маркетинговых коммуникаций. Коммуникационный процесс.

47. Состав комплекса маркетинговых коммуникаций: характеристика и определения.

48. Реклама: функции, преимущества и недостатки видов рекламы.

49. Определение и виды PR.

50. Определение и виды стимулирования сбыта.

51. Определение и виды прямого маркетинга.

52. Организационное построение службы маркетинга.

53. Основные функции службы маркетинга.

54. Типы организационных структур управления маркетингом.

55. Система маркетинговых планов. Структура плана маркетинга.

56. Характеристика видов маркетинговых стратегий: корпоративные, функциональные и инструментальные стратегии.

57. Контроль и ревизия маркетинга.

58. Оценка экономической эффективности маркетинговой деятельности.

Список рекомендуемой литературы

1. Акулич И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. – 6-е изд. – Мн.: Выш. Шк., 2009. – 511 с.
2. Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга /С.Н. Аникеев. – 2- е изд., доп. – М.: Фолиум, «Информ-Студио», 2006. – 128 с.
3. Багиев Г.Л. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов. / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 736 с.
4. Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций. \ Л.Е. Басовкий, Е.Н. Басовская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 420 с.
5. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник. / В.И. Беляев. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 676 с.
6. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование. Информация. Анализ. Прогноз: учебное пособие / И.К. Беляевский. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 319 с.
7. Бурцев В.В. Сбытовая и маркетинговая деятельность. Типовые должностные инструкции, внутрифирменные документы/ В.В. Бурцев. – М.: Экзамен, 2004. – 226 с.
8. Годин А.М. Маркетинг: учебник / А.М. Годин. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дашков и Ко», 2009. – 651 с.
9. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е.П. Голубков. – 3-е изд. – М.: Издательство «Финпресс», 2008. – 704 с.
10. Данько Т.П. Организация и управление торговым предприятием: учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.А. Брагина, д-ра экон. наук, проф. Т.П. Данько. – М.: «ИНФРА-М», 2009. – 303 с.
11. Дж.О’Шонесси. Конкурентный маркетинг: стратегический подход; пер. с англ; Под ред. Д.О. Ямпольской. – СПб.: Питер, 2007. – 864 с.
12. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности / А.П. Дурович. – Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 2007. – 464 с.    
13. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учеб. пособие / П.С. Завьялов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 496 с.
14. Йеннер Томас. Маркетинговое планирование. – М.: Институт Прикладной Психологии "Гуманитарный Центр", 2010. – 276 с.
15. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Амстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг; перс. с англ. – М.: «Вильямс», 2009. –1200 с.
16. Ким. С.А. Маркетинг: учебник / С.А. Ким. – М.: "Дашков и К", 2010. – 257 с. 17. Крылова Д.Г., Соколова М.И. Маркетинг. Практикум / Г.Д.Крылова, М.И. Соколова. – М.: Проспект, 2008. – 359 с. 18. Линдон Дени , Леви Жюльен , Ландреви Жак. Библия современного маркетинга. Меркатор: комплект в 2 томах: перевод с фр. – М.: Международный центр финансово-экономического развития (МЦФЭР), 2007. – 512 с.
19. Маркетинг: учебник / Под ред. Алексунина В.А. – М.: "Дашков и К", 2010. – 216 с. 20. Маркетинг: учебник / Коллектив авторов; под ред. проф. Н.П. Ващекина. – 3-е изд.– М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2004. – 312 с. 21. Маркетинг: учеб. пособие; под ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2010. – 512 с. 22. Маркетинг: учебник /А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 560 с.
23. Муравьева Н.Н. Маркетинг услуг / Н.Н. Муравьева. – Ростов н/д: Феникс, 2009. – 251 с. 24. Минаев Д.В. Маркетинг: игровой практикум. Деловые игры, упражнения и тесты / Д.В. Минаев. – Ростов н/д: Феникс, 2004.–256 с. 25. Ноздрева Р.Б. Международный маркетинг: учебник / Р.Б. Ноздрева – М.: Экономисть, 2005. – 990 с. 26. Синяева И.М. Маркетинг: учеб. пособие – М.: Вузовский учебник, 2011. – 384 с. 27. Синяева И.М., Маркетинговые коммуникации: учебник / И.М. Синяева, С.В.Земляк, В.В. Синяев. – М.: "Дашков и К", 2011. – 323 с 28. Соловьев Б.А. Маркетинг: учебник / Б.А. Соловьев. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 383. 29. Строков В.А. Управление маркетингом на предприятии. / В.А. Строков. – М.: ПКФ «Хорс-2», 2006. – 421 с.
30. Титова В.А. Маркетинг: учеб. пособие / В.А. Титова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 448 с.
31. Томилов В.В. Маркетинг в системе предпринимательства. / В.В. Томилов, Е.В. Песоцкая. – СПб.: «Геликон Плюс», 2006. – 520 с.     32. Черняховская Т.Н. Маркетинговая деятельность предприятия. Теория и практика: учеб. пособие для ВУЗов / Т.Н. Черняховская. – М.: Высшее образование, 2008. – 536 с. 33. Хандамова Э.Ф.Управление брендами в системе маркетинга на современном производственном предприятии: монография / Э.Ф. Хандамова, А.С. Шумской. – Краснодар: Изд. КубГТУ, 2008. – 189 с. 34. Щепакин М.Б. Экономика рекламной деятельности: учеб. пособие для вузов / М.Б. Щепакин., Э.Ф. Хандамова. – 3-е изд., изм. – Краснодар: Изд. КубГТУ, 2010. – 493 с. 35. Щепакин М.Б. Маркетинговое управление и формирование эффективных коммуникаций в условиях развивающегося рынка: монография / М.Б Щепакин, Э.Ф. Хандамова, М.С. Фицурина. – Краснодар: Изд. КубГТУ, 2008. – 241 с.

ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Составители: Щепакин Михаил Борисович;

Хандамова Эва Фризовна;

Каменецкая Екатерина Васильевна

Редактор Е.В. Каменецкая

Компьютерная верстка Е.В. Каменецкая

  Подписано в печать   Формат 60х84/16
Бумага офсетная Офсетная печать
  Изд. № 115
  Тираж 75 экз.
  Издание каф. РиМ

Кубанский государственный технологический университет

350072, г. Краснодар, ул. Московская, 2 кор. А

Кафедра рекламы и маркетинга

 
Типография: ООО «ЭдАрт принт», г. Краснодар, ул. Красная, 113

Нормативные ссылки

№ 948-1 от 22.03.91 г. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

№ 3520-1 от 23.09.92 г. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»

ГОСТ 7.12-93 СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила

ГОСТ 7.9-95 СИБИД. Реферат и аннотация. Общие требования

№ 191-ФЗ от 01.12.95 г. Федеральный закон «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации»

№ 26н от 15.03.2000 г. Приказ Минфина РФ «О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядок их применения».

ГОСТ Р 1.5-2004 Стандарты национальные РФ. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

№ 38-ФЗ от 13.03.2006 г. Федеральный закон «О рекламе»

ГОСТ 7.05-2008 СИБИД. Библиографическая ссылка. Общие требования. Правила составления и оформления

ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы

ОК 015-94 Общероссийский классификатор единиц измерения

Р 50-77-88 Рекомендации. ЕСКД. Правила выполнения диаграмм.

Инструкция по работе с методическими указаниями

В разделе «Программа дисциплины» приведены темы и указывается, что необходимо знать в пределах каждой темы. В конце тем приводятся вопросы для самопроверки.

В методических указаниях представлены практические задания соответствующие каждой теме, вопросы к экзамену по курсу «Основы маркетинга» и дан список рекомендуемой литературы.

3 Программа дисциплины

Наши рекомендации