Основные функции туроператора и турагента
Туроператор– это организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов. Туроператор разрабатывает туристские маршруты, насыщает их услугами посредством взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания по своим турам, рассчитывает цены на туры, передает туры турагентам для их последующей реализации туристам.
Туроператорская деятельность – это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта на рынке.
В частности, туроператор выполняет следующие функции:
- изучение спроса;
- перспективное планирование (география, партнеры);
- разработка соответствующего туристского продукта;
- заключение договоров с поставщиками туруслуг и партнерами;
- ценообразование;
- организация продаж турпродукта;
- реклама и продвижение турпродукта на целевом рынке;
- методическое обеспечение тура;
- подготовка кадров на маршрут;
- обеспечение виз и проездных документов;
- организация и контроль исполнения туристских услуг, составляющих турпродукт.
Турагентская деятельность – это деятельность по продвижению и реализации турпродукта на конечном рынке. Турагент – это организация посредник, занимающаяся продажей сформированных туроператорам туров. В отличие от туроператора, турагент не несет ответственности за качество тура.
Функции турагента:
- контакты с клиентами;
- оформление покупки;
- информирование клиента, консультации по выбору тура;
- информирование оператора, советы по организации тура и т.д.
47. Классификация и виды туроператоров
Классифиция туроператоров
По размерам различаются:
-крупные (относятся предприятия, услугами которых пользуются более 100 тыс. человек в год, а их оборот составляет более 35 млн дол.);
-средние (входят предприятия с клиентурой от 30 тыс. до 100 тыс. человек в год);
-мелкие (относятся предприятия, обслуживающие за год менее 30 тыс. туристов).
По региону деятельности туроператоры подразделяются на местных, региональных, межрегиональных и международных.
Различают их также по экономическим функциям. Не все предприятия при организации туров стремятся получить в первую очередь максимальную прибыль. В этой группе выделяются коммерческие туроператоры, чья цель - максимизация прибыли, некоммерческие (общеполезные), их цели - образовательные, воспитательные, полезность, и предприятия "черного туризма", занимающиеся туристской деятельностью непостоянно, по обстоятельствам.
Также туроператоры делятся на истинных и посредников. Туроператор "истинный" формирует тур путем заключения прямых договоров с производителями услуг за границей или в другом регионе своей страны. Как правило, он работает на туристов-индивидуалов (эксклюзив-туры). Туроператор-посредник имеет партнера за границей, т. е. рецептивного туроператора. Это удобнее в организационном и финансовом плане. Как правило, туроператор-посредник формирует турпродукт для массового потока туристов.
В зависимости от профиля работы туроператоров можно условно разделить на монопрофильных ("специалистов") и многопрофильных ("универсалов").
- Монопрофильные операторы специализируются на одном направлении или предлагают туры одного вида.
- Многопрофильные туроператоры отличаются одновременной работой с несколькими направлениями и видами туров.
Виды туроператоров
Прежде всего, основываясь на географии туроперейтинга, можно выделить аутгоинговых, инкаминговых и инсайд-туроператоров.
- Аутгоинговый туроператор (отправляющий, инициативный) специализируется на разработке, продвижении и реализации выездных международных туров, т. е. путешествий граждан своей страны за ее пределы. Это наиболее сложный, требующий приложения наибольших усилий и капиталовложений вид туроперейтинга. Сложность аутгоинга заключается в необходимости детального изучения продаваемого направления и получении исчерпывающей информации о самых разных аспектах.
В зависимости от активности сотрудничества аутгоингового туроператора и авиакомпаний (а они - ведущие поставщики туристских услуг на рынке) можно классифицировать международных туроператоров на флайтеров и нон-флайтеров.
Флайтер - аутгоинговый туроператор - активный фрахтователь воздушных судов, принадлежащих местным авиакомпаниям. Иначе говоря, туроператор получает возможность организации чартерных рейсов и соответственно возможность не только предварительно оплатить чартер, но и реализовать максимальное количество путевок или авиабилетов на заказанный рейс, чтобы обеспечить его максимальную рентабельность. В зависимости от форм сотрудничества флайтеров с авиакомпаниями можно также выделить абсолютных и относительных флайтеров.
Абсолютный флайтер - туроператор, первым приобретающий по договору чартера воздушное судно полностью, т. е. обязующийся по согласованию с руководством авиакомпании и наземными службами аэропорта полностью оплатить и осуществить полет под полную собственную ответственность. Эта форма типична для крупных туроператоров.
Относительный флайтер - более мелкий туроператор, объемы продаж и рыночные возможности которого не позволяют ему гарантировать "подъем" чартерного авиарейса собственными силами. Он консолидирует свои усилия в рамках пула - временно создаваемого объединения, существующего для достижения определенной общей цели его участников, разделяя между собой салон самолета на блоки кресел.
Наконец, нон-флайтеры - аутгоинговые туроператоры, форма работы которых не подразумевает фрахт воздушных судов ни на каких условиях. Отказ международного туроператора от участия в организации чартеров может иметь ряд причин:
туроператор работает по направлениям, на которых отлажены недорогие и максимально удобные регулярные авиарейсы;
туроператор предоставляет VIP-отдых в немассовых и непопулярных направлениях - невозможность загрузки целого лайнера или блока мест;
туроператор вообще не занимается организацией авиатуров, предлагая железнодорожные, автобусные туры и морские круизы;
туроператор не имеет финансовой или рыночной возможности для организации чартерных авиарейсов.
В отличие от аутгоинга инкаминг (принимающий или рецептивный туроперейтинг) - функция туроператора по разработке, продвижению и организации туров на территории собственной страны для иностранных граждан. Инкаминг напрямую связан с аутгоингом, обеспечивая последнему прием, размещение, организацию досуга туристов в местах их временного пребывания. Именно инкаминг для властей страны наиболее приоритетное направление туроперейтинга, поскольку от его развития напрямую зависит объем валютных поступлений в экономику страны-реципиента, ситуация на рынке рабочей силы, уровень развития инфраструктуры.
Инсайдинг - вид туроперейтинга, планирующий, продвигающий и реализующий внутренний турпродукт, т. е. туры по территории своей страны для своих сограждан. Инсайд-туроперейтинг базируется на туристском потенциале своей страны и ориентирован на удовлетворение туристских потребностей своих сограждан. Инсайдинг также активно поддерживается государством, так как не приводит к оттоку денежных средств и влияет на экономику регионов.