Туристские предприятия и их формы
Туристским предприятиям является самостоятельным хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования имущества трудовым коллективом производит и реализацию продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.
Предприятия, производящие туристские товары и услуги, осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений (лицензий). Туристские предприятия выполняют функции туроператора или турагента.
Непосредственно организацией туристской деятельности в международной практике обычно занимаются специализированные оптовые и розничные торгово-посреднические структуры: туристские агентства, туроператорские фирмы и туристские корпорации, которые представлены в виде межотраслевых производственно-хозяйственных комплексов.
По виду собственности:государственная (федеральная собственность и собственность субъектов Российской Федерации); муниципальная; частная; собственность общественных организаций; кооперативная; совместная (находится в собственности двух или более лиц, принадлежащая им на праве общей собственности).
По организационно-правовой форме:
полное товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом;
товарищество на вере (коммандитное товарищество), в котором наряду с полными товарищами, отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут ответственность в пределах сумм внесенных ими вкладов;
общество с ограниченной ответственностью (ООО), уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов;
общество с дополнительной ответственностью (ОДО) - участники несут дополнительную ответственность по обязательствам ОДО в кратном размере к стоимости вклада;
акционерное общество - уставный капитал разделен на определенное число акций; участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций; бывает открытое АО (участники могут продавать свои акции без согласия других акционеров), закрытое АО (акции, распределяются только среди его учредителей или иного ограниченного круга лиц);
производственный кооператив - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов;
государственное и муниципальное унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество;
потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов;
общественная организация (объединение) - добровольное объединение граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных потребностей.
Следует отметить, что в практике туристского бизнеса наиболее распространены ООО и ЗАО.
По целям:
- коммерческие фирмы, их основная цель - извлечение прибыли;
- некоммерческие - фирмы, которые не стремятся к получению прибыли, и прибыль не распределяется между участниками.
По региону функционирования.В международном туризме между потребителями и исполнителями туристских услуг обычно стоят туристские фирмы-посредники. Их можно классифицировать: фирма страны потребителя туристских услуг; фирма страны исполнителя туристских услуг. Туристские фирмы, специализирующиеся на приеме иностранных туристов в своей стране, называются принимающими или рецептивными фирмами. Их главная особенность - тесные связи с предприятиями туристской индустрии своей страны, выступающими в качестве исполнителей туристских услуг для иностранных туристов, а также с иностранными туристскими фирмами, выполняющими роль поставщиков иностранных потребителей туристских услуг.
По виду туризма, туристского продукта и сегменту рынкатуристские фирмы можно подразделить на фирмы, занимающиеся рекреационным и лечебным, экскурсионным, деловым, этническим и ностальгическим, спортивным, приключенческим, молодежным и студенческим, семейным, индивидуальным, групповым, массовым туризмом, специфическими видами туризма и т.д.
По своему отношению к исполнителям и потребителям туристскихуслуг туристские фирмы подразделяются на туроператоров и турагентов. Это одно из основных делений туристских фирм.