Лечебно-оздоровительный туризм
В последнее время в мире наблюдается значительный рост интереса к лечебно-оздоровительному туризму. Этому способствует ряд причин: быстрый темп жизни, множество стрессовых ситуаций, неблагоприятная экологическая обстановка в большинстве стран и городов, рост потока информации. Таким образом, можно отметить, что влияние вышеперечисленных факторов на их здоровье заставляет людей обращаться к этому виду туризма.
Можно сделать вывод о том, что особенностями лечебно-оздоровительного туризма являются:
Продолжительность пребывания, которая должна составлять не менее трех недель, независимо от типа курорта и заболевания, поскольку только за такое время можно достичь оздоровительного эффекта;
Высокая стоимость лечения — обычное лечение на курортах является дорогостоящим, поэтому этот вид туризма рассчитан на состоятельных клиентов, которые заказывают индивидуальную программу лечения и отдыха;
Возрастная категория — как свидетельствует статистика, на курорты чаще едут люди старшей возрастной группы, но в последнее время отдых на курортах выбирают и люди среднего возраста, страдающие недугами. Выбор делается между курортами, специализирующихся на лечении конкретного заболевания, и курортами смешанного типа, что в целом укрепляют здоровье и способствуют восстановлению сил и снятию стресса.
Однако следует отметить, что в последнее время рынок лечебно-оздоровительного туризма претерпевает значительные изменения. Это обусловлено тем, что традиционные санаторные курорты перестают быть местом лечения и отдыха пожилых людей, и превращаются в полифункциональные оздоровительные центры, рассчитанные на широкий круг потребителей, людей среднего возраста, а также детей. Такая трансформация курортных центров обусловлена двумя причинами: первая заключается в изменении характера спроса на лечебно-оздоровительные услуги. Модным становится здоровый образ жизни, в мире растет количество людей, которые стремятся поддерживать хорошую физическую форму и нуждаются в восстановительных антистрессовых программах. Преимущественно это люди среднего возраста, предпочитающие активный отдых, но при этом ограничены во времени. Потребители такого типа, по мнению многих экспертов, являются главными клиентами санаторных курортов и способствуют процветанию лечебно-оздоровительного туризма в XXI веке. Вторая причина переориентации заключается в том, что курорты постепенно теряют традиционную поддержку государства, в том числе финансовую. И чтобы выйти на новые сегменты потребительского рынка и привлечь дополнительных клиентов, здравницы вынуждены диверсифицировать свой продукт.
Следует сделать вывод, что рост интереса к лечебно-оздоровительному туризму вполне оправдан, так как он обусловлен современными тенденциями жизни сказывающимися на здоровье человека. Лечебно-оздоровительный туризм имеет свои особенности.
Религиозный туризм
Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.
Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:
- паломнический туризм;
- религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.
Паломнический туризм - это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество - стремление верующих людей поклониться святым местам. Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или даже прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик, и она довольно скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии - вегетарианская.
Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности предполагает посещение религиозных центров, в которых туристы смогут увидеть религиозные объекты - действующие культовые памятники, музеи, посетить богослужения, принять участие в крестных ходах, медитациях и других религиозных мероприятиях. Этот вид туризма тесно взаимосвязан с научным туризмом религиозной направленности.
В индустрии религиозного туризма выделяют культовые центры и религиозные центры. Культовый центр - это место, имеющее большое значение для представителей определенной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. В таких местах обычно есть храм с чудотворной иконой, или раньше жил известный святой, духовный учитель, аскет, или имели место исторические религиозные события. Религиозный центр - более широкое понятие, чем культовый центр. Религиозный центр, помимо объекта культа, включает образовательные учреждения и/или административные органы религиозных организаций. Например, старейший монастырь Москвы, Свято Данилов, является религиозным центром для паломников.
21. Экологический туризм. Мировые тенденции и перспективы к развитию экологического туризма
Экотуризм (экологический туризм) - это вид туризма, который предполагает посещение тех мест природы, в которых сохранилась практически нетронутая природа.
Целью таких путешествий является получение новой для туристов информации о природе региона, по которому совершается путешествие, и о культурно-этнографических особенностях, характерных для региона пребывания туристов. В ходе путешествия, являющегося экологическим, целостность окружающих экосистем не нарушается.
Сам термин «экотуризм» появился в начале восьмидесятых годов прошлого века, он был введен Гектором Цебаллос-Ласкурьей, экономистом-экологом из Мексики. На тот момент эко туризм означал путешествие, которое сопровождается бережным отношением к природе с экологической позиции.
Основной характерной чертой экотуризма является то, что он призван предотвратить отрицательное воздействие на природу, а также выступает в качестве мотивации для туристов и туроператоров к участию в социально-культурном развитии регионов и охране природы.
Экотуризм предполагает предотвращение возможного отрицательного воздействия на окружающую природу и культуру.
Отрицательные последствия, имеющие социально-культурный и экологический характер сводятся к минимуму. Экотуризм также предполагает поддержание экологической устойчивости окружающей природной среды.
Экотуризм позволяет привлечь денежные средства на охрану окружающей среды региона, а также на поддержку местных жителей. Экотурзим способствует развитию тех регионов, в которых он является популярным, как с экономической, так и с социально-культурной стороны.
Тенденции развития экологического туризма определены Всемирной Туристской Организацией (ВТО). По прогнозам этой организации, экологический туризм входит в число пяти основных стратегических направлений развития на период до 2020 г.
Согласно экспертным оценкам количество населения, озабоченного состоянием природы, растет. Основной поток экотуристов в мире составляют жители промышленно-развитых стран, интересующиеся природой и бытом, сохранившимися в девственных уголках планеты. Особый интерес представляют экзотическая природа и культура стран Африки, Азии, Центральной Америки. Целенаправленная политика принимающих стран способствует формированию большого потока экотуристов в Кению, Танзанию, ЮАР, Китай, Таиланд, Эквадор, Коста-Рику, а также в Новую Зеландию, Австралию и др. Вместе с тем большую долю в туристских потоках составляют путешественники, интересующиеся нетронутой природой собственной страны или стран своего континента. Такие поездки характерны для американцев, путешествующих по собственным национальным паркам, европейцев, выбирающих для отдыха нетронутые территории скандинавских стран и др.
Мотивация экотуристских поездок. Основные факторы, мотивирующие развитие экологического туризма - это стремление людей во время отдыха приобщиться к природе, иметь возможность дышать чистым воздухом, пить и купаться в чистой воде, употреблять экологически чистые продукты, получать эстетическое наслаждение от созерцания естественных ландшафтов. Среди мотивов поездок жителей Германии указанные факторы со временем приобретают все большее значение. Так, если мотив «приобщение к природе» в 1983 г. назвали важным 46% туристов из Западной Германии, то в 1992 г. - 59,3%. Мотив «более чистый воздух, чистая вода, возможность вырваться из загрязненной окружающей среды» в 1983 г. являлся важным для 36,9% туристов, в 1992 г. - для 54,2%. По мнению авторов настоящего исследования, значимость мотивов, связанных с состоянием окружающей среды, возрастает быстрее, чем значимость других категорий мотивов.
К мотивам, определяющим выбор экотуристских поездок, относится также желание туристов познакомиться во время путешествия с животным и растительным миром новых территорий. Например, в 1996 г. 34,3% туристов определили цель своей поездки как «возможность наблюдения за дикой природой», которая и определила выбор ими туристского центра; 32,4% туристов считали, что «возможность посещения природного, национального парка» определила выбор туристского центра. Для жителей Германии, которые проводят отпуск в собственной стране, наблюдение за «дикой природой» (40,4%) и посещение охраняемых природных территорий (35,3%) также имеют огромное значение.
22. Спортивный туризм
Спортивный туризм - это подготовка и проведение спортивных путешествий с целью преодоления протяженного пространства дикой природы на лыжах (лыжный туризм), с помощью средств сплава (водный туризм) или пешком в горах (горный туризм). Спортивное путешествие проводится силами автономной группы из 6-10 человек. Бывает, что путешественники в течение месяца не встречают никаких следов цивилизации. Чтобы пройти маршрут необходимо быть не только сильным, ловким, смелым и упорным, но и владеть широким набором специальных знаний от техники преодоления препятствий до физиологии человека в экстремальных условиях.
В отличие от обычного путешествия спортивное путешествие включает набор классифицированных по сложности естественных препятствий. Как правило, в горном и лыжном туризме такими препятствиями являются горные вершины и перевалы, а в водном туризме - речные пороги.
В соответствии с Правилами спортивные путешествия могут иметь шесть категорий сложности (к.с.). Если путешествия первой к.с. посильны для новичков, то путешествия шестой к.с. экстремальны даже для самых сильных и опытных путешественников. Действительно, горные "шестерки" на отдельных участках могут включать восхождения на вершины высотой более 7000 м, лыжные "шестерки" это сотни и сотни километров пути в сорокаградусный мороз по бесконечным сибирским хребтам, водные "шестерки" это умопомрачительные сплавы по бешеным рекам Алтая и Средней Азии.
Спортивный туризм это не только спорт. Он позволяет познакомиться с культурой проживающих в районе путешествия народов, насладиться созерцанием удивительных ландшафтов, испытать трепет исследователя - первопроходца. Конечно, в эпоху тотальной аэрофотосъемки географическое открытие совершить невозможно, однако еще можно побывать в местах, где не ступала нога человека. Наконец, спортивный туризм это школа мудрости. Это точный расчет сил, умение предвидеть события и прогнозировать течение порождаемых ими процессов.
23. Особенности ресурсов событийного туризма
Событийный туризм - это направление туризма, в котором туристические поездки приурочены к каким-либо определенным мероприятиям. В каждой из множества стран происходят события, представляющие культурную, историческую и спортивную ценность.
При создании туристского объекта, не имеющего своего исторического события, его создают специально посредством формирования легенды этой местности. Следовательно, имеет место создание и проведение кампании по повышению значимости не только индивидуального, но и группового туристского продукта, нацеленного на привлечение большего количества клиентов. Результатом этого становится получение финансового потока от реализации специальных видов событийного туризма в России. Для туристов, желающих посетить определенные места не только с целью осмотра достопримечательностей, но и принятия участия в совместном праздновании с местными жителями организуются специальные туры, связанные с событиями их личной жизни.
Событийный туризм различается по масштабу и по тематике события. Основные тематические виды событийного туризма:
- национальные фестивали и праздники;
- карнавалы и народные праздники;
-театрализованные шоу;
- фестивали кино и театра;
- гастрономические фестивали;
- фестивали и выставки цветов;
- модные показы;
- фестивали музыки и музыкальные конкурсы;
- спортивные события;
- международные технические салоны;
- паломничество;
- личные события (свадебные туры и прочее)
Важнейшей составляющей событийного туризма является социокультурный компонент, поскольку это направление туризма подразумевает использование существующей социокультурной среды конкретной территории в качестве исходного ресурса для создания полноценного конкурентоспособного турпродукта.
Именно самоценность социокультурной среды территории как фактора, обеспечивающего интерес к ней во внешнем мире и способного привлечь туристов, является отличительной характеристикой данного вида въездного туризма по сравнению с иными направлениями, когда социокультурная среда, в которой находится турист, либо искусственно создается, либо унифицируется соответственно неким усредненным международным стандартам и представлениям.
Событийный туризм же предполагает погружение туристов в социокультурную среду и реальный быт специфической, но живой, реальной, интегрированной в современный мир общности в качестве гостей.
Событийный туризм, несомненно, является высокотехнологичным сегментом современной глобальной туриндустрии. Проживание горожан в сельских районах с целью отдыха практиковалось испокон века, однако именно применение информационных технологий и инновационных приемов организации туристического бизнеса позволило увеличить объемы продаваемых услуг в ряде стран до индустриальных масштабов. При этом в российской практике туристический бизнес пока не вышел за рамки мелкотоварного производства ни по структуре, ни по формам и уровню организации, а, следовательно, и по показателям объемов. Низкий уровень доходности не способствует дальнейшему развертыванию этого сектора в условиях России (прежде всего, на практикуемом у нас направлении гостевых сетей).
24. Турист как субъект туризма
Субъектом системы туризма выступает человек-турист, удовлетворяющий свои потребности и желания в этой сфере. Конференция ООН по международному туризму и путешествиям (Рим, 1963) рекомендовала для статистических целей использовать понятие «посетитель».
Под посетителемпонимается любое лицо, путешествующее в какое-либо место, находящееся за пределами его обычной среды, на срок, не превышающий 12 месяцев подряд, главной целью поездки которого не является занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. «Поездка» охватывает весь период, в течение которого какое-либо лицо занимается туризмом, в то время как «пребывание» — только часть этого периода. Поэтому он используется только в отношении продолжительности. Последняя измеряется в часах для однодневных поездок и ночевках для путешествий-пребываний. Под ночевкой понимают одни сутки, проведенные туристом в посещаемом месте.
Понятие «посетитель» охватывает две категории лиц: туристов (ночующих посетителей) и экскурсантов (однодневных посетителей).
Турист — посетитель, осуществляющий хотя бы одну ночевку в коллективном или частном средстве размещения в посещаемом месте. В соответствии с рекомендациями ВТО к категории туристов относятся также члены экипажей иностранных воздушных и морских судов, проводящие не менее одной ночевки в средствах размещения страны пребывания во время ремонта судов или смены экипажа.
Экскурсант— посетитель, находящийся в посещаемом месте менее 24 часов (без ночевки). В эту категорию включают также проживающих на борту судна пассажиров круизов, членов экипажей иностранных воздушных и морских судов (не являющихся гражданами страны пребывания и находящихся в ней в течение одного дня), транзитных однодневных посетителей.
К категории туристов не относятся и не учитываются в статистике туризма следующие путешественники:
лица, меняющие место жительства (долговременные мигранты, планируемое пребывание которых в посещаемом месте или стране превышает 12 месяцев; лица, переезжающие на новое место жительства внутри страны); лица без определенного места жительства (кочевники, бродяги, беженцы);
лица, осуществляющие поездки в пределах своей обычной среды (совершающие регулярные поездки между домом и работой или учебой; приграничные работники);
лица, путешествующие в места осуществления оплачиваемой деятельности (временные мигранты — планируемое пребывание в посещаемом месте или стране составляет 12 месяцев или менее; сезонные рабочие; лекторы, артисты; гувернантки);
прочие лица, не учитываемые в статистике туризма по традиции (транзитные пассажиры — при незаконном въезде в принимаемую страну; военнослужащие — при переезде.
Права и обязанности туриста. При подготовке туриста к путешествию и во время его поездки, включая транзит, турист имеет право:
¾ на необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну или место временного пребывания и нахождения там; об обычаях местного населения, религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной; состоянии окружающей природной среды;
¾ свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;
¾ обеспечение личной безопасности, потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
¾ возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора, розничной купли-продажи туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
¾ содействие органов власти и местного самоуправления страны или места временного пребывания в получении правовой и иных видов помощи;
¾ беспрепятственный доступ к средствам связи.
Во время путешествия, включая транзит, турист обязан:
¾ соблюдать законодательство страны или места временного пребывания, уважать местные: обычаи, традиции, социальное устройство, религиозные верования;
¾ сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране или месте временного пребывания;
¾ соблюдать правила въезда в страну или место временного пребывания, выезда из страны или места временного пребывания и нахождения там, а также в странах транзитного проезда;
¾ соблюдать во время путешествия правила личной безопасности и безопасности своего имущества.
25. Туристcкий потенциал территории
Под туристским потенциалом понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории. Иногда туристским потенциалом называют отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия туристских ресурсов, что, по мнению авторов, не совсем верно. Очень часто под туристским потенциалом понимается существование на территории определенных уникальных или по крайней мере интересных не только для местных жителей объектов. Туристский потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социокультурного образования, в пределах которого она расположена.
Структура туристского потенциала наглядно показана на рисунке. Сразу можно заметить, что туристский потенциал включает в себя туристские ресурсы и туристскую инфраструктуру. Первые подразделяются на три основные группы — природные, культурно-исторические и социально-экономические. Следует отметить двойственный характер социально-экономических ресурсов. К ним относятся элементы туристской инфраструктуры, а также трудовые, информационные, материально-технические, финансовые ресурсы, элементы управления и т. д.
Из всей совокупности регионов 25 характеризуются благоприятными и относительно благоприятными экономико-географическими условиями развития международного туризма. К группе с недостаточно благоприятными условиями относятся 45 субъектов, т. е. чуть более 50%. Они занимают большую часть Сибири и Дальнего Востока, а также располагаются на севере и западе европейской территории страны. В группу с. неблагоприятными условиями попадают 18 субъектов, «разбросанных» по всей территории России, с районами концентрации на северо-востоке страны и юге Сибири.
26. Туристские ресурсы, как основа пространственной организации туризма
Многие авторы используют понятие «туристско-рекреационные ресурсы территорий», как «совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, необходимых для формирования туристского продукта территории». Сюда входят природные, исторические и социально-культурные объекты, способные удовлетворять физиологические и духовные потребности, а также содействовать восстановлению физического и духовного здоровья людей.
К основным свойствам туристских ресурсов относятся: аттрактивность (привлекательность); доступность; степень изученности; значимость для показа (зрелищность); пейзажные, видеоэкологические и социально-демографические характеристики; потенциальный запас, емкость; способы использования.
Туристские ресурсы обладают рядом общих свойств:
Во-первых, они историчны, т. е. могут видоизменяться по мере роста туристских потребностей, технико-экономических и социальных возможностей. Например, становятся туристским ресурсами (объектами туристского показа) болота, промышленные предприятия, старая техника, оборудование и др.
Во-вторых, они территориальны, т. е. занимают большие площади; отдых как социально-экономическое явление уже сейчас требует территорий, почти равных используемым сельским и лесным хозяйством.
В-третьих, играют организующую роль, способствуя формированию особых туристских пунктов, районов и зон, имеющих ту или иную специализацию, набор туристских предприятий и систему туристских маршрутов.
Специфическими свойствами туристских ресурсов считаются целостность, динамичность, емкость, надежность, привлекательность, устойчивость и др.
Целостность понимается как взаимосвязь всех ресурсов: объектов питания, гостиничного хозяйства, транспорта и т. д.
Емкость — возможность включать ресурсы других сфер экономики, не имеющих тесного контакта с туризмом.
Устойчивость туристских ресурсов в масштабах национальной экономики означает не нарушение экономического баланса. То есть туристской индустрией используются те природные условия и ресурсы, которые остались невостребованными другими отраслями народного хозяйства, поэтому не происходит пересечения интересов.
27. Туристские объекты и комплексы
Туристские комплексы представляют собой градостроительные образования различного функционального профиля, состоящие из туристских учреждений, объединенных единым архитектурно-планировочным решением, общей пространственной композицией и организацией обслуживания. Под туристским комплексом также понимают совокупность разных по функциям туристских учреждений вместимостью более 1 тыс. мест, объединенных одной функциональной программой (лечение, оздоровление, отдых, деловые встречи и мероприятия и т. д.).
Туристский объект ¾ особое градостроительное образование, ориентированное на предоставление туристам заданного объема услуг и реализацию специализированных туристских программ. Мировая практика демонстрирует великое множество примеров строительства туристских объектов. Номенклатура типов объектов туризма (зданий, сооружений и их комплексов) отличается пестротой и разнообразием, обусловленным богатством сочетаний различных форм отдыха и структуры контингента отдыхающих. Это порождает необходимость классификации туристских комплексов.
Один из признаков различия объектов отдыха ¾ стационарность.
Стационарные сооружения ¾ неперемещаемые объекты, к которым принадлежат все капитальные здания, рассчитанные на постоянную эксплуатацию до момента полной амортизации.
Нестационарные сооружения ¾ те, которые можно перемещать на другое место, т. е. все транспортабельные сооружения для ночлега и обслуживания отдыхающих: палатки, автоприцепы, сборно-разборные домики и т. п. Нестационарные туристские объекты разделяют на стабильные (палатки, домики) и мобильные (автоприцепы, туристское судно).
Другой критерий деления ¾ сезонность эксплуатации, в связи с чем различаются туристские объекты круглогодичной и сезонной (скажем, только летней или, наоборот, только зимней) эксплуатации. Круглогодичными и сезонными могут быть как стационарные, так и нестационарные объекты.
Следующий критерий деления туристских объектов ¾ их величина, или мощность(вместимость), выражаемая количеством мест ночлега или числом отдыхающих в пик нагрузки, т. е. в день сезона максимальной загруженности. Величина туристского комплекса самым заметным образом влияет как на само построение его структуры, систему обслуживания, организацию транспортной связи, так и на характер и масштабы преобразования природного окружения. (Так, для приморских территорий с обширными пространствами акваторий принимается в пределах от 2 тыс. до 10 тыс. мест. Туристские центры, сформированные на основе озер и рек, где туристские ресурсы ниже, имеют обычно меньшую вместимость и подразделяются на малые ¾ до 500 мест, средние ¾ 500-2,5 тыс. мест, большие ¾ более 2,5 тыс. мест)
Туристские комплексы ¾ не только здания, сооружения, иные искусственно-технические объекты, но и сама территория со всеми особенностями ее природного ландшафта. При этом именно качество ландшафта определяет туристские возможности (потенциал) территории и служит побуждающей причиной намерения возводить любое туристское устройство.
28. Туристские учреждения
В настоящее время в России сеть туристских учреждений включает более 100 тысяч мест и имеет удовлетворительную материально-техническую базу. Турбазы располагают спальными корпусами, кинозалами, игротеками, библиотеками, медицинскими пунктами, оборудованными пляжами, пунктами проката спортивного инвентаря. Многие учреждения функционируют круглогодично и предлагают неплохой набор услуг.
Значительной материальной базой отличаются туристские теплоходы, представляющие собой в основном плавучие высококлассные гостиницы с бассейнами, ресторанами, музыкальными салонами, игротеками и пр.
Особое место среди предприятий спортивного туризма занимают дома рыбаков и охотников, создавшиеся гражданскими и военными обществами рыбаков и охотников на территории охотохозяйств. Содержатся они на средства предприятий и общественные фонды обществ.
Особое место среди туристских учреждений занимают рекреационные парки. Самые крупные из них – национальные парки, созданные на уникальных природных исторических территориях и предназначенные для кратковременного и интенсивного отдыха. Они располагают большой территорией, значительным обслуживающим персоналом, хорошим обеспечением и достаточной материальной базой.
Наряду с этим появляются предприятия развлекательной зрелищной индустрии – аквапарки, диснейленды и пр.
Наиболее массовым направлением в сфере отдыха в нашей в стране стала дачная рекреация (личные дачи, дачные кооперативы и садоводческие товарищества), развивающаяся вокруг городов и промышленных центров.
29. Сезонность в туризме
Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает сезонность, выступающая как важнейшая специфическая проблема.
Сезонность — это свойство туристских потоков концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого периода времени. С экономической точки зрения она представляет собой повторяющиеся колебания спроса с чередующимися пиками и спадами. В странах Северного полушария с умеренным климатом основными («высокими») сезонами являются летний (июль—август) и зимний (январь—март). Кроме того, выделяются межсезонье (апрель—июнь, сентябрь) и «мертвый сезон» (октябрь—декабрь), при которых туристские потоки затухают и спрос снижается до минимума.
Особенности сезонности спроса в туризме состоят в следующем:
· она значительно различается по видам туризма. Так, познавательный туризм характеризуется менее значительными сезонными колебаниями, чем рекреационный. Более низкая сезонная неравномерность спроса характерна также для лечебного и делового туризма;
· различные туристские регионы имеют специфические формы сезонной неравномерности спроса. Поэтому можно говорить о специфике туристского спроса в определенном населенном пункте, районе, стране, в мировом масштабе. Так, согласно статистическим данным, в Европе на два летних месяца приходится до половины всех туристских поездок. В странах, где годовые колебания температуры и других элементов климата незначительны, сезонность туризма проявляется слабее (например, Марокко имеет круглогодичный туристский сезон);
· сезонность в туризме определяется главным образом факторами климатического, социального и психологического характера.
Климатические факторы связаны с тем, что в большинстве регионов мира погодные условия для путешествий, отдыха, лечения, занятий спортом различаются по месяцам года.
Социальные факторы обусловлены тем, что большая часть школьных каникул приходится на летние месяцы. Поэтому родители стремятся приурочить свой отпуск к этому времени и отдыхать вместе с детьми. Высокий уровень спроса на туристские поездки летом связан и с распространенной в европейских странах практикой остановки предприятий на профилактический ремонт в июле—августе (месяцы наименьшей производительности труда).
На сезонность спроса влияют также факторы психологического характера (традиции, подражание, мода). Пики и спады туристкой активности во многом можно объяснить консерватизмом большинства туристов, т.е. укоренившимся мнением, что лето — самое благоприятное время для проведения отпусков.
Сезонные колебания туристского спроса оказывают негативное влияние на национальную экономику. Они приводят к вынужденным простоям материально-технической базы, порождают проблемы социального плана. То обстоятельство, что большая часть предприятий туристкой индустрии и ее персонала используется лишь несколько месяцев в году, является причиной увеличения удельного веса условно-постоянных расходов в себестоимости туристских услуг. Это уменьшает возможности проведения гибкой ценовой политики, затрудняет действия туристских предприятий на рынке и снижает их конкурентоспособность.
Негативные последствия сезонной неравномерности спроса требуют изучения данного явления и принятия организационных, экономических и социальных мер по сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме. С этой целью туристские организации и предприятия практикуют сезонную дифференциацию цен (повышенные цены в разгар сезона, умеренные — в межсезонье и пониженные — в «мертвый сезон»; разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 %), стимулирование развития видов туризма, не подверженных сезонным колебаниям (например, деловой, конгрессный и т.д.).
Сглаживание сезонности в туризме дает большой экономический эффект, позволяя увеличить сроки эксплуатации материально-технической базы, повысить степень использования труда персонала в течение года, увеличить поступления от туризма.
30. Туристские маршруты и их типы
Маршрут есть путь следования туриста, обозначенный перечнем всех географических пунктов и мест, последовательно посещаемых им во время путешествия, с указанием видов транспорта, используемых туристом для передвижения между пунктами остановок (пребываний) на маршруте. Исходной и конечной точками маршрута служат пункты начала и окончания путешествия. Начало маршрута ¾ место оказания туристу первой туристской услуги, оговоренной в договоре, а конец маршрута ¾ место оказания последней туристской услуги.
В зависимости от перемещения по пути следования на маршруте различаются линейные, кольцевые, радиальные и комбинированные типы маршрутов (рис1).
Рис.1. Типы туристских маршрутов:
а ¾ линейный; б ¾ кольцевой; в ¾ радиальный; г ¾ комбинированный;
Н ¾ начальная точка; К ¾ конечная точка; ПП 1-4 ¾ промежуточные точки маршрута
Линейный маршрут ¾ путь следования, начало и окончание которого происходят в разных географических пунктах пребывания. Вместе с тем это наиболее распространенная разновидность туристского маршрута. Турист пребывает в дестинации в течение 7-10 дней и более, совершая однодневные экскурсии из места своего пребывания. После отдыха турист возвращается в место постоянного проживания.
Радиальный маршрут ¾ путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, располагаясь в нем турист совершает путешествия в другие пункты пребывания, возвращаясь при этом в пункт начала путешествия. К примеру, туристы из Саратова приехали в Москву и после двухдневного пребывания в столице России, оставив за собой места в гостинице, совершили двухдневные выезды в Смоленск, Ростов Великий и Владимир.
Кольцевой маршрут ¾ путь следования, началои окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, например тур «Америка» (Нью-Йорк ¾ Вашингтон ¾ Атлантик-Сити ¾ Филадельфия ¾ Нью-Йорк) или тур «Золотое кольцо России» (Москва ¾ Сергиев Посад ¾ Ростов Великий ¾ Ярославль ¾ Кострома ¾ Иваново ¾ Суздаль ¾ Владимир ¾ Москва).
31. Понятие туристской дестинации
Само слово «дестинация» в переводе с английского означает «местонахождение; место назначения».
Дестинация это географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов.
Отличие «дестинации» от «туристического центра», «туристического направления» – это единство всех ее частей, которые в совокупности делают ее подобным товару или продукту, качеством которого можно управлять, можно его продвигать и продавать. Вот смысл идеи о туристических дестинациях.
Дестинация представляет