Оценка работоспособности и истощаемости
Способность на протяжении определенного времени сохранять максимальную продуктивность деятельности (работоспособность) определяется в субтесте по целостности "рабочей группы", которая состоит из трех основных цветов:
Зеленый обеспечивает упорство продолжать работу во что бы то ни стало, не взирая на трудности, определяет гибкость воли и способность преодолевать сопротивление с тем, чтобы довести работу до конца и тем самым повысить самоуважение.
Красный обеспечивает силу воли и потребность в энергичной деятельности, приносящей удовлетворение от осознания того, что нечто сделано в соответствии с желаниями.
Желтый связан с оптимистической верой в эффективность работы и со способностью испытывать удовольствие от действий, а также с потребностью в поиске нового и интересного; обеспечивает спонтанное удовлетворение от действий, умение мысленно переноситься в будущее, надежды на результативность труда и ожидание новых, интересных дел, которыми он займется по окончании этой работы.
(Синий цвет сугубо пассивен и спокоен, а потому связывается не с работой, а с равновесием и удовлетворенностью.)
Если все составляющие "рабочей группы" стоят вместе и находятся в начале ряда, это предполагает способность успешного завершения работы, несмотря на ее длительность и предполагаемые трудности.
Если составляющие "рабочей группы" стоят разрозненно или в конце ряда, то прогноз относительно работы, выполняемой в данное время, не может быть назван благоприятным. Для уточнения характеристики необходимо изучить оба ряда, чтобы проанализировать изменение положения цветов при повторном выборе.
Истощение выражается в тесте через ухудшение сочетания цветов "рабочей группы" от первого ко второму ряду, особенно если один или несколько "рабочих" цветов сдвигается к концу ряда (прежде всего красный и зеленый).
Если к концу ряда смещается зеленый, возможны волевые расстройства, потеря целеустремленности и общая астенизация нервной системы. При смещении к концу ряда красного возможно истощение физической энергии. При перемещении вправо желтого отмечается снижение удовлетворенности от работы и возрастание сомнений в целесообразности и эффективности действий.
Индивидуальные особенности, которые человек привносит в работу, определяются в тесте тем цветом "рабочей группы", который он ставит на первое место. Если это "зеленый", то его целью является повышение самоуважения и своего статуса в глазах других. Если впереди стоит красный, целью оказывается желание почувствовать достижение победы в борьбе с чем-то, что решено было преодолеть. Если впереди красного и зеленого стоит желтый, то основное удовольствие человек получает от того, что мысленно переносится к деятельности, которая может заинтересовать его.
Использование парных таблиц
На всех последующих цветовых таблицах два цвета оказываются рядом и составляют пару, предлагаемую к выбору одного из цветов. В прилагаемом к тесту шаблоне есть вырезанное окошко, которое в таблицах парного цвета вначале накладывается на верхнюю цветовую пару. При этом спрашивают: "Какой из двух цветов Вам более симпатичен? Назовите опознавательную букву или цифру, стоящую рядом с цветом, который Вам нравится больше всего".
На листе протокола, при совершении выбора одного цвета из двух в каждой паре, проводящий тестирование в соответствующем секторе протокольной таблицы ставит штрих. Затем окошечко передвигается вниз для совершения следующего выбора. Его результат также фиксируется в соответствующем ему секторе протокольной таблицы. Для маскировки условные буквенные обозначения заменяются условными цифрами.
Так отмечают выбор цвета в пяти парных таблицах (основные цвета, синие, зеленые, красные и желтые). При правильном ранжировании в одной клетке оказывается три штриха, в другой - два штриха, в третьей - один, а четвертая остается незаполненной. При этом последовательность значения не имеет. Если такой ступенчатой ранжированности не получают, необходимо сразу же повторить выбор с цветами данной таблицы, записав его результаты в нижнем ряду соответствующего раздела протокола. Если и при повторении не обрисуется ступенчатость, то она так и остается "нерегулярной".
Количество штрихов в секторах протокола (которые могут читаться как римские цифры) переносят в стоящие справа квадраты под соответствующие буквы, но записывают их арабскими цифрами. Получаемая последовательность из четырех цифр является "оценочным числом", которое подвергают анализу с помощью соответствующих интерпретационных таблиц. Если какая-то строка при первом и втором выборах не дала регулярной ступенчатости, то в правых столбцах протокола фиксируются результаты второго выбора. Подобного рода "рассеивания" (к примеру, 1212) в графе значений этой цветовой таблицы указывают на нерешительность, определяемую противоречащими однако другой тенденциями. Подобные "рассеивания" не могут быть проинтерпретированы с помощью таблиц. Нередко они указывают на устойчивые расстройства невротического или психотического характера.
Все цифры складывают отдельно в пределах каждой вертикальной колонки, а результат вносят в сектор "сумма". Зарегистрированные записи таблицы основных цветов в сумму не входят, используются лишь данные ранжирования цветов синей, зеленой, красной и желтой таблиц. Если в колонке находятся три нуля, то суммой считается ноль даже в том случае, если четвертая цифра отлична от него. Если трижды встречается цифра три, то суммой оказывается число 12, даже если четвертая цифра тройкой не является. Если колонка содержит два высоких значения (например, 2 и 3) и два низких значения (например, 0 и 1), то эти четыре цифры не суммируются. Колонка считается двухвалентной, если сумма двух высоких значений превышает сумму двух низких значений на 4 и больше (например, 3 и 2 составляют 5 по отношению к 1, слагаемой из 0 и 1). При двухвалентной колонке, которая указывает на противоположное поведение в соответствующих графах значения, в предназначенный для суммы квадрат вносится не цифра, а знак двухвалентности ±. Тот же знак двухвалентности (±) ставят в квадрате, расположенном под квадратом "норма" для оценки куба.
В квадратах "норма" приводятся средние значения для каждой колонки. Если сумма колонки выше нормы, то в находящийся под "нормой" квадрат перед условной цифрой вписывается знак "+". Если сумма оказывается ниже "нормы", то ставят знак "–". Если сумма остается в пределах "нормы", квадрат оставляют пустым.
Если по отношению к норме появляются значения "+" или "–" (например, + 4 и – 2), то на "кубе" соответствующий угол обводят кружком, например, и . Пространственная диагональ соединяет обведенное кружком число с таким же числом, но с противоположным знаком. Это противолежащее число, в отличие от кружка, заключают в квадрат. Например, кроме появляется . Затем углы, имеющие кружки, соединяют друг с другом линиями, после таким же образом соединяют и квадраты. На каждой соединяющей линии напечатано число. В интерпретационной таблице "куба" рядом с этими числами можно найти соответствующую оценку линии. Линия, соединяющая квадраты, воспроизводит "причину конфликта". Линия, соединяющая кружки, показывает, какой компенсаторной реакцией человек пытается разрешить это конфликтное напряжение с помощью вторичной регуляции.