Виды маркетинга по состоянию спроса

В зависимости от состояния конъюнктуры рынка, которая определяется, прежде всего, уровнем спроса, цели маркетинга варьируются. Изменяется и вид маркетинга в соответствии с этими целями. Теория маркетинга по состоянию спроса классифицирует маркетинг следующим образом (табл. 1):

Табл. 1.

Виды маркетинга по состоянию спроса

№ п/п Вид маркетинга Состояние спроса Задачи маркетинга
1. Конверсионный маркетинг Негативный спрос Создание спроса
2. Стимулирующий маркетинг Отсутствие спроса Создание спроса
3. Развивающий маркетинг Потенциальный спрос Развитие, наращивание спроса
4. Ремаркетинг Снижение спроса Повышение спроса
5. Синхромаркетинг Колеблющийся спрос Сбалансирование спроса
6. Поддерживающий маркетинг Полный спрос Поддержание спроса
7. Демаркетинг Чрезмерный спрос Снижение спроса
8. Противодействующий маркетинг Иррациональный спрос Ликвидация спроса

Конверсионный маркетинг предусматривается в случае отрицательного спроса на товар на рынке, сущность его состоит в превращении негативного спроса в позитивный.

Стимулирующий маркетинг используется при отсутствии спроса на товары и услуги по причине безразличного к ним отношения. Развивающий маркетинг применяется в условиях формирующегося спроса на товары, т.е. когда процесс превращения потенциального спроса в реально предъявляемый является главной задачей.

Ремаркетинг– меры по восстановлению спроса в ситуации его снижения.

Синхромаркетинг (стабилизирующий маркетинг) – стабилизация спроса при его резких колебаниях на рынке.

Поддерживающий маркетинг – поддержание спроса на оптимальном уровне.

Демаркетинг используют в том случае, если спрос превышает предложение. Исходя из целей демаркетинга, проводят политику повышения цен, снижения уровня сервиса, сокращают или вообще прекращают рекламную кампанию.

Противодействующий маркетинг преследует цель ликвидации спроса на товар, иррациональный (вредный) с точки зрения общественной, здравоохранительной, правовой (например, курение, потребление наркотиков).

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА

Концепция маркетинга (от лат. conceptio) – генеральный замысел действия фирмы или предприятия на рынке, определяющий ее стратегию действий, выбор системы целей и идеи бизнеса. Концепция маркетинга предполагает выбор или обозначение целей, которые преследуют предприятия в бизнесе и маркетинге.

Известно пять основных концепций маркетинга:

  • концепция совершенствования производства;
  • концепция совершенствования товара;
  • концепция интенсификации коммерческих усилий;
  • концепция сбыта и маркетинга;
  • концепция социально-этического маркетинга.

Концепция совершенствования производства

Концепция совершенствования производства – концепция, основанная на предрасположенности потребителей к широко распространенным и доступным по ценам товарам, что требует постоянного совершенствования технологии и организации производства, повышения эффективности системы распределения. При этом все внимание сосредотачивается на внутренних возможностях производства, что позволяет быстро насытить рынок каким-либо товаром илиуслугой.

Производственная концепция появилась тогда, когда производство было массовым. Производители в своей деятельности руководствовались лозунгом: «Производи, сколько сможешь». Рыночный спрос был безграничен. Чтобы удовлетворить спрос потребителей, производители занимались совершенствованием производства в целях снижения цены производимого товара.

Такой подход вполне оправдан, когда спрос существенно превышает предложение или когда затраты на производство единицы продукции достаточно велики и их необходимо уменьшить за счет массового изготовления продукции.

Производственная концепция возникла на автомобильных предприятиях США в конце ХIХ в. потому, что развитие массового производства автомобилей удовлетворяло насущную потребность того времени – быстрого передвижения по огромным пространствам, в которых повсеместно развивался бизнес, требующий перемещений по различным рынкам людей и товаров.

Наши рекомендации