Определение миссии в деятельности корпорации

Каждое предприятие индустрии гостеприимства предназначено для удовлетворения каких-либо потребностей потребителей: предоставить ночлег, накормить, развлечь и т.д. Но по прошествии определенного времени управляющие могут потерять интерес к цели предприятия либо сама цель может утратить свою актуальность в результате изменившихся условий.

Руководство начинает ощущать, что теряет свои ориентиры. Что же делать в такой ситуации? Необходимо возобновить поиски цели. Для этого нужно ответить на фундаментальные вопросы:

Что представляет собой наше предприятие?

Кто наши клиенты?

Какие у них ценности?

Каково будущее нашего предприятия?

Каким оно должно быть?

Эти вопросы, на первый взгляд самые простые, относятся к числу самых сложных. Постоянно отвечая на них, компании удастся не утонуть в изменчивых условиях рынка и преуспеть в своем деле.

Высшая цель, к осуществлению которой стремится компания, формируется исторически. Каждая компания имеет свою историю, в которой были цели, политика, взлеты и падения. Уважая свою историю и не теряя ее из виду, необходимо строить миссию предприятия исходя из текущих условий и возможностей. Зачем, к примеру, компании ВАО «Интурист», имеющей, пожалуй, самые древние традиции среди туристских компаний России, переключаться на производство игровых автоматов.

Ресурсы тоже определяют высшую цель предприятия. Для авиакомпании «Сибирские авиалинии» ставить перед собой цель стать «вторым» Аэрофлотом было бы, по крайней мере, странным и значило бы тешить себя иллюзиями.

Компания излагает свои высшие цели в особой декларации и доводит ее до сведения своих менеджеров, служащих и, зачастую, клиентов и широкой публики. Хорошо написанная декларация о главной цели (миссии), которую ставит перед собой компания, служит сплочению коллектива, определяет цель, направление его деятельности, вселяет в его членов веру в свои возможности. Создать такую письменную декларацию нелегко. Чтобы подготовить текст, в котором бы удовлетворительно излагались высшие цели компании, иногда нужен год или больше.

Подобная декларация должна отвечать определенным требованиям: быть лаконичной, сосредоточенной на ограниченном количестве поставленных целей, описывать некоторые наиболее важные диапазоны, в которых компании предстоит работать.

Отраслевой диапазон. Одни компании оперируют лишь в одной отрасли (только гостиницы или авиаперевозки), другие — в нескольких смежных отраслях (развитие туристского бизнеса и гостиниц; авиаперевозки и гостиницы).

Диапазон товаров и сферы их применения. Компания ВАО «Интурист» еще в СССР первой внедрила свою систему бронирования и резервирования «Сирена-1» и «Сирена-2», позволяющую оперативно управлять индустрией иностранного туризма (въездного), связав информацию свободных мест в гостиницах, на самолетах «Аэрофлота» и поездах МПС по внутренним перевозкам. Кроме того, было возможным получить справочную информацию об объектах развлечения в Москве, такси и скорой помощи. Однако компания ВАО «Интурист» не стала заниматься реконструкцией аэропорта «Шереметьево».

Диапазон компетенций. Технологические и прочие главные сферы компетенции, которые компания сможет освоить и внедрить.

Рыночный диапазон с указанием его сегментов. Тип рынка или клиентов, которые компания намерена обслуживать. Например, компания World Adventures намерена работать только с клиентами с высокими доходами и не склонна выходить на рынок пэкидж-туров. А компания «Москва-тур», наоборот, специализируется только на недорогих групповых поездках и не собирается увеличивать долю индивидуальных заказов.

Вертикальный диапазон. Это уровни, начиная с поставки сырья и заканчивая готовым продуктом, на которых компания собирается работать. Есть компании с большим вертикальным диапазоном. Одну из крайностей представляют компании, мечтающие о создании огромной корпорации, в которой бы связывались по вертикали авиалиния, сеть отелей, сеть транспортных агентств. Пока опыты в этом направлении, ведущиеся в США, не увенчались особым успехом. В некотором роде, в условиях СССР компания ВАО «Интурист» являлась компанией с большим вертикальным диапазоном: она имела свою сеть отелей по всему бывшему СССР, развлекательные заведения, транспортные компании, осуществляла аренду автомобилей и экскурсионных автобусов, бронирование и продажу авиа- и железнодорожных билетов, предоставляла услуги гидов-переводчиков, формировала туристский продукт, продавала его, имела свой печатный орган, издающий рекламную литературу, журналы, брошюры и альбомы, подразделение, осуществляющее рекламные кампании и подготовку визуальных средств рекламы, а также зарубежные представительства.

Другая крайность — предприятия с незначительной вертикальной интеграцией, а то и вовсе без нее, например, маленькие туристские агентства, работающие на продаже продуктов туроператоров. Не имея ничего своего, они организуют путешествия для своих клиентов с полным набором услуг.

Географический диапазон. Районы, страны или регионы, в которых будет работать корпорация. Одни компании работают только в одном городе или области, другие превращаются в огромные транснациональные корпорации, например Sheraton или Hilton.

Декларация об основных целях фирмы должна иметь стимулирующее воздействие. Служащим необходимо чувствовать, что их работа значима и помогает людям жить. Она должна уделять внимание политике компании в отношении клиентов, поставщиков, дистрибьюторов, конкурентов и других лиц, в которых заинтересована компания.

Цель декларации - дать компании направление следующие 10 - 20 лет. Документы такого рода не переписываются каждые года, чтобы подстроиться под причуды экономики страны. Вместе с тем необходимо отказаться от поставленных целей и выдвинуть новые, если прежние уже не определяют оптимального пути развития компании.

Наши рекомендации