Правовые аспекты электронного бизнеса

В настоящее время в России наблюдается активное развитие

коммерческой деятельности на базе новейших информационных

технологий и сети Интернет.

Этот процесс ставит формирование нормативно-правового обеспечения электронного бизнеса в ряд приоритетных задач.

Сегодня всю совокупность нормативно-правового обеспечения

электронной коммерции можно дифференцировать на четыре группы.

К первой группе

следует отнести законы и правовые нормы, регламентирующие ведение электронной коммерции, электронного документооборота и применение электронной цифровой подписи.

Среди них:

1. «Рекомендации по организации деятельности лиц в сфере

Интернет-коммерции в Российской Федерации»,

которые содержат

общие положения по ведению электронной коммерции.

2. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»,

где определены понятия электронного сообщения, документированной информации, утверждается равнозначность электронного сообщения, подписанного электронной цифровой подписью и собственноручной подписью.

3. Положение ЦБ РФ от 12.03.1998 г. № 20-П «О правилах

Обмена электронными документами между Банком России,

Кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России».

В пункте 1.1 Положения № 20-П дается определение

электронной цифровой подписи.

4. Закон РФ № 2180-IIIГД «Об электронной цифровой

Подписи»,

основной задачей которого является обеспечение системы

идентификации участников рынка информационных технологий, в том числе и участников электронной торговли.

Вторую группу

нормативно-правового обеспечения электронной коммерции составляют законы и нормативные акты, регламентирующие безопасность электронного бизнеса, предпринимательскую деятельность, лицензирование, финансирование и инвестиции.

Правовую основу безопасности электронного бизнеса образуют

следующие законы и правовые акты:

1. Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1

регламентирует отношения, возникающие между потребителями и

изготовителями, исполнителями и продавцами при продаже товаров и

предоставлении услуг.

В 2004 году закон был дополнен статьей 26.1 «Дистанционный способ продажи товаров», в которой были установлены дополнительные гарантии для потребителей при осуществлении продаж.

2. В Федеральном законе «Об информации, информационных

технологиях и защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ

рассмотрены принципы правового регулирования отношений в сфере

информации и информационных технологий, вопросы

государственного регулирования информационных систем и сетей,

изложены основные положения, связанные с безопасностью и защитой информации.

3. Определение таких понятий, как программы и базы данных,

дано в законе

«О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» № 3532-1.

4. Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 г. № 5351-1

регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, использованием произведений науки, литературы и искусства, фонограмм, исполнений, постановок, передач эфирного и

кабельного вещания.

5. Федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ.

Третья группа

образуется из законов и правовых актов, связанных с правовым обеспечением деятельности электронных платежных систем, банковской деятельности и бухгалтерского учета.

1. В Федеральном законе № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года, в

статье 3перечислены цели деятельности Центрального Банка РФ, в статье 4 рассмотрены его функции.

2. Понятие кредитных организаций, банка и банковской

деятельности дано в Федеральном законе № 395 «О банках и

Банковской деятельности».

3. В Письме ЦБ РФ от 5 апреля 2007 г. № 44-т «О проверке

осуществления кредитными организациями идентификации клиентов, обслуживаемых с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (включая Интернет-банкинг)»

описана технология проверки кредитной организации, использующей

технологии дистанционного банковского обслуживания.

4. Указание ЦБ РФ от 01.03.2004 «О порядке информирования

Кредитными организациями ЦБ РФ об использовании в своей

Деятельности Интернет-технологий».

Четвертую группу

нормативно-правового обеспечения электронной коммерции составляют законы и правовые акты, связанные с регулированием строительства, эксплуатацией беспроводных линий связи, а также ведением конкретных видов бизнес-процессов.

Отдельно следует отметить нормативно-правовые документы,

определяющие последующее развитие электронной коммерции в

России.

Ими являются Постановление Правительства РФ от 28.01.2002

г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия»(2002-2010 годы),

Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг до 2010 года,

Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов власти до 2010 года.

Таким образом, в России система правового регулирования

электронного бизнеса пока полностью не сложилась, но она будет

формироваться в процессе создания взаимосвязанной системы норм на международных и национальных уровнях.

При этом необходимо идти по пути заключения многосторонних договоров, фиксирующих цели и принципы функционирования глобальных компьютерных сетей, финансирование и технические параметры их развития на базе существующих средств коммуникаций.

К разработке вопросов совершенствования гражданско-правового законодательства целесообразно привлекать компании, занятые бизнесом в сетиь Интернет, и организации, которые обеспечивают работу самой Сети в целом.

Наши рекомендации