Развитие зрительного восприятия цвета

Новорожденный ребенок, начинающий "видеть", сначала различает контрасты "светло" и "темно". Потом он учится воспринимать движения, затем он начинает воспринимать образы и формы. Узнавание цвета – это последняя ступень развития.

В 1953 году Бекер обнаружил, что ветвь от нерва ведет от ядра в сетчатке глаза прямо к среднему мозгу и к гипофизу и оказывает влияние на гормональную регуляцию.

Способность различать цвета, узнавать их, обозначать и испытывать их эстетическое воздействие – это всегда функции коры головного мозга.

Можно ли пользоваться тестом Люшера при дальтонизме?

Проверку действенности теста Лющера при дальтонизме провел Л. Штайнке, изучавший нормальную контрольную группу и лиц, страдавших частичной или полной слепотой к красному и зеленому цветам. Его обширные статистические результаты показывают, что неполноценность узнавания цветов при тесте Люшера не играет никакой роли, т.е., что частичную слепоту к цвету можно не принимать во внимание.

Тест Люшера

Принятие решения в пользу или против какого-нибудь цвета часто находится под влиянием внешних условий. Если речь идет о выборе одежды, обоев для комнаты или цвета автомобиля, то тогда окончательное решение определяется не только психологическим предпочтением или физической потребностью (хотя и их нельзя исключить), а эстетическими соображениями: моден ли цвет и покрой платья? Подходят ли обои к остальному убранству? И так далее.

В тесте Люшера цвета расположены в последовательности по симпатии, испытываемой к отдельным краскам. Ни в коем случае нельзя спрашивать об эстетической цели или каком–либо применении. То есть важно убедить лиц, подлежащих тестированию, и задающих такие вопросы, в том, что цвета следует выбирать за их собственную красоту, не оценивая их по тому, подойдут ли они в качестве ткани для одежды или обивки для мебели, или для сидений автомобиля.

Кроме того, ни в коем случае не следует производить выбор так, чтобы комбинация двух или нескольких цветов подбиралась именно как комбинация.

Клинический тест Люшера, из которого лишь небольшим фрагментом являются восемь цветов, состоит из семи таблиц. На них – 73 цветных поля из 25 различных красок, среди них следует ьыбрать 43 различных цвета. Весь протокол теста длится от семи до десяти минут, содержит объем информации, вскрывающий осознанную и неосознанную психические структуры личности. По нему можно прочитать различные области психического состояния, душевного равновесия, эффективности, тенденции к неврозам, характер и степень нарушений. Клинический тест Люшера, кроме того, дает много физиологической информации и соответствующие прямые терапевтические указания, имеющие важное значение для врача и психотерапевта.

Данная очень сокращенная форма теста известна как "Малый тест Люшера". Она даже приближенно не является столь всеобъемлющей и дифференцированной, как клинический тест, но, тем не менее, приводит к поразительным заключениям. Краткая форма выявляет характерные структуры личности и может направить внимание на психические и физические расстройства. Врачи в США и Европе пользуются клиническим тестом Люшера, но некоторые из–за недостатка

времени пользуются только этой краткой формой в качестве вспомогательного диагностического средства с тех пор, как стало известно, что тест Люшера особенно пригоден для выявления физических и душевных расстройств. Тест представляет собой "систему раннего предостережения" при возникновении нарушений, например, при сердечных заболеваниях, нарушениях кровоснабжения мозга, расстройствах желудочного тракта и при других соматических заболеваниях.

Врач – это очень занятый человек, у которого почти нет времени для сложных диагностических оценок. При работе с тестом Люшера он без раздумья может поручить запись результатов теста своему помощнику по приему После небольшой тренировки врач определяет по результатам теста, нормально ли состояние его пациента, или есть признаки, вызывающие тревогу, за которыми следует проследить и дальше.

Ведущий врач, профессор И.Эрбале из университета в Киле говорит в своей статье "Использование цветного теста Люшера во врачебной практике":

"Мы должны поблагодарить профессора Люшера за открытие психологического значения красок и за создание цветового теста, особым преимуществом которого является простота его применения. Им пользуются мои акушерки в родильном отделении и секретарши в моей практике. Однако толкование цветов – это задача врача."

Продемонстрировав преимущества теста при ранней диагностике на нескольких примерах, когда другие методы оказались бессильными, он продолжает:

"Тест углубляет понимание врачем психического состояния человека и делает его менее предубежденным. Он дает важные указания, которыми можно пользоваться как при диагностике, терапии, так и при прогнозе определенных болезней. Благодаря надежности и простоте, его можно рекомендовать для повсеместного использования."

Заведующий медицинской частью, ведущий врач, доктор медицины Вальтер Гре пишет в работе "О тесте Люшера в области медицины":

"Тест убеждает своей простотой, быстротой его проведения, наибольшей возможностью исключения ошибочных результатов, наглядностью членения и результатами, которые можно многократно соотносить и контролировать, что повышает объективную ценность его применения для получения психовегетативных результатов. Им можно пользоваться как для диагноза состояния, так и для контроля за протеканием лечения.

Для врача особое значение имеет диагноз аффективных и психомоторных настроений, заблуждений, страха и его компенсации, а по данным о состоянии чувств, воли, побуждений и контактов пациента, о его вынужденных реакциях можно сделать существенные заключения о терапевтических мерах."

Возможность использования тестов для вопросов воспитания является многоплановой. Карехайнц. Флеинтхауз и другие проводили многочисленные исследования по этому поводу. А.Кресслер, Рим, исследовал свыше 10000 детей при помощи теста Люшера в Африке, Азии и Европе. Многопланово проверяли использование теста также в области этнологии (Х.Клар; X. и Н. Дичи), психологии религии (Бекшлаг), геронтологии (Бекшлаг) и в области консультации по вопросам брака (Капциани).

Более того, фирма Люшер–Персонел–Сервис в Лондоне накопила большой практический опыт работы с тестом при профориентации и подбору кадров для промышленности и торговли (Скотт).

Со времени своего появления более двадцати лет тому назад, тест был усовершенствован и уточнен, но в своей основе он не изменился за 20 лет. Оценка была расширена и специализирована, однако теоретические предпосылки к тесту выдержали испытание временем. Нет никаких причин для какой–либо ревизии. Солидная факторно–аналитическая статистика различных институтов теперь, спустя два десятилетия после его создания, обнаружила и подтвердила теорию и надежность теста Люшера.

функциональная психология

Цветовой тест построен на разработанной профессором Люшером функциональной психологии. В тесте Люшера "Структура" или основное значение цвета остается постоянным. Эта структура определяется как "объективное значение" цвета. Темно–синий цвет означает, например, "покой", безразлично, нравится он кому–либо или нет. Напротив, "функцией" профессор Люшер обозначил "субъективную позицию относительно цвета", которая различна у различных людей. Один может находить определенный цвет приятным, другому он может казаться скучным, третий может относиться к нему индифферентно, тогда как четвертому этот цвет может показаться абсолютно отвратительным.

Подопытная личность избирает цвета в последовательности от наиболее приятных до наиболее неприятных. Цвет, который нравится ей больше всех, стоит на первом месте. К цвету, который она избирает последним, и который стоит на восьмом месте, она испытывает наибольшее неприятие или наименьшую склонность. Разрядное положение, которое цвет занимает в ряду, называется "функцией".

В начале ряда мы находим цвета, которым отдается решительное предпочтение. Затем следуют разряды менее сильного предпочтения, затем зона индифферентности, в конце ряда стоят отвергнутые цвета.

Отдельные разряды обозначаются следующими характеризующими знаками:

Сильное предпочтение цвета + (знак плюс).

Симпатия к цвету х (знак умножения).

Безразличие к цвету = (знак равенства).

Неприятие цвета – (знак минус).

Функция (разрядное значение) цветов

Первое место: решительно предпочитаемый (наиболее приятный) цвет: оно обозначает "обращение к чему–либо" и обозначается знаком +. Оно показывает

"тактический метод" человека, избираемый им, и средства, на которые он полагается или которыми он пользуется для достижения своей цели. Темно–синий в качестве этой позиции означает: сейчас мне нужен покой.

Второе место: также помечается знаком +: оно показывает истинную цель. Например, если темно–синий цвет стоит на втором месте, то исследуемая личность пытается добиться состояния "покоя".

Третье и четвертое места: оба характеризуются знаком X. Цвета в этих разрядах показывают состояние, в котором мы себя ощущаем, или собственную диспозицию, самочувствие. Темно–синий цвет в обоих этих разрядах (х) означает, что выбравший их находится в спокойном состоянии и чувствует себя спокойно и невозмутимо.

Пятое и шестое места: перед ними стоит знак индифферентности =. Цвета в этих разрядах не отвергаются, они соответствуют состоянию избравшего их. Они определяют собой свойства, которые в настоящий момент для него прекратили свое действие и сейчас более не действуют. "Индифферентный" цвет – это, следовательно, свойство, не используемое актуально, которое, не являясь в данный момент подходящим, "приостановлено" в своем действии, но которое снова может быть быстро "отозвано из отставки" и снова начать свое действие.

Например, если темно–синий цвет (покой) находится в разрядах индифферентности, то "покой" в настоящее время не является действенным: в настоящий момент в наличии имеется беспокойная раздражительность.

Седьмое и восьмое места: они имеют перед собой знак – и означают "противонаправленность". Цвета, которые избирающий отвергает как несимпатичные, представляют собой ту самую потребность, которая тормозится целесообразным преимуществом. Если бы потребность оказалась спонтанно удовлетворенной, то последствиями оказались бы неприятности. Иными словами, отвергнутые цвета показывают потребность, которую тормозят по соображениям целесообразности. Например, если темно–синий стоит в обоих этих разрядах, то потребность покоя невозможно удовлетворить спонтанно, потому что в условиях, воспринимаемых как враждебные, каждый отдых, каждое увлечение и привязанность имели бы следствием неудовлетворительную зависимость: "Я не могу позволить себе покой".

Если читать таблицы оценок в соответствии с этими описаниями, то можно прийти к очень дифференцированному анализу.

Толкование функций

Цвета никогда не меняют свое основное значение – "структура" остается постоянной. Однако их разрядное значение (функция) в цветовом ряду модифицирует толкование. Эти оценки размещены в таблицах далее в этой книге.

Каждая профессия, где пользуются этим тестом, имеет свой профессиональный язык, не только психолог и консультант по вопросам брака, но и психиатр, врач, консультант по вопросам воспитания и криминалист. Каждый мог бы пожелать, чтобы таблицы были составлены на его профессиональном языке. Желательно было бы иметь дополнительно особые формулировки, касающиеся возраста и пола, социальных условий и медицинских диагнозов и психотерапевтических мер. Попытка удовлетворить всем требованиям перегрузила бы таблицы. Поэтому они составлены так кратко как это только было возможно.

Наши рекомендации