Психологическое воздействие цветов
Яеще мало рассказал тебе о значении четырех основных цветов. Если у тебя есть время и желание узнать побольше о цветах родного языка, подсознания, особенно если ты хочешь с помощью большого клинического цветового теста Люшера и с помощью "Теста Люшера" (Ровольт, 7–е изд., 1975) лучше узнать и понять своих близких, тогда тебе будет полезно знать точно и полно значение цветов.
Как ты уже знаешь, из четырех основных цветов – желтого, красного, голубого и зеленого – можно образовать полный гармоничный цветовой круп Круг – это символ целостности и гармонии.
Именно это – целостность и гармония – это два направляющих идеала четырехцветного человека. Он достигает целостности, с одной стороны, за счет того, что он выражает себя в каждой области переживаний четырех основных цветов и, с другой стороны, за счет того, что он гармонично уравновешивает по отношению друг к другу эти области. Как уже говорилось, восприятие каждого цвета вызывает у тебя определенное чувство. Ты ощущаешь, что оранжево–красный цвет вызывает в тебе совершенно иное чувство, чем темно–синий. А глядя на темно–зеленый, ты ощущаешь нечто совсем иное, чем при взгляде на светло–желтый.
Когда я еще ходил в школу, то "было известно", что различные цвета вызывают различные ощущения, но тогда "наука" считала, что каждый воспринимает определенный цвет, например, оранжево–красный, по–иному.
Это "экспериментально полученное" утверждение привело меня в полное замешательство. Я должен был бы жить в непонятном хаосе, когда я воспринимаю оранжево–красный цвет как возбуждающий, стимулирующий, живой, активизирующий, а на кого–то другого этот цвет может оказывать такое же действие, как снотворное.
Мог ли я вообще, в таком случае, понять другого человека, если он видит тот же самый оранжево–красный цвет, ту же самую яркость или темноту, если он сталкивается с тем же самым тоном, с тем же самым движением, с тем же самым теплом, но воспринимает и чувствует их как нечто совсем иное?
Итак, та "наука" была заблуждением. Сегодня в результате сотен тысяч исследований цвета в США, Европе, России, Африке, Японии, Индии, Австралии, известно, что каждый определенный цвет вызывает у любого человека, у любого культурного слоя не только
то же самое восприятие, но и точно такое же впечатление. Оранжево–красный действует на каждого возбуждающе, а синий – успокаивающе. В этом заключена объективная общезначимость психологии цвета.
Индивидуально различной является однако личная симпатия, равнодущие или антипатия человека по от-нощению к какому-нибудь цвету, например, по отношению к возбуждающему оранжево–красному или успокаивающему синему Тому, кто жаждет возбуждения и стимуляции, оранжево–красный симпатичен. Тот, кто перевозбужден и утомлен, не переносит оранжево–красный цвет. Он считает его возбуждающим и агрессивным. Он его отклоняет. Каждый цвет, таким образом, обладает определенным объективным общезначимым качеством восприятия. Однако и в этом заключается секрет – цвет вызывает определенное чувственное восприятие, эмоциональное восприятие нельзя взвесить ни на каких весах, нельзя измерить с помощью какой–либо меры измерения, нельзя рассмотреть под микроскопом, нельзя ухватить пинцетом. Сильное чувственное восприятие вызывает бурные реакции. Эти физические реакции могут быть измерены, однако, что нельзя измерить, так это само чувственное восприятие. Именно оно лежит в основе того, что мы радуемся, чувствуем себя наполненными любовью, когда мы восхищаемся, когда мы сомневаемся или надеемся.
Подобно тому как музыка вызывает чувства, передает настроение и способна выражать самые наитончайшие изменения чувств, также и цвета путем различных цветовых тонов, путем различной степени яркости и насыщенности вызывают у каждого человека также совершенно определенные ощущения.
Будет ли для него это ощущение (например, при восприятии оранжевого – возбужденное раздражение) симпатичным или неприятным, зависит от настоящего состояния, т.е. от самочувствия человека. Эта субъективная установка по отношению к цвету является определяющей в цветовом тесте для оценки индивидуальной личности. Для нас сейчас, однако, важны только объективные общезначимые восприятия в связи с четырьмя основными цветами.
Светлые цвета, такие как желтый и оранжевый, действуют рассеивающе. Темные цвета, такие как синий и темно–зеленый, действуют концентрирующе. Поэтому говорят, что светлые цвета активные и теплые, а темные – пассивные и холодные.
Я избегаю этих понятий. Теплый и холодный – это сравнение с ощущениями при прикосновении. Они не описывают оптическое воздействие цвета и не дают однозначного психологического объяснения. Также и понятия "активный – пассивный" не дают однозначного определения. Под "пассивностью" может пониматься как расслабленность, так и неподвижность.
Желтый, самый светлый цвет, кажется растворенным в яркости. Поэтому он определяется через нее, т.е. гетерономно. Синий кажется растворенным в темноте, поэтому он тоже определяется через нее, тоже гетерономно.
Красный и темно–зеленый, напротив, находятся с их средней степенью яркости в середине. Они являются определенными и поэтому самоопределяемыми, т.е. автономными.
Эти слабые абстрактные дефиниции я должен был бы, наверное, сделать более жизненными и эмоциональными, чтобы ты мог ими впоследствии воспользоваться. Сначала я хочу подробнее рассказать тебе об оппозиции красный – синий, затем об оппозиции зеленый – желтый.
Значение красного цвета
Ты конечно же знаещь детский стищок:
Красный – это любовь,
Красный – это кровь.
Красный – это разъяренный черт.
Любовь и ярость кажутся несовместимыми противоречиями. Тем не менее, у них есть одно общее: оба выражают чувства сильного возбуждения. Любовь –
это приятное, ярость – неприятное возбуждение. "Он весь красный", ~ говорят о человеке, который возбужден и разъярен.
В хаосе вульгарной "психологии цвета" быстро устанавливается порядок, если мы принципиально исходим из того, что каждое чувство, независимо от того, что это – возбуждение (красный) или покой (голубой), должно постоянно рассматриваться с двух точек зрения, а именно, с точки зрения "удовольствия" и симпатии или "неудовольствия" и антипатии.
Красный как удовольствие – это любовь, аппетит, сила.
Красный как неудовольствие – это ярость, отвращение, перевозбуждение.
Голубой как удовольствие – это покой, удовлетворение, гармония.
Голубой как неудовольствие – это сковывающий покой, смертельная скука, а поэтому неудовлетворенность, взбудораженность, беспокойство.
Цвета воздействуют на определенные чувства. Так как цветовое возбуждение передается от глаза по вегетативной нервной системе в промежуточный мозг, можно предположить, что эти чувства возникают в промежуточном мозге. Здесь осуществляется руководство нервной системой и гипофизом. Они, со своей стороны, осуществляют согласованную работу органов. Неудивительно поэтому, что у животных наблюдаются те же самые физические реакции на цвета.
Алжирский исследователь Бенои завязал селезням (мужским особям уток) глаза черной повязкой. Их сексуальная деятельность ослабла. Затем он посадил селезня на 120 часов под оранжево–красный свет. Размеры семенных яичек увеличились почти вдвое. Сексуальная активность повысилась.
Так как цвета, независимо от сознания, действуют непосредственно на вегетативную нервную систему, то для врача цветовой тест – это простое подсобное средство для определения духовно–физической конституции своего пациента. Ему необходимо только предложить цветовой тест пациенту и спросить: "Какой цвет нравится Вам и какой цвет Вы находите несимпатичным?"
Воздействие определенного цвета на вегетативную нервную систему у всех людей одинаково. На всех красный влияет определенным образом, а синий – совсем другим образом. Если ты какое–то время смотришь на один цвет, то твое дыхание и твой пульс учащаются, давление крови повышается, если ты смотришь на другой цвет, то эти три вегетативные физические реакции затухают Подумай, что происходит при красном цвете, а что при синем.
Когда американские студенты в качестве испытуемых несколько минут смотрели на оранжево–красный цвет теста Люшера, их вегетативные физические функции повысились. Когда же студентам был показан темный синий цвет теста Люшера, их нервная система среагировала обратным образом. Пульс стал спокойнее, кровяное давление упало и дыхание замедлилось.
То, что выявилось у этих студентов, происходит со всеми людьми во всем мире. "Язык" цвета интернационален. Он не связан ни с одной расой и ни с одной культурой.
Уже более одного десятилетия подтверждают исследования В.Еггерта, Берлин (Диагностика функциональных синдромов с помощью цветового теста Люшера. Материа Медика. Нордмарк, 1965, №54), что люди, пораженные в результате внутреннего стресса сердечным инфарктом, предпочитают в цветовом тесте оба цвета – красный и зеленый. (Красный: активность; сине-зеленый: напряжение воли). Затем следуют цвета, которые передают острое вегетативное состояние. У инфарктников это серый и коричневый, оба цвета усталости, утомления. Еще хуже эта сердечная нагрузка при одновременном отказе от синего, от покоя: "Я не могу достичь состояния покоя".
Эротизирующее освещение для танго, конечно же, красное, и красные фонари указывают во всем мире путь туда, где продается сексуальное возбуждение.
Среди немногих художников, которые смогли описать словами, что выражает цвет, Кандинский ("О духовном в искусстве") очень точно описал красный цвет. О красном он говорит, что он действует "внутренне как очень живой, подвижный, беспокойный цвет, у которого, однако, не легкомысленный характер желтого цвета, раздающего себя на все стороны".
Художник Арнольд Беклин неделями пытался изобразить страстно пылающий оранжево–красный цвет, чтобы нарисовать им щаль, на которой сидит обольстительная Калипсо.
Франц Марк на известном полотне "Три красные лошади" изобразил лошадей красными потому, что они обладали импульсивным, легко возбудимым темпераментом. Для изображения коричневой шерсти он использовал красный цвет, так как хотел показать психическое состояние. В африканских любовных письмах, которые состоят из нитки разноцветного жемчуга, красные бусинки обозначают: "Я люблю тебя страстно. Я испытываю к тебе страстное влечение".
Значение голубого цвета
К.Кестлин, малоизвестный автор прошлого столетия, пишет в своей "Эстетике" (Тюбинген, 1869) о голубом цвете: "Голубой цвет – это чрезвычайно мягкий и освещающий контраст по сравнению со всем неспокойным, резким, мрачным и наступательным; проявление миролюбиво–кроткого и отрадно–свежего; это сама нежность в наглядном противоречии со всем материально массовым и тяжелым". Кандинский определял голубой цвет как концентрическое движение.
Посмотри, как-нибудь, внимательно на голубое полотно и определи, какое настроение оно в тебе вызывает.
Ты почувствуешь, как на тебя нисходит состояние неподвижного покоя, расслабленного удовлетворения, бесконечное чувство гармонии и умиротворения.
Если твои желания со всех сторон удовлетворены, если тебе во всех отношениях хватает того, что ты имеешь, то ты ощутишь законченное "наслаждение", довольное веселье, которое произрастает из самоограничения. Удовлетворение собой – это жизненная философия, в соответствии с которой жил Диоген.
Тогда становится понятным, почему Диоген сказал Александру Великому: "Если бы я не был Диогеном, я хотел бы быть Александром". Если бы Диоген не нашел удовлетворения в самоограничении (голубое), он должен был бы стремиться, как Александр, в лихорадочном ослеплении завоеваниями к самоутверждению, к силе и к импонирующему величию (красный). Напротив, в окружении голубого, который выражает самоограничение, удовлетворенность и согласие, ты чувствуешь себя в гармонично–ненапряженном состоянии. Ты чувствуешь себя принадлежащим к определенной общности и защищенным. Поэтому голубой цвет соответствует взаимосвязанности вокруг тебя: принадлежности к единству; народная мудрость гласит также: "Голубой цвет означает верность".
В состоянии восприимчивой взаимосвязанности ты особенно остро ощущаешь различия. Поэтому голубой цвет соответствует всем видам восприимчивости.
Голубой как расслабленная восприимчивость является предпосылкой для проникновения, для эстетического переживания и Спокойного размышления.
Шеллинг прибегает в своей "Философии искусства" к сплошным символам голубого, когда говорит: "Тишина – своеобразное состояние красоты, как спокойствие неволнующегося моря". Голубой цвет соответствует символически женскому началу, горизонтальному направлению, левой стороне, флегматичному темпераменту.
В немецком языке существует для настроения, которое вызывается синим цветом, почти непереводимое на другие языки понятие "нрав, душа". Голубой – это идеал единства и гармонии. Это исконно материнская привязанность, верность и доверие, любовь и самоотдача (поэтому голубой плащ богоматери). Толубой – это символический цвет вечности и гармонии в общественном развитии: цвет традиции. Новалис в своем романе "Генрих фон Офтердингер" выразил романтическую позицию в символе голубого цветка:
"Он находился в состоянии сладкого полусна, в котором ему грезились самые невероятные события. Он видел себя на мягком ковре трав на краю источника. Синие скалы с разноцветными прожилками возвышались в отдалении. Дневной свет, который его окружал, был светлее и мягче чем обычно. Небо было темно–голубое и совершенно чистое. Что его притягивало изо всех сил, так это высокий, светло–синий цветок, который сначала рос у источника и касался его своими широкими блестящими лепестками. Он не видел больше ничего, кроме голубого цветка, и смотрел на него долго с несказанной нежностью".
Немецкий психиатр Ф.Штеффлер исследовал "Эфир Гельдерлина и душевную гармонию" (Arztliche Praxis, №6, 1976):
"При этом без труда можно установить, что Гель-дерлин, особенно в своем романе "Гиперион", придает эфиру определение голубой, т.е. что он связывает небесную голубизну с понятием эфира. Неоднократное упоминание голубого тона побуждает нас обратиться за советом к современной психологии цветовых оттенков. Психолог Макс Люшер называет голубой цвет цветом гармонии, тождества. Упоминание понятия гармонии заставляет нас насторожиться, если мы вспомним, что через все творчество Гельдерлина, именно в качестве лейтмотива, проходит стремление к установлению гармонии между я и миром. Бросается в глаза, что голубой эфир Гельдерлина называется как раз в те моменты, когда человек отождествляет себя гармоничным образом со своим окружением. В "Гиперионе" молодой герой, воспринимая интенсивно природу, становится таким образом единым с миром: «Затерявшись в далекой голубизне, я часто вглядываюсь вверх в эфир и внутрь божественного мира, и мне кажется, что как будто родственный дух распахивает свои руки мне навстречу, что боль одиночества растворяется в существовании божества. Быть одним целым со всем, это жизнь для божества, это небеса для людей. Быть единым со всем, что живет, возвращаться в блаженном самозабвении в бесконечность природы, это вершина мысли и радости, это священная горная вершина, место вечного покоя»."
Значение зеленого
Если я тебя спрошу: "Что значит зеленый цвет?", тебе сразу на ум придет фраза: "Зеленый – это надежда". Зеленый действительно может означать также и надежду, но только в том особом оттенке, который весной у молодой листвы и почек. Только желто-зеленый, как ожидаемое самораскрытие, соответствует надежде.
По отношению к желто–зеленому в полном противоречии находится сине–зеленый. А по отношению к сине–зеленому противоположные ощущения и чувства вызывает коричнево-зеленый.
Когда я говорю о зеленом цвете как символе, я имею в виду исключительно и только зеленый цвет ели, который скорее выглядит темноватым и голубоватым.
Выступающее, сильно раздражительное движение желтого цвета и противоположно направленное, успокаивающее, отступающее движение голубого растворяются в зеленом и консервируются в нем. Поэтому зеленый цвет статичен. Зелейый не обладает воздействующей вовне кинетической энергией, а только лишь накопленной потенциальной энергией. Эта накопленная энергия не покоится, однако, в собственном смысле слова, а осуществляется в себе самой в качестве структуры напряжения и является вовне статичной.
Хотя Кандинский и пишет: "Пассивность – это самое характерное свойство абсолютно зеленого цвета", – однако, очевидно, он здесь смешивает, как и некоторые другие, статический с пассивным.
Чем больше синего добавляется к зеленому цвету, тем более твердым, "холодным", напряженным, прочным и сопротивляющимся становится психологическое воздействие цвета.
Так же как молекулы в твердом теле создают напряженные структуры, которые не видно извне, так же и в каждом человеке образуют направленные на себя, автономно–концентрические чувства напряженные, структуры. Это установка человека на самого себя, которую он переживает как "Я" в узком смысле слова.
Зеленый как ель способствует появлению именно того состояния, которое мы определили как концентрическую и как саму себя определяющую (автономную) установку. Каждое утро, когда я просыпаюсь, я констатирую, что это я, со всеми своими воспоминаниями и намерениями, я, кто осознает самого себя вновь.
Но теперь мы отложим в сторону логический скальпель и скажем просто: зеленый соответствует стабильности, прочности, постоянству, настойчивости, силе воли, а что касается чувства самовосприятия, – чувству собственной значимости. Зеленый как ель соответствует настоящему, стабильному чувству самооценки, самоуважению человека, который противится всем внутренним и внешним изменениям и придерживается своих убеждений.
Несгибаемый прочный зеленый цвет соответствует девизу благородного человека: "Положение обязывает". Об этом Гете говорит в своем стихотворении:
Медлить в деянье. Ждать подаянья, Хныкать по–бабьи В робости рабьей, Значит вовеки Не сбросить оков. Жить вопреки им – Властям и стихиям, Не пресмыкаться, С богами смыкаться, Значит – быть вольным Во веки веков.
(Перевод А.Гинзбурга)
Значение желтого
Четвертый основной цвет – желтый. Это самый светлый и яркий цвет. Он ближе всего к светлому, белому свету.
В природе солнце редко бывает желтым. Мы видим его как слепящий свет на небе или как светящийся оранжевый на горизонте. Тем не менее, представление о желтом непроизвольно связывается с солнцем, каким его рисуют дети. Все, на что падает солнечный свет, ярко освещается и приобретает в результате светового рефлекса желтоватый блеск. Желтый цвет воспринимается подобно солнцу: яркий и светящийся. Желтый воздействует легко, сияюще, возбуждающе и поэтому согревающе.
После белого желтый – это тот цвет, который сильнее всего отражает падающий на него свет. Создается впечатление, как будто свет скользит по светлой поверхности. Поверхностность характерна для желтого цвета во многих отнощениях. Яркость желтого цвета и отщлифованная блестящая поверхность дополняют друг друга в великолепии блестящего золота. Кажется, что желтый, как цвет поверхности, не таит в себе никакой тайны, и ни Гете, ни Кандинский не сообщают нам о сути желтого больше того, что мы воспринимаем.
Гете: "Этот цвет ближе всех к свету. В своей наивысшей чистоте он передает природу светлого и обладает свойством быть радостным, бодрым, приятно возбуждающим. – Известно из опыта, что желтый производит впечатление тепла и уюта. – Этот согревающий эффект лучше всего ощущается, когда смотришь на природу через желтое стекло, особенно в серый зимний день. Глаз радуется, сердце наполняется, настроение улучшается, кажется, что тебя обвевает непосредственное тепло". Также и Кандинский указывает на то, "что желтый в такой степени тяготеет к светлому (белому), что вообще не может быть очень темного желтого. Рассматривая желтый круг, можно заметить, что желтый испускает лучи, что из центра исходит движение и почти зримо приближается к человеку". Он переживает "первое движение желтого, стремление к человеку, которое может возрасти до настойчивости (при усилении интенсивности желтого), и также второе движение желтого, прыжок через границу, рассеивание силы в окружение... и бесцельное излучение во все стороны".
Зеленый – это концентрированное напряжение и инерция; желтый, напротив, дисцентрированное растворение и изменение. Если зеленый мы сравниваем с накопленной, статической, потенциальной энергией, то желтый соответствует динамической, кинетической энергии.
Желтый – это основной цвет. Он соответствует основной потребности свободно развиваться. Желтый предпочитается людьми, которые ищут измененных, освобождающих отношений, и, подгоняемые жаждой странствий, отправляются в дальние путешествия. Желтый цвет предпочитают также часто те, кого восхищают полеты, те, кто охотно отрывается от реальной почвы.
Желтый – как растворение, как изменение, как освобождение, как пространственный простор являет собой противоположность зеленому, который выражает напряжение, инерцию, укрепление и пространственную ограниченность.
Так как желтый вызывает чувство простора, изменения и развития, освобождения и облегчения, то он считается также цветом озарения и освобождения. В соответствии с этим ореол Христа–Спасителя желтый. Также и буддийские монахи носят оранжево–желтые одеяния. Однако, какого бы цвета ни был камзол Ганса в счастье, его всегда можно будет отнести к веселому, беззаботному желтому типу.
Как в "Питомце муз" Гете:
Лугами, чащей леса Иду, лихой повеса. Пою средь бела дня. И песне в лад сверкает, Кружится и мелькает Земля вокруг меня.
(Перевод И.Грицковой)
Г. Клар