Четыре чувства самовосприятия
Зеленый: самоуважение.
Ты можешь считать себя совершенно исключительной птицей, например, орлом или мудрой совой среди бизнесменов, политиков или ученых, павой среди прекрасных женш,ин, жар–птицей среди художников и актеров. Или самой крупной овцой в стаде, или мастером какой–либо гильдии.
Это чувство самооценки называется высокомерием. Каждую чрезмерную самооценку мы будем называть в дальнейшем самопереоцениванием.
Что ты считаешь противоположностью к самопере-оцениванию? И не говори просто: чувство собственной неполноценности. Оно бывает нескольких видов.
Если кто–либо, как трясущийся новичок, в смущении опускает глаза долу в тот момент, когда появляется неожиданный успех, то он страдает неуверенностью в себе.
Четырехцветный человек разумен, он не переоценивает себя и не страдает от недостатка уверенности в себе. Разве что не скромные желания, которые я загадываю в новогоднюю ночь? Ты прав. Только потому, что я понимаю взаимообусловленность явлений, мое самовосприятие не изменяется. Но я и не исходил из того, что ты появился на свет как готовый четырехцветный человек.
Нормальное чувство самооценивания, самоуважения является конечным продуктом твоего стремления к естественности и правдивости по отношению к самому себе. Если ты ведешь себя так, как требуют этого от тебя твои убеждения, то ты чувствуешь, что ты правдив и естественен, что ты – это ты сам. Ты чувствуешь свою идентичность, как предпочитают выражать это сегодня.
Четырехцветный человек стремится вести себя в соответствии со своими убеждениями и действовать так, как требуют его "разум и сердце". "Поступай по совести и никого не бойся", – гласит известный девиз, выражающий нерушимое самоуважение четырехцветного человека. Он благородный человек и чувствует себя господином своего внутреннего мира. Его постоянное стремление к поискам правды и соответствию ей, т.е. к верности своим идеалам, придает четырехцветному человеку чувство естественности, чувство собственной значимости, своей идентичности.
"Положение обязывает". Знаменитый "категорический" императив Иммануила Канта подразумевает то же самое. Как философ, он мог себе позволить сформулировать это положение так, что оно является этической основой всех поступков: поступай в соответствии с такими принципами, которые могут иметь одновременно значение как общие нормы поведения.
Кто живет по таким принципам, кто руководствуется подобными убеждениями, кто принимает решения и поступает таким образом, тот обладает истинным благородством. Кто чувствует себя обязанным быть естественным, кто осуществляет свою идентичность и довольствуется самоуважением, того мы в последующем будем называть "благородным человеком".
Желтый: свобода.
Другое чувство самовосприятия воплощает "Ганс в счастье". Ты, наверное, помнишь: Ганс за свою верную службу получил от хозяина кусок золота. Так как ему золото показалось слишком тяжелым, он обменял его на коня – и был очень счастлив. Так как конь его сбросил, он обменял его на корову – и был очень счастлив. Так как корова при дойке толкнула его ногой, он ее обменял на свинью – и был очень счастлив. Свинью на гуся, а гуся на тяжелый точильный камень, который он, к счастью, уронил в колодец, когда хотел напиться. С легким сердцем, свободный от всякой нощи, он пришел домой. Ганс в счастье является воплощением человека, который чувствует себя свободным и независимым, который может расстаться с любым добром и среди всех возможностей выбирает ту, которая ему кажется лучшей и делает его, поэтому, счастливым.
То, что Ганс всегда теряет во внешних материальных ценностях, должно ясно продемонстрировать, что только тот может чувствовать себя свободным и независимым, кто не держится за какую–либо собственность. Для Ганса главное не материальное благополучие, а личное. Он использует из всех возможностей ту, которая наиболее приемлема в его ситуации и приносит наибольшее удовлетворение.
Во внутренней свободе, в независимости, в способности воспользоваться имеюшимися возможностями, завязать контакты, улучшить отношения, переживать все прекрасное – в этом осуществляется свобода и самовыражение четырехцветного человека.
Также и в этом случае нормальным проявлениям свободы самовыражения противостоят как ненормальное преувеличение, так и недооценка. Вследствие преувеличения независимость превращается в самообольщение, замыкание в себе, безответственность. ("Это меня не касается.") Такие люди охотно манипулируют ложной объективностью, чтобы избежать ответственности. Их излюбленная манера говорить – безличность.
Также ненормальную противоположность воплощают собой сверхответственные. Они страдают под давлением излишней скрупулезности. Они осыпают себя воображаемыми обвинениями и пребывают в постоянном напряженном самоедстве. Они думают и говорят: "Я обязательно должен...".