Основные задачи ценовой политики
· Выход на новый рынок.
· Введение нового товара (политики «снятия сливок»).
· Защита позиций (ценовые методы конкурентной борьбы).
· Последовательный проход по сегментам рынка.
· Быстрое возмещение затрат («доступные цены»).
· Удовлетворительное возмещение затрат («целевые цены»).
· Стимулирование комплексных продаж («убыточный лидер»).
· Ценовая дискриминация. Следование за лидером.
ЭТАПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
1. Определение целей ценообразования | · Сохранение существующего положения фирмы. Минимальная цена должна покрывать переменные затраты. · Краткосрочная максимизация прибыли. Для того чтобы обеспечить максимизацию прибыли, необходимо определить спрос и издержки по каждому товару на определенную цену. · Максимизация продаж. Устанавливается минимальная цена для привлечения дополнительного сегмента рынка. · Лидерство в качестве. Высокое качество соответствует высокой цене. |
2. Определение спроса | Прежде чем устанавливать цены, нужно иметь представление о количестве товара, которое покупатели склонны приобрести, ценовой эластичности спроса. |
3. Оценка издержек | Предприятие стремится назначить такую цену на товар, чтобы она полностью покрывала все издержки по его производству, продвижению и сбыту, включая прибыль за приложенные усилия и риск. |
4. Анализ цен и товаров конкурентов | Необходимо знать не только цены конкурентов, но и качество их товаров, возможную реакцию конкурентов на изменение цен на рынке, средний диапазон цен на рынке. |
5. Выбор метода ценообразования | Возможная цена определяется исходя из себестоимости продукции, цен конкурентов и товаров-заменителей, уникальных достоинств товара. |
6. Установление окончательной цены | На этом этапе предстоит создать собственную систему скидок для покупателей и определить механизм корректировки цен в будущем с учетом стадий жизненного цикла товаров. |
МЕТОДЫ ЦЕООБРАЗОВАНИЯ
· Расчет цены по методу « средние издержки плюс прибыль» - заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара. Размеры наценок варьируют в зависимости от вида товара.
· Установление цен на основе уровня текущих цен. В данном случае ориентируются на цены конкурентов.
· Установление цен на основе ощущаемой ценности товара. Основным фактором ценообразования считается покупательское восприятие.
СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
1. Стратегия внедрения на рынок |
Является одной из стратегий конкурентного ценообразования, которые применяются на рынках, характеризующихся развитой конкурентной средой. Такая стратегия предполагает установление низких цен, способствующих привлечению большого числа потребителей и завоеванию большой доли рынка.
2. Стратегия конкурентных цен |
Используется, когда фирму вполне устраивают цены конкурентов. В этом случае устанавливается в зависимости от спроса и уровня качества обычная рыночная цена. Так поступают фирмы, предлагающие туристические услуги в местах массового отдыха.
3. Стратегия «снятия сливок» |
Предполагает установление относительно высоких цен, которые характеризуют повышенные качественные параметры, престижность товара. Уровень качества превышает средний, товар является более привлекательным по отношению к аналогам.
4. Стратегия «сигнализирования ценами» |
В основе лежит зависимость цены от уровня качества. Определенная группа потребителей считает, что более низкие цены соответствуют и более низкому качеству продаваемого товара, и наоборот, высокие цены — повышенному уровню качества.
СТРАТЕГИИ АССОРТИМЕНТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
1. Стратегия «Имидж» |
Является одной из стратегий ассортиментного ценообразования, которые используются фирмами, реализующими определенный ассортимент взаимозаменяемых, взаимодополняющих товаров.
2. Стратегия комплектного ценообразования |
Состоит в том, что цена комплекта существенно ниже, чем сумма на составляющие его изделия.
3. Стратегия установления цен на обязательные принадлежности |
Предполагает установление цен на дополняющие товары, которые могут использоваться только с основным товаром. Производители основных товаров устанавливают на них более низкие цены, а на обязательные принадлежности более высокие, получая тем самым прибыль за счет дополняющих товаров.