И воля. Весьма существенными чертами характера являются также склонность к имитационному поведению и стремление к экономии сил.

Личность — динамическая система, поскольку иерархия витальных, социальных и идеальных потребностей может перестраиваться на протяжении жизни данного человека. В сущности, именно формирование определенного набора и иерархии потребностей, соответствующих ценностным ориентациям социума, есть цель любого воспитания. Эта цель достигается двумя путями: 1) непосредственным воздействием на сознание и подсознание субъекта через имитационное воспроизведение поведенческих эталонов и 2) через вооружение субъекта социально ценными способами и средствами удовлетворения его потребностей.

Итак, анализируя сложные безусловные рефлексы (инстинкты) высших позвоночных животных, мы находим у них филогенетические предшественники всех основных и дополнительных потребностей человека. Что же тогда принципиально, качественно отличает высшую нервную деятельность человека от высшей нервной деятельности животных? Наличие того, что Карл Поп-пер назвал «третьим миром», т. е. мир культуры. Поясним сказанное примером. Шимпанзе научается строить гнездо, наблюдая действия взрослых особей, но изолированная от сородичей обезьяна неспособна построить гнездо по образцу, оставленному ее предшественниками. Животные не могут передать свое знание о мире другим особям с помощью знаков-посредников будь то слово, рисунок, предмет, изготовленный для удовлетворения какой-либо потребности. Иными словами — животные обладают знанием, но лишены сознания, передаваемого другим поколениям в виде памятников культуры.

ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ

ОСОЗНАВАЕМОЕ И НЕОСОЗНАВАЕМОЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЗГА. СОЗНАНИЕ И СОПЕРЕЖИВАНИЕ

Люди только по той причине считают себя свободными, что свои действия они сознают, а причин, которыми они определяются, не знают.

Бенедикт Спиноза

Языковая форма является не только условием передачи мысли, но прежде всего условием ее реализации... стоит лишь без предвзятости проанализировать существующие факты, и вопрос о том, может ли мышление протекать без языка или обойти его, словно какую-то помеху, оказывается лишенным смысла.

Эмиль Бенвенист

Коммуникативная природа сознания. Вовлечение речевых структур левого полушария — необходимое условие осознания стимула. Подсознание — переход первично осознаваемого в сферу неосознаваемого психического («Сверх-Я» Фрейда, «личностное знание» Полани). Сверхсознание — творческая интуиция. Эмоциональные языки сверхсознания: чувство красоты, чувство юмора, совесть. Принципиальное отличие совести от чувства долга. Дополнительность детерминизма и свободы выбора.

Трудности изучения мозговых механизмов сознания объясняются не только колоссальным разрывом между чрезвычайной сложностью психических явлений и ограниченностью наших реальных знаний о деятельности мозга, но и расплывчатостью, неопределенностью большинства психологических терминов. Например, какое конкретное содержание кроется за термином «сознание?» Включает ли в себя сознание весь внутренний, духовный мир человека? Чем отличается сознание от таких психических феноменом как разум, мышление, познание и т. п.? Как соотносится сознание с мотивами, эмоциями и волей? Без ответа

на эти вопросы дискуссия на тему «сознание и мозг» становится малопродуктивной.

Среди всех существующих определений наиболее адекватным для естественнонаучного анализа нам представляется такое, где сознание определяется как знание, которое с помощью слов, математических символов и обобщающих образов художественных произведений может быть передано, может стать достоянием других членов общества. Сознание — это знание вместе с кем-то (сравни с со-чувствием, со-переживанием, со-трудничеством и т. п.). Осознать — значит приобрести потенциальную возможность сообщить, передать свое знание другому, в том числе другим поколениям в виде памятников культуры. Представление о коммуникативной природе и коммуникативном происхождении сознания разделяется рядом авторов. О сознании у другого мы можем судить только благодаря коммуникации с помощью речи или двигательной реакции, утверждают Дончин с соавторами и Клюттербук. Ж. Годфруа в своем учебнике «Что такое психология» считает, что сознание — это способность отвечать на внешние стимулы и расшифровывать их так, как принято большинством группы, к которой мы принадлежим. Подобной точки зрения придерживался и 3. Фрейд. «Действительное различие между бессознательным и подсознательным представлениями, — считал Фрейд — заключается в том, что первое совершается при помощи материала, остающегося неизвестным (непознанным), в то время как второе связывается с представлениями слов» (Фрейд. 1989. С. 429).

О решающей роли функционирования речевых структур головного мозга в феномене сознания свидетельствуют исследования нейрофизиологов, проводимые в Институте нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко под руководством О. М. Гриндель. Ими было показано, что восстановление сознания у больных с тяжелой черепно-мозговой травмой совпадает во времени с восстановлением связей между моторно-речевыми зонами левого полушария (у правшей) и другими областями коры. На основании своих систематических экспериментов Э. А. Костандов пришел к выводу о том, что активация связей гностических корковых участков с двигательной речевой зоной является решающим звеном в структурно-функциональной организации механизмов, обеспечивающих осознание раздражителя. С помощью магнитоэнцефало-графии Р. Салмелин с соавторами показал, что активация структур, относящихся к речи, происходит не только при мысленном


Наши рекомендации