Современные методы сбора информации
Первичные данные могут быть получены путем наблюдений, опросов фокусных групп, сбора статистических данных и экспериментов. По сравнению с первичными данными вторичные собирать значительно легче. Если разговор идет о сборе данных внутри организации, то их берут из отчетов компании, из бесед с сотрудниками отдела сбыта и другими руководителями и сотрудниками, из маркетинговой информационной системы. Эти результаты сводятся в таблицы, по ним строят графики, и уже на их основе делают соответствующие выводы.
Главными методами сбора первичных данных являются наблюдение и обследование, а также другие методы, перечисленные ниже.
Наблюдение - сбор первичной информации путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями, например за поведением покупателей в магазине. Данные могут быть получены при наблюдении за вовлеченными в изучаемую ситуацию лицами и анализе сопутствующих обстоятельств. Служащие концерна "Калина" могут обосноваться в магазинах, на выставках косметики, на рынке, слушая, что говорят люди о разных косметических фирмах, и следя за выполнением персоналом компании своих обязанностей.
Обследование заключается в сборе первичной информации путем прямого опроса людей относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения. Обследование может носить структуризированный и неструктуризированный характер. В первом случае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором - интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов.
Опрос - это, как правило, полезный ознакомительный шаг перед началом широкомасштабных исследований. Например, опрос, проведенный в Великобритании, выявил, что наиболее часто при проведении маркетинговых исследовании используются следующие методы и источники получения маркетинговой информации: отчеты компании - 70%, вторичная информация - 56,6%, результаты опроса потребителей - 27,9%, качественные исследования - 25,6%, полевые эксперименты - 18,4%, результаты опроса дистрибьюторов - 17,2%, лабораторные эксперименты - 13,1%.
Опрос фокус-групп. Фокус-группа состоит из шести-десяти человек, которых просят провести несколько часов в обществе опытного ведущего для обсуждения товара, услуги, компании или какого-либо другого объекта маркетингового исследования. Ведущий должен быть объективным, хорошо осведомленным о предмете беседы, но главное - специалистом, разбирающимся в динамике групп и поведении потребителей. За участие в работе фокусной группы, как правило, выплачивается небольшое денежное вознаграждение. Обсуждение обычно проводится в комфортной обстановке, предлагается легкая закуска. При этом ведущий должен поощрять свободные и непринужденные высказывания, чтобы динамика группы, устанавливающиеся в ней взаимоотношения, позволили выявить глубинные чувства и мысли участников. Одновременно ведущий стремится "сфокусировать" обсуждение. Ход дискуссии записывается на аудио- или видеомагнитофон и впоследствии внимательно изучается.
Находящиеся в распоряжении маркетологов инструменты сбора первичных данных могут быть разбиты на два основных типа: анкеты и автоматические устройства, например, счетчики количества людей, кино-видеокамеры.
Анкета - опросный лист для получения сведений, состоящий обычно из трех частей: введения, реквизитной части и основной части.
Главная задача введения - убедить респондента принять участие в опросе. Оно должно содержать цель проводимого опроса и показать, какую пользу получит респондент, приняв участие в опросе. В реквизитной части приводится информация, касающаяся респондентов: возраст, пол, принадлежность к определенному классу, род занятий, семейное положение, имя и адрес для частных лиц и для организаций: размер, месторасположение, направление производственно-хозяйственной деятельности, положение респондента в организации, его имя.
Открытый вопрос - вопрос анкеты, с помощью которой собирается первичная маркетинговая информация; он позволяет опрашиваемому на вопрос отвечать своими словами, что дает ему возможность чувствовать себя при ответе на вопрос достаточно свободно, приводить примеры, иллюстрации. Примером открытого вопроса является вопрос: "Как Вы относитесь к....?" В таких вопросах отсутствует предвзятость, стремление навязать определенный ответ. Однако ответы на открытые вопросы требуют достаточно больших затрат времени. Кроме того, полученные ответы могут быть интерпретированы по-разному.
Закрытый вопрос - вопрос анкеты, который включает все возможные варианты ответов, из которых опрашиваемый делает свой выбор. Существует два варианта таких вопросов: а) дихотомический, типа: "Считаете ли Вы, что лечебная косметика необходима мужчинам?" В данном случае существует только два варианта ответа: да, нет; б) многовариантного выбора: "Насколько важна для Вас цена при покупке косметики?", где существует несколько вариантов ответов. Основным недостатком вопросов с многовариантным выбором являются трудности формулирования всех возможных вариантов ответов, характеристик или факторов.
Автоматические устройства применяются в маркетинговых исследованиях не так часто. Гальванометры (приборы для измерения слабых токов) фиксируют малейшие изменения физиологических параметров, сопровождающие возникновение интереса или эмоционального возбуждения у испытуемого, например под воздействием той или иной рекламы или конкретного изображения. Тахистоскоп позволяет варьировать время демонстрации рекламного объявления от сотой доли секунды до нескольких секунд. После каждой такой демонстрации испытуемый описывает все, что ему удалось увидеть и понять. Специальные устройства фиксируют движения глаз при восприятии участником эксперимента того или иного объекта, что примерно характеризует очередность и длительность концентрации внимания потребителя. Электронное устройство под названием аудиометр, подключаемое к телевизору в домах участников эксперимента, фиксирует сведения обо всех его включениях и каналах на которые он при этом настроен .
Как уже было сказано, благодаря современным вычислительным и телекоммуникационным технологиям методы сбора данных быстро развиваются. Профессиональные интервьюеры сидят в кабинках, набирают случайные телефонные номера и просят поднявшего трубку ответить на несколько вопросов, зачитывая их с экрана монитора компьютера и набирая ответы респондентов на клавиатуре. Такой метод исключает необходимость в оформлении и кодировке данных, уменьшает число ошибок, сберегает время и позволяет получать всю требуемую статистику. Другие исследовательские фирмы устанавливают интерактивные терминалы в торговых центрах. Любой желающий ответить на вопросы может сесть за терминал, считать вопросы с экрана монитора и набирать свои ответы на клавиатуре.