Как раздобыть стартовый капитал
Теперь вы знаете объем своего рынка. Вам известно количество потребителей, готовых приобретать ваш продукт, а также среднее количество единиц продукции, которое купит потребитель. Вы знаете среднюю цену единицы продукции. Вы предварительно определили общую сумму валового дохода (рассчитав его на год или на месяц или на любой иной отрезок времени). Вы представляете ожидаемые издержки. Деньги, которые вы заработаете, это разница между общей суммой валового дохода и общими издержками. Вы должны знать эти цифры, чтобы быть уверенным в себе и заверить того, кто дает вам взаймы, что он получит свои деньги назад Источников стартового капитала множество.
1. Сбережения.
2. Ссуды под ваш дом.
3. Ссуды под ваше страхование жизни.
4. Ссуды под другие активы, например, оборудование.
5. Ссуды, подарки или инвестиции друзей или родственников,
6. Кредитные карточки
7. Банковские ссуды.
8. Инвестиции в акционерный капитал (сделанные, например, предпринимателями, готовыми вложить капитал с риском, или инвесторами-ангелами).
9. Продажа акций своей компании.
10. Выходное пособие, обналиченные фондовые опционы или пенсионные фонды.
Вы можете:
11. Арендовать активы или материально-производственные запасы, которые собираетесь выкупить.
12. Получить кредит от поставщика.
13. Брать предоплату с потребителя.
14. Заключать бартерные сделки (например, обменивать товары или услуги на рекламу или наоборот).
15. Собирать банки из-под содовой на обочине дороги и вносить деньги на депозит.
Источников стартового капитала много, и любой из них имеет свою цену. Кредиторы и инвесторы дают деньги, и пока вы не вернете им всю сумму, вам придется ежемесячно выплачивать проценты. (Ежемесячная «арендная плата» представляет собой проценты по займу). Подсчитывая издержки, учтите проценты (приняв во внимание процентные ставки), которые вам предстоит выплачивать. Убедитесь, что вы сможете их выплачивать.
Если бизнес уже имеет перспективных клиентов или будет иметь их в обозримом будущем, он может получить кредит уже сегодня.
Большие деньги
Существует два основных типа малого бизнеса: (1) компании, которые обеспечивают своего владельца доходом, позволяющим ему вести определенный образ жизни; и (2) компании, которые создаются, чтобы быть проданными. Часто мы имеем дело с комбинацией этих двух типов — компания, работающая на хозяина, имеет определенную продажную стоимость, а компания, созданная для продажи, обеспечивает владельцу определенный уровень доходов.
Компании первого типа часто невелики (от одного до десяти работников); предлагают услуги, а не продукцию; являются непроизводственными. Эти компании накапливают не настолько большой капитал, чтобы другая организация или юридическое лицо соблазнились и купили их. Доход от такой компании обеспечивает определенный уровень жизни ее владельца. Так, медицинская практика психиатра с Парк-авеню может обеспечить владельцу этого бизнеса весьма значительный доход, но если психиатр оставит свою работу, продать такой бизнес нельзя, поскольку он ничего или почти ничего не стоит (кому нужны книги по медицине и кушетка?)
Компании второго типа обычно имеют более пятидесяти работников; продают продукцию, а не услуги; обладают теми или иными актинами, представляющими ценность, и могут быть проданы. Такую долговременную ценность могут представлять собой материальные активы, прочное положение па рынке, высокая репутация товара, удобное расположение, непрерывный приток доходов, патенты на изделия. Эти ценные активы сохраняются после того, как владелец бизнеса продаст свое дело.
Из 25 миллионов компании США, относящихся к малому бизнесу, около 20 миллионов работают, прежде всего, на обеспечение определенного образа жизни для своего владельца. Более 1 миллиона этих компаний обеспечивают владельца ежегодным доходом свыше 500 000 $. Это БОЛЬШИЕ деньги!
Остальные 5 миллионов мелких компаний создаются с тем, чтобы в один прекрасный день быть проданными. Стремление иметь собственный бизнес, который обеспечивает вам определенный уровень жизни, является оправданным и понятным, так же как желание остаться владельцем такого бизнеса или сохранить его как семейное предприятие. Однако более 98 процентов компаний, созданных с целью продажи, рано или поздно продаются. Их покупает другая компания, частные инвесторы или работники самой компании. Лишь небольшая горстка компаний передается в доверительное управление и генерирует прибыль в интересах доверительных собственников. Такие компании уже не принадлежат семье владельца и нередко, в конечном счете, продаются.
Определяя цену малого бизнеса, покупатели и продавцы принимают во внимание самые разные факторы. Продавец назначает цену исходя из потока доходов (скажем, один доллар на доллар продаж); приведенной стоимости собственного капитала компании за пять лет; стоимости бренда; стоимости имеющегося списка клиентов; стоимости основных средств; нереализованного потенциала роста продаж и прибылей или пропорционально чистой прибыли (скажем, цена представляет собой чистую прибыль, умноженную на пять).