Функционирование службы маркетинга
Правильный подбор организационной структуры только создает предпосылки для эффективной работы маркетинговых служб. Необходимо укомплектовать эти службы квалифицированными специалистами, правильно распределить между ними обязанности, наделить их необходимыми правами
и создать приемлемые условия для работы.
Руководители и ведущие специалисты маркетинговых служб должны удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к персоналу (компетентность, высокие моральные качества и т.д.), кроме того, они должны удовлетворять ряду специальных требований, определяемых особенностями работы в области маркетинга. К числу таких требований относятся:
Ø системность знаний, большая эрудиция и кругозор;
Ø коммуникабельность;
Ø стремление к новому, высокая степень динамизма;
Ø дипломатичность, умение гасить конфликт.
Распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом может быть осуществлено рациональным образом только
в том случае, когда в организации достаточно четко определены место и роль маркетинговых служб.
Обобщающая схема, характеризующая место и роль маркетинговой службы в системе управления предприятием, представлена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 Место и роль маркетинговой службы в системе управления предприятием
Эта схема не является оргструктурой управления, в ней не представлены конкретные структурные звенья предприятия, а указаны только важнейшие
с точки зрения маркетинга функции управления. Руководитель службы маркетинга выполняет опосредованные функции между подразделениями
и сотрудниками предприятия, занимающимися разработкой продукта,
его производством, стимулированием продаж, доведением продуктов
до потребителей, послепродажным обслуживанием, с одной стороны,
и потребителями продукции - с другой.
При этом руководитель маркетинга и его аппарат отслеживают состояние внешней среды маркетинга, обращая в первую очередь внимание
на деятельность конкурентов.
Задачи службы маркетинга заключается в том, чтобы:
Ø держать курс на потребителей, постоянно следить за тем, что им нужно;
Ø следить за работой конкурентов, определять слабые и сильные их стороны и возможные рыночные стратегии;
Ø определять направления совершенствования маркетинговой деятельности;
Ø доводить маркетинговую информацию до всех других подразделений предприятия.
Таким образом, разработчики получают от маркетинговой службы информацию о развитии продукта, о том, в каком направлении нужно совершенствовать предлагаемую продукцию и какую новую разрабатывать. Производственники узнают, каков должен быть ассортимент выпускаемой продукции, каковы сроки обновления продукции. Подразделения, связанные
с ценовой политикой, исходя из информации, полученной от службы маркетинга, должны уметь правильно определять цены. Кадры, соответственно, решают вопросы увольнения и найма, повышения квалификации и др.
В то же время служба маркетинга должна точно представлять возможности предприятия, чтобы, занимаясь его развитием, не оторваться от реальной жизни предприятия. Рассмотренная схема важна как база, основа маркетинговой деятельности. Исходя из этой основы, можно составить также и должностные инструкции. Это не означает, конечно, что производственные и функциональные звенья предприятия самостоятельно не могут осуществлять связь
с потребителями, не изучают деятельность конкурентов и т.п. Однако
эта из деятельность направляется и координируется, исходя из интересов предприятия, руководителем маркетинговой службы, сотрудники которой проводят также конкретные маркетинговые исследования.
Таким образом, маркетинг является ведущей функцией, определяющей техническую, производственную политику предприятия, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью.