Схема маркетинговых исследований
1. Любая система анализа маркетинговой информации основывается на статистическом банке и банке моделей.
Статистический банк - совокупность методик по статистической обработке информации, а также программные и другие средства, предназначенные для наиболее полного вскрытия взаимозависимости в рамках подборки данных и установления степени их статистической надежности.
Статистический банк позволяет ответить на следующие вопросы:
• что представляют собой основные переменные, оказывающие влияние на продажи, и какова значимость каждой из них;
• что произойдет со сбытом, если поднять цену товара на 10%, а расходы на рекламу - на 20%;
• какие черты являются наиболее вероятными показателями того, что данные потребители будут покупать мой марочный товар, а не товар конкурента;
• по каким переменным лучше всего сегментировать мой рынок, и сколько сегментов существует.
Эти методики статистической обработки информации описаны во многих нормативных источниках.
2. Банк моделей - набор математических моделей, состоящих из совокупности взаимозависимых переменных и способствующих принятию наиболее оптимальных решений специалистами по маркетингу.
Эти модели помогают ответить на вопросы типа: "А что, если?" и "Что лучше?" За последние 20 лет ученые создали огромное количество банков моделей, призванных помогать руководителям маркетинга лучше справляться с деятельностью по формированию планов работы и определению территории сбыта, выбору положения точек розничной или оптовой торговли и т. д.
3. Управляющие, прибегающие к маркетинговым исследованиям, должны быть достаточно хорошо знакомы с их спецификой, чтобы иметь возможность получать нужную информацию по приемлемой цене. Маркетинговое исследование состоит из пяти основных этапов:
• выявление проблемы и формулирование целей исследования;
• отбор источников информации;
• сбор информации;
• анализ собранной информации;
• представление полученных результатов.
Вопрос 45. Выявление проблемы и формулирование целей исследования
Выявление проблемы исследования и признаков классификации рынка
Разновидности целей исследования
1. Управляющий по маркетингу и исследователь должны четко выявить проблему исследования рынка и поставить соответствующую цель исследования.
Например, управляющий по маркетингу в авиакомпании и исследователь сошлись на том, что проблема заключается в недостаточном количестве привлекаемых ею пассажиров. Из этого вывода следуют две проблемы:
• каким образом пассажир выбирает себе авиакомпанию;
• как привлечь к полетам на наших самолетах больше пассажиров.
2. Цели исследования могут быть поисковыми, то есть предусматривать сбор каких-то предварительных данных, характеризующих проблему или помогающих выработать гипотезу.
Цели могут быть описательными, то есть предусматривать описание определенных явлений, например, выяснить численность пользующихся авиационным транспортом или численность тех, кто слышал о некоторой авиакомпании.
Цели могут быть экспериментальными, то есть предусматривающими проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи, например о том, что снижение цен на билеты на 15 долларов вызовет увеличение пассажиропотока, по крайней мере, на 10%.
Вопрос 46. Сбор источников информации
Виды и пути сбора данных. Первичные данные
Сбор вторичных данных
1. Управляющий по маркетингу и исследователь должны определить вид интересующей заказчика информации и пути ее наиболее эффективного сбора.
Исследователь может собирать вторичные и (или) первичные данные.
Первичные данные - данные, собранные впервые для какой-либо конкретной цели.
Вторичные данные - данные, собранные ранее для других целей.
К первичным данным относятся:
• внутренние документы (отчеты, счета, учетные ведомости и др.);
• издания государственных учреждений;
• периодические издания;
• коммерческая информация (о продажах, тиражах и т. д.).
2. Вторичные данные более доступны и служат отправной точкой исследования. Но если они не могут служить основой необходимой информации по разным причинам (устаревшие, неполные, ненадежные данные), исследователю придется собирать первичную информацию.