Функционализм конструктивизм

функционализм конструктивизм - student2.ru

Рис. 6. Две формы системного мышления.

Хотя в главе 3 мы определили «функциональную школу в социаль­ной работе» как принадлежащую интеракциональному направлению, в ней отчетливо прослеживаются такие черты, как акцент на приспособле­ние и самоорганизацию системы. Слова ведущего представителя этого направления об обязанности социального работника быть преданным своей работе подтверждают эту мысль8. Закономерен вопрос: работа является функциональной для кого? Ведь справедливо и утверждение, что при преданном выполнении своих должностных обязанностей дея­тельность социального работника функциональна для системы, но вовсе не обязательно для конкретного пациента, обратившегося за помощью.

Рассматривая теоретические истоки различных дисциплин, мы обна­руживаем во многих из них влияние функциональной теории систем, то

8 Один из центральных представителей функциональной школы Смаллей пишет в своей статье: «Функциональная позиция социального работника такова, что он, явля­ясь служащим своего учреждения, обязан представлять и всячески стремиться выпол­нять задачи последнего в отношении тех людей, кому эта работа адресована (Barber, 1991:18).

есть, во-первых, система нередко «в значительной степени определяет положение индивида», а, во-вторых, особое внимание уделяется «дости­жению общего для всех понимания общества». Однако, в последнее вре­мя акценты сместились в сторону конструктивистской теории систем, в которой «индивид в большей степени участвует в создании систем» и учитывается многоу клади ость общества.

Несколько упрощенно мы может представить истоки и давнейшее развитие двух направлений теории систем в виде таблицы.

Функционализм   Конструктивизм
• Ранняя теория систем. Поздняя теория систем.
* Главный представитель - Толкотт Главный представитель - Никлас
Парсонс. _.., ..   Пюман
Основные шпонакы
• Иерархия в единообразном Иерархия в плюралистическом
обществе.   обществе.
* Обратная связь служит для Обратная связь служит для
корректировки отклонений   усиления отклонений
(отрицательная обратная связь).   (положительная обратная связь).
• Гомеостаз, регулирование и «Кибернетика второго порядка».
контроль. Язык создает центральную
• Главная роль принадлежит   систему.
вышестоящей системе и структуре Более динамическое понимание
общества.   вызовов.
• Более статическое понимание Более цикличное понимание
испытаний (вызовов).   причинных связей.
• Более линейное понимание    
причинных связей.    
Модель социальной работы
* В рамках работы с семьей, В рамках работы с семьей,
стратегическая и структурная   системная работа (например,
семейная терапия.   Миланская группа и Том
* Системная категоризация в   Андерсен).
социальной работе, например. Экологическая теория систем в
Пинкус и Минахан, Комптои и   социальной работе, Жермен и
Галэуэй.   Гиттерман.
• Ориентация на цели и «агент Система коммуникаций н экология,
изменения».   Брофенбреннер.
* Модель решения проблем Модель работы ориентирована на
Комптона и Галэуэй.   решения - де Шацер.
* Ориентирована на управление. Ориентирована на решение проблем
—.—___----------------- ___------ .—_____ (излечение пациента),

функционализм конструктивизм - student2.ru Продолжение таблицы

Наши рекомендации