Сетевые сообщества и субкультуры
Характеристика механизмов возникновения, функционирования и взаимодействия сетевых сообществ (с опорой на работу М. Кастельса «Галактика Интернет»)
Понятие «виртуальных сообществ», предложенное nионерами социального взаимодействия в Интернете, обладало одним не маловажным качеством: оно привлекало внимание к nоявлению нового технологического базиса социального взаимодействия, отличного (но необязательно худшего) от предшествовавших форм социального взаимодействия. Однако оно также стало и причиной возникновения серьезного недоразумения: термин «сообщество» со всеми его мощными коннотациями смешивал различные виды общественных отношений и вызывал идеологические споры между теми, кто испытывал ностальгию по ста рому, привязанному к пространству сообществу, и горячими приверженцами альтернативных сообществ, появление которых сделал возможным Интернет.
Механизмы функционирования
Как и обычное сообщество, интернет-сообщество создается с определенной целью (даже если эта цель — приятное времяпровождение). Сообщество людей, увлеченных общей целью — это мощное средство для её достижения, особенно в современном обществе и бизнесе, где основную ценность имеет человеческий талант.
Однако человеку свойственна нестабильность. Его увлечение может ослабеть. Либо его может заинтересовать другая цель. И здесь огромную роль играет основа любого сообщества — личные взаимоотношения его участников. Люди обычно приходят в сообщество за ответами на свои вопросы, с определенной целью, а остаются из-за взаимоотношений. В интернет-сообществе у человека создается виртуальная личность, которая может сильно отличаться от его реальной личности, и которая для человека может быть даже важнее, чем реальная.
С развитием сетевых коммуникаций интернет сообщества начинают играть важнейшую роль для бизнеса и экономики в целом. Интернет сообщества являются основой для формирования (или разрушения) брендов компаний. Самым важным фактором, влияющим на бренд, являются отзывы незаинтересованных людей, которым человек доверяет. Именно такие отзывы можно получить в интернет сообществах.
Все больше успешных компаний создают на своих сайтах онлайн клубы клиентов, в которых клиенты могут получить необходимую поддержку и поделиться своим опытом с другими. Сообщество клиентов является технологией развития лояльности к компании.
Компании, имеющие партнерскую сеть также создают интернет сообщества, в которых партнеры вместе обучаются эффективнее вести бизнес. Организатор сообщества получает обратную связь рынка и новые идеи для развития бизнеса.
Во многих крупных компаниях создают сообщества сотрудников для построения сплоченной команды. Когда между сотрудниками устанавливаются личные взаимоотношения, коммуникации внутри компании становятся намного эффективнее. Кроме того, создаваемая в сообществе привязанность сотрудника к коллективу становится средством удержания его от перехода в другую компанию. Для создания сообществ внутри компании существует целый класс корпоративных систем, называемый Социальным программным обеспечением. Все чаще инструменты для создания внутренних сообществ содержат корпоративные порталы.
Позиционирование сообщества
Существует три основных типа позиционирования сообщества
1. Брендирование. Компания создает и поддерживает сообщество, где публикуются корпоративные новости, рассказы о внутрикорпоративной жизни, проводятся конкурсы и т. д. Задача — маркетинговая поддержка. Эффективно при высокой узнаваемости бренда.
2. Нишевое сообщество — концентрация на тематике. Выбирается основная тема и детально разрабатывается. Задача — создать лояльную аудиторию и привлечь рекламодателей.
3. Смешанный тип. Используются способы двух предыдущих: продвижение определенного бренда плюс публикация полезной и интересной информации по теме.
Интернет изменяет политическую структуру общества. Предоставляя широкой публике практически любую информацию о политических деятелях, интернет заметно подрывает авторитет существующей власти. Об этом свидетельствует стабильное снижение активности людей на политических выборах.
В то же время доверие к авторитетам лидеров интернет-сообществ, с которыми человек может лично общаться, возрастает. Само сообщество представляет собой политическую силу, которую труднее контролировать с помощью традиционной власти.
Как правило, интернет сообщества преследуют глобальные цели, не ограниченные государством и способствуют стиранию границ между национальными государствами.
Что же способствовало формированию сетевых сообществ в Сети? Казалось бы, интернет это лишь одно из разновидностей средств массовой информации, сродни библиотеке, представляющей необходимую информацию по запросу пользователя. Предпосылки формирования сообществ в Сети связаны, опять таки, с процессами урбанизации, глобализации всех социальных процессов, а также, с внутренними психологическими мотивами и социальными потребностями современного человека, сформировавшегося в ходе глобальных социальных процессов.
С точки зрения социальной психологии, в основе формирования социальных групп в сети, лежит стремление личности к достижению определенных целей, что возможно через создание группы. Эти цели, как правило - общение, на основании которого в сети и организуется группа людей, собравшихся вместе в силу единой для всех цели. Таким образом, в сети, социальные сообщества строятся на основе чатов, разнообразных форумов и конференций, игровых серверов, которые, собственно и служат целям объединения людей в киберпространстве на основе общения.
Социальное взаимодействие и солидарность в электронных конференциях и чатах может привести к складыванию дружеских и любовных отношений между участниками. Интернет, является виртуальным пространством, где мы встречаемся с друзьями, коллегами, любовниками, в любое время, невзирая на разницу расстояний. В Интернет, с каждым днем, растет количество заключенных международных сделок и политических советов, которыми обмениваются посредством электронных сетей. Все больше корпораций виртуализируют свои организации, их работники работают в сети. Растет число виртуальных магазинов, банков. В культурном аспекте, люди, посредством Интернет, ознакомляются с ценностями и символами других наций и культур. Идеологический аспект сетевых сообществ заключается в том, что основным принципом является всеми разделяемое убеждение в свободе выражений, индивидуализма, равенства возможностей доступа к одним и тем же символическим интересам.
Сообщество укрепляет коллективность интересов, что обычно связано с темой дискуссии. Это может привести к коллективному отношению (духу нашего виртуального круга) и прояснить социальные обязательства.
Можно выделить следующие показатели «успешности» сетевого сообщества:
· Построению сообщества должно уделяться необходимое внимание, так как это сообщество должно привлекать людей
· Успешные онлайновые сообщества должны безоговорочно быть сфокусированы на нуждах своих членов, а не на нуждах спонсоров и рекламодателей.
· Слишком сильный контроль повлечет за собой снижение количества членов сообщества.
· Самоорганизация не всегда означает самообеспечение. Большинство онлайновых сообществ требует значительного вложения времени и сил, для своего поддержания своей жизнедеятельности.
· Онлайновые сообщества имеют тенденцию быть более активными, когда присутствует общий дух, убеждение, что «нет никого умнее нас, всех вместе взятых».
Границы группы четко определены, члены группы имеют возможность встречаться, узнавать друг друга, имеют информацию об общей истории. Существуют четкие правила, управляющие использованием коллективных благ, в соответствии с локальными потребностями и условиями, причем большинство индивидов, на которых распространяются эти правила, могут принимать участие в их изменении. Сетевые сообщества сегодня являются зафиксированным социальным фактом, требующим дальнейшего осмысления и эмпирического изучения.