Обобщенные индикаторы корпоративной культуры: (В.А. Спивак)

Интегрированными индикаторами поведения организации по отношению к субъектам могут служить:

1. Миссия компании и ее цели:

Миссия — это деловое понятие, в кратком виде отражающее предназначение бизнеса, его философию. Миссия помогает определить, чем в действительности занимается предприятие: каковы его сущность, масштабы, перспективы и направления роста, отличия от конкурентов. При этом она фокусирует внимание на потребителе, а не на товаре, так как миссия (философия) бизнеса чаще всего определяется с учетом покупательских интересов, нужд и запросов, которые удовлетворяются бизнесом. Следовательно, определение миссии тесно связано с маркетингом и предполагает ответ на вопрос: «Какую пользу фирма может принести потребителям, достигая при этом большего успеха на рынке?». Определение целей организации – должна ли она действовать ради получения максимальной прибыли или «служить потребителям» - представляет собой важнейший нравственный вопрос, который должен решать руководитель. Р. Мертон подчеркивает, что «… этот естественный выбор во многом определяется системой ценностей, в рамках которой действует корпорация. А эти ценности в свою очередь основаны не столько на прагматических функциях корпорации, сколько на культуре, традициях, личной склонности их руководителей, обнаруживающихся в текущей экономической, политической и социальной ситуации».

2. Рейтинг компании, публикуемый в СМИ по результатам исследований

3. Имидж - репутация, доброе имя, образ, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности под воздействием результатов деятельности, успехов или неуспехов организации. Цель создания имиджа состоит не в обретении организацией известности, а в обеспечении положительного отношения к ней. Его основой являются надежность, порядочность, гибкость, культура и социальная ответственность.

4. Проявление социальной ответственности компании.

Социальная ответственность — это добровольный отклик организации на реальные проблемы и ожидания общества, вытекающий из восприятия организации самой себя как части общества, как коллективного члена сообщества, как системы, которой должен быть обеспечен целый ряд интересов членов общества (потребителей, акционеров, сотрудников).

5. Наличие сертификата качества по международным стандартам ISO (ISO - международная организация, занимающаяся выпуском стандартов);

6. Участие в Бюро безупречного бизнеса.

В США существует Better Business Bureau — Бюро безупречного бизнеса (БББ) — негосударственная некоммерческая организация, существующая за счет членских взносов и предоставляющая услуги и программы покупателям и производителям. Членами БББ становятся фирмы, разделяющие принципы деятельности этой организации, т. е. стремящиеся к этичному и честному бизнесу и принимающие идею добровольного саморегулирования. По сути — это объединение ведущих компаний, вырабатывающих стандарты или кодексы поведения и следящих за их выполнением как со стороны членов БББ, так и остальных участников рынка.

В современных условиях стремительного развития мирового сообщества, перенасыщенности рынков, глобальных кризисов и экологических катастроф особую значимость приобретают вопросы, связанные с обеспечением приемлемых условий жизни, безопасности и сохранении окружающей среды. В связи с этим все большее количество компаний усиливают социальную направленность своего бизнеса и ищут решения, способные обеспечить им долговременное лояльное отношение со стороны клиентов, сотрудников, других заинтересованных сторон общества. Ответом на эти вызовы современности является концепция корпоративной социальной ответственности, которая является добровольной инициативой руководителей компании по разработке и реализации определенных социально направленных, неприбыльных мероприятий, которые имеют целью качественное улучшение внешней для компании среды.

Проще говоря, корпоративная социальная ответственность — это ответственность компании перед людьми и организациями, с которыми она сталкивается в процессе деятельности, а также перед обществом в целом. Кроме того, это набор принципов, в соответствии с которыми компания выстраивает свои бизнес-процессы (принципы: подотчетность, прозрачность, этичное поведение, уважение интересов заинтересованных сторон, соблюдение верховенства закона и международных норм поведения, соблюдение прав человека).

Формы реализации КСО:

1. Корпоративная благотворительность:

· Наличные денежные пожертвования (метод поддержки сотрудников в денежной форме; социальные инвестиции; денежные гранты; эквивалентное финансирование; cause-related marketing (CRM) - форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении % от продаж конкретного товара/услуги на проведение социальных программ благотворительными некоммерческими организациями; стипендии);

· Помощь в натуральной форме (компании могут оказывать помощь местному сообществу в виде предоставления продукции или старого оборудования);

· Корпоративное волонтерство - делегирование сотрудников компании (добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников);

2. По отношению к персоналу:

· социальные гарантии (социальный пакет);

· пенсионное обеспечение;

· охрана труда;

· забота о здоровье персонала;

· мотивационные схемы оплаты труда;

· бонусные программы;

· обучение и развитие;

· развитие корпоративной культуры;

· проведение корпоративных праздников и досуга;

· наличие отлаженных каналов коммуникаций руководства компании с сотрудниками разных уровней;

3. По отношению к партнерам:

· честная реклама;

4. По отношению к местному сообществу:

· экологические программы;

· безопасное производство;

· контроль над отходами производства

5. По отношению к государству:

· успешное ведение своего бизнеса, чтобы иметь достаточно материальных и финансовых ресурсов;

· быть добросовестным налогоплательщиком;

· в своей деятельности ориентироваться на отечественные высокие и наукоемкие технологии;

· проводить патриотическую политику в области закупок, а также кадровую и сбытовую политику;

6. По отношению к обществу в целом:

· такое ведение бизнеса, которое соответствует этическим, законодательным нормам и общественным ожиданиям или даже превосходит их;

· оптимизация использования ресурсов;

· прозрачность деятельности и доступность информации о ее результатах.

36. Роль профессиональных сообществ в саморегулировании рекламной и PR‑деятельности. Действующие международные и российские общественные объединения профессионалов в сфере коммуникаций. Функции и основные этические принципы профессиональных кодексов в сфере рекламной и PR-коммуникации.

Честно взяла все из интернета – ответа на такой же вопрос. Литература вся по этике, про проф. сообщества там ни слова.

В процессе PR-деятельности часто появляются большие разногласия между целью и этичностью способов ее достижения. Иногда возникают вопросы по поводу самой цели и ее нравственности. Немаловажное значение имеет и уровень доверия клиента и даже общества к PR-структуре и PR в целом. Поэтому PR-сфера просто не может пренебрегать установленными этическими нормами.

Процесс PR-деятельности должен вестись с учетом правовых норм, но главенствующее место занимают этические аспекты. Важнейшими принципами делового взаимодействия считаются верность слову и уважительное отношение к партнеру. При нарушении этических норм в работе возможно прекращение деловых контактов. Многогранность PR мешает принятию единого нормативного документа, поэтому правовые основы PR-деятельности в России не имеют своего законодательного акта.

Из закона о рекламе:

Глава 4. Саморегулирование в сфере рекламы

Статья 31. Саморегулируемые организации в сфере рекламы

Саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением.

Статья 32. Права саморегулируемой организации в сфере рекламы

Саморегулируемая организация в сфере рекламы имеет право:

1) представлять законные интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

2) участвовать в рассмотрении антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения членами саморегулируемой организации законодательства Российской Федерации о рекламе;

3) обжаловать в арбитражный суд нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

4) применять в отношении членов саморегулируемой организации предусмотренные учредительными и иными документами саморегулируемой организации меры ответственности, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации;

5) разрабатывать, устанавливать и опубликовывать обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации правила профессиональной деятельности в сфере рекламы;

6) осуществлять контроль за профессиональной деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований настоящего Федерального закона и правил профессиональной деятельности в сфере рекламы, в том числе требований профессиональной этики;

7) рассматривать жалобы на действия члена саморегулируемой организации;

8) разрабатывать и устанавливать требования, предъявляемые к лицам, желающим вступить в саморегулируемую организацию;

9) осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности членов саморегулируемой организации, раскрытие которой осуществляется в форме отчетов в порядке и с периодичностью, которые установлены учредительными и иными документами саморегулируемой организации;

10) осуществлять ведение реестра лиц, являющихся членами саморегулируемой организации.

Гражданское общество – об-во, в котором доминируют общечеловеческие нормы и правила, а не навязанные гос-вом. В гражданском об-ве сильны императивы этики. Сфера этики: кодексы, хартии, соглашения, принципы (поведения).

В PR:

1) Кодекс проф поведения ИПРА (Венецианский кодекс) – принят в мае 1961 в Венеции на Ген ассамблее ИПРА; включает себя параграфы о:

- личной и проф. честности; отношениях с клиентами и служащими (честность, конфиденциальность инфы, не представлять конкурирующие стороны, нельзя предлагать зависимость гонорара своего от определенных результатов);

- отношениях со СМИ и общественностью (предоставление правдивой информации); отношениях с коллегами (стучать на нарушителей этики).

2) Афинский кодекс – принят в мае 1965 в Афинах на Ген ассамблее ИПРА (изменен в апреле 1968; в 1965 также принят СЕРП): строгие моральные нормы, даже в личной жизни помнить об имидже профессии.

3) Лиссабонский кодекс (Европейский кодекс проф поведения в области PR) – принят в Л. 16 апреля 1978 и дополнен 13 мая 1989. О чем: опять строгие моральные и проф нормы; открытость PR-деятельности; воздерживаться от саморекламы; не гарантировать количественных результатов; не платить за публикацию новостей; стучать о нарушениях кодекса; пункты делятся на общие проф обязанности и спец проф обязанности по отношению к: клиентам и нанимателям, СМИ и общественному мнению, коллегам и своей профессии.

4) Римская хартия (Проф хартия ИКО) – октябрь 1991, принята на заседании ИКО в Риме. Структура: Общие положения; отношения с общественностью, СМИ и предст-лями др профессий; отношения с клиентами; с коллегами (указывать копирайт). Сменилась Стокгольмской Хартией (текст упрощен; акцент на поведении, которое ожидается от фирм, занимающихся профессиональной деятельностью).

5) Британский институт PR (IPR). При вступлении в институт практик PR обязывается соблюдать положения Кодекса проф поведения Британского института PR (и тыкать туда носом нанимателя при каждом удобном случае). Кодекс был принят в декабре 1963, пересмотрен в 1985 и в обновленном виде принят в качестве спец резолюции на ежегодной сессии ИПР в апреле 1986.

6) Хельсинкская хартия – ИПРА + СЕРП + ИКО на Всемирном конгрессе PR в Хельсинки одобрили Хартию качества и качественного развития для профессии. Качество в PR – совокупность особенностей и характерных черт PR-услуг, способных удовлетворить потребности в соответствии с проф стандартами. Профессия PR – свод знаний, программ, исследований, этических правил и контроль за их исполнением. Создали для совершенствования профессии ИКПР (IQPR) – М/н институт качества СО. ИКПР разработал Минимальные стандарты качества PR, приняты на этом несчастном конгрессе в Хельсинки, в июне 1997.

4 категории МСК: процесс PR-деятельности; методики, которыми должен владеть пиарщик; то, как исполняются услуги; персональные навыки пиарщика.

Направления PR: консультирование; организация мероприятий; выпуск спец продукции; работа со СМИ и др посредниками и исследования.

Требования к PR-спецам: университетское образование, выполнять задачи в пределах компетенции; знание языков и терминологии своей и отрасли клиента; знание и участие в общественной жизни; соблюдение проф этики.

7) Декларация проф и этических принципов в области СО (Декларация РАСО) – принята на конференции РАСО в ноябре 1994. Придать цивилизованный характер отечественной практике PR. Структура: общие принципы; взаимоотношения с клиентами; с коллегами.

8) Хартия принципов сотрудничества и конкуренции на рос рынке услуг по СО (Хартия 11-ти) – подписана рук-лями 11 рос PR-агентств летом 1997 и открыта для присоединения). Оговаривает принципы взаимоотношений с клиентами. Осн цель – формирование ее участниками цивилизованных рамок сотрудничества, взаимодействия и существования в условиях свободного рынка и добросовестной конкуренции.

9) Хартия «Политконсультанты за честные выборы» - подписана около 100 рук-лей PR-агентств, исследовательских и консалтинговых структур, индивидуальных консультантов летом 1999. Из Хартии: не помогать баллотироваться бандитам, экстремистам и прочим упырям; способствовать осуществлению избирательных прав честно; не ябедничать на коллег, которые работают на конкурента; всюду пиздеть о Хартии с целью ейной пропаганды.

10) Российский Кодекс профессиональных и этических принципов в области СО - принят на заседании Исп Совета РАСО 26 сентября 2001 в Москве. Структура: общие принципы, взаимоотношения с клиентами, с коллегами (не тырить чужие методики); со СМИ и др профессиями; отношение к профессии.

Наши рекомендации