Лекция 9. Теория и практика лидерства

Проблема исследования лидера прошла ряд этапов.

Первый этап характеризуется тем, что ученые пытались определить которыми должен обладать эффективный лидер – так родилась теория лидерских качеств.Ее суть: ученые пытались составить исчерпывающий список главных качеств лидера и на этой основе подбирать лидеров в организацию. Этот список качеств оказался слишком длинным; на практике ни один МНР не обладает их полным набором, а одинаково успешные лидеры часто обладали сильно различными качествами.

Изменения в мире требовали от МНРов современных предприятий овладения навыками лидерства. В XX веке понятия МНРа и лидера сильно противопоставляли друг другу: «МНРы все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи».

Отличие МНРа от лидера

МНР Лидер
1. Администратор. 2. Поручает. 3. Работает по целям других. 4. Основа действий – план. 5. Полагается на схему. 6. Использует доводы. 7. Контролирует. 8. Профессионален. 9. Принимает решения. 10. Делает дело правильно. 11. Уважаем. 1. Инноватор. 2. Вдохновляет. 3. Работает по своим целям. 4. Основа действий – видение перспективы. 5. Полагается на людей. 6. Использует эмоции. 7. Доверяет. 8. Энтузиаст. 9. Превращает решения в реальность. 10. Делает правильное дело. 11. Обожаем.

В ХХI веке стоит вопрос о целенаправленной подготовке, формировании навыков лидерства практически у всех МНРов.

В середине XX века был предложен новый подход к исследованию лидерства – ситуационное лидерство. Наиболее популярная теория ситуационного лидерства – теория Херси и Бланшара. Согласно этой теории лидер выбирает стиль руководства в зависимости от готовности сотрудников (последователей) выполнять задания. Готовность последователей авторы теории характеризуют 4-мя возможными комбинациями факторов.

Лекция 9. Теория и практика лидерства - student2.ru Готовность последователей

R4 R3 R2 R1
       

Высокая Средняя Низкая

R1 – не способны и хотят выполнять работу, не уверены в себе.

R2 – не способны но хотят и уверены в себе.

R3 – способны, но не хотят/не уверены в себе.

R4 – способны и хотят; уверены в себе.

По Херли-Бланшару у лидера есть 4 основных стиля поведения, определяющих принятие им решений.

Лекция 9. Теория и практика лидерства - student2.ru

Лекция 9. Теория и практика лидерства - student2.ru Лекция 9. Теория и практика лидерства - student2.ru Лекция 9. Теория и практика лидерства - student2.ru Лекция 9. Теория и практика лидерства - student2.ru Лекция 9. Теория и практика лидерства - student2.ru R4 R3 R2 R1

 
  Лекция 9. Теория и практика лидерства - student2.ru

Ось Х – поведение, ориентированное на задание. Ось Y – поведение, ориентированное на взаимоотношения.

S1 (указание) - решение принимает лидер, дает конкретные распоряжения и обеспечивает постоянный надзор над работой.

S2 (продажа) – лидер принимает решение после обсуждения с сотрудниками.

S3 (участие в принятии решений) – решение принимает лидер или его последователи при его поддержке – он поощряет, сотрудничает, участвует в обсуждении.

S4 (делегирование) – решение принимает последним – лидер делегирует им ответственность за решение и исполнение и наблюдает за исполнением.

В условиях высокой готовности последователей согласно теории можно использовать стиль S4, который в решетке был стилем (1;1); при высокой готовности последователей директивный стиль может принести вред.

Херси и Бланшар отмечают, что в связи со сложной природой человеческой личности можно говорить о вероятности успеха при сопоставлении степени готовности последователей и стиля лидерства и поэтому они предлагают следующую таблицу:

Тип готовности последователей  
R1 S1 S2 S3 S4
R2 S2 S1 S3 S4
R3 S3 S2 S4 S1
R4 S4 S3 S2 S1

Вероятность успеха при выборе стиля лидерства по Херли-Бланшару

Лекция 9. Теория и практика лидерства - student2.ru Выс. Вероятность успеха Низ.

Популярность модели объясняется тем, что анализ управленческой ситуации, проведенный с ее помощью, позволяет с 1-й стороны, выбрать стиль лидерства, наиболее приемлемый на данный момент; с другой стороны, - целенаправленно воздействовать на работников с целью повышать их готовность.

Вывод:МНР, желающий стать лидером, должен научиться определять готовность последователей и подстраивать свой стиль лидерства под конкретную ситуацию.


Наши рекомендации