Лекция 9. Теория и практика лидерства
Проблема исследования лидера прошла ряд этапов.
Первый этап характеризуется тем, что ученые пытались определить которыми должен обладать эффективный лидер – так родилась теория лидерских качеств.Ее суть: ученые пытались составить исчерпывающий список главных качеств лидера и на этой основе подбирать лидеров в организацию. Этот список качеств оказался слишком длинным; на практике ни один МНР не обладает их полным набором, а одинаково успешные лидеры часто обладали сильно различными качествами.
Изменения в мире требовали от МНРов современных предприятий овладения навыками лидерства. В XX веке понятия МНРа и лидера сильно противопоставляли друг другу: «МНРы все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи».
Отличие МНРа от лидера
МНР | Лидер |
1. Администратор. 2. Поручает. 3. Работает по целям других. 4. Основа действий – план. 5. Полагается на схему. 6. Использует доводы. 7. Контролирует. 8. Профессионален. 9. Принимает решения. 10. Делает дело правильно. 11. Уважаем. | 1. Инноватор. 2. Вдохновляет. 3. Работает по своим целям. 4. Основа действий – видение перспективы. 5. Полагается на людей. 6. Использует эмоции. 7. Доверяет. 8. Энтузиаст. 9. Превращает решения в реальность. 10. Делает правильное дело. 11. Обожаем. |
В ХХI веке стоит вопрос о целенаправленной подготовке, формировании навыков лидерства практически у всех МНРов.
В середине XX века был предложен новый подход к исследованию лидерства – ситуационное лидерство. Наиболее популярная теория ситуационного лидерства – теория Херси и Бланшара. Согласно этой теории лидер выбирает стиль руководства в зависимости от готовности сотрудников (последователей) выполнять задания. Готовность последователей авторы теории характеризуют 4-мя возможными комбинациями факторов.
Готовность последователей
R4 | R3 | R2 | R1 |
Высокая Средняя Низкая
R1 – не способны и хотят выполнять работу, не уверены в себе.
R2 – не способны но хотят и уверены в себе.
R3 – способны, но не хотят/не уверены в себе.
R4 – способны и хотят; уверены в себе.
По Херли-Бланшару у лидера есть 4 основных стиля поведения, определяющих принятие им решений.
R4 R3 R2 R1
Ось Х – поведение, ориентированное на задание. Ось Y – поведение, ориентированное на взаимоотношения.
S1 (указание) - решение принимает лидер, дает конкретные распоряжения и обеспечивает постоянный надзор над работой.
S2 (продажа) – лидер принимает решение после обсуждения с сотрудниками.
S3 (участие в принятии решений) – решение принимает лидер или его последователи при его поддержке – он поощряет, сотрудничает, участвует в обсуждении.
S4 (делегирование) – решение принимает последним – лидер делегирует им ответственность за решение и исполнение и наблюдает за исполнением.
В условиях высокой готовности последователей согласно теории можно использовать стиль S4, который в решетке был стилем (1;1); при высокой готовности последователей директивный стиль может принести вред.
Херси и Бланшар отмечают, что в связи со сложной природой человеческой личности можно говорить о вероятности успеха при сопоставлении степени готовности последователей и стиля лидерства и поэтому они предлагают следующую таблицу:
Тип готовности последователей | ||||
R1 | S1 | S2 | S3 | S4 |
R2 | S2 | S1 | S3 | S4 |
R3 | S3 | S2 | S4 | S1 |
R4 | S4 | S3 | S2 | S1 |
Вероятность успеха при выборе стиля лидерства по Херли-Бланшару
Выс. Вероятность успеха Низ.
Популярность модели объясняется тем, что анализ управленческой ситуации, проведенный с ее помощью, позволяет с 1-й стороны, выбрать стиль лидерства, наиболее приемлемый на данный момент; с другой стороны, - целенаправленно воздействовать на работников с целью повышать их готовность.
Вывод:МНР, желающий стать лидером, должен научиться определять готовность последователей и подстраивать свой стиль лидерства под конкретную ситуацию.