Стратегия и стратегическое управление
Стратегическое управление - деятельность, направленная на обеспечение стратегической позиции, которая делает фирму устойчивой в изменяющихся условиях, обеспечивая ей потенциал прибыльности.
Оперативное управление – деятельность по использованию существующей стратегической позиции для достижения целей организации.
Существует два определения стратегии.
1. Стратегия – конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели.
Для этого:
определяется конечное состояние;
фиксируются действия;
составляется план действий с временной разбивкой.
При этом все изменения предсказуемы и поддаются управлению.
2. Стратегия – долгосрочное качественно определенное направление развития организации, приводящее ее к целям в условиях изменяющегося конкурентного окружения.
Менеджмент рассматривает стратегию как долгосрочную задачу поведения в среде. Ее решение должно привести к реализации целей организации.
Цель стратегии сегодня – добиться долгосрочных конкурентных преимуществ на рынке, которые обеспечат ей устойчивую финансовую деятельность.
Стратегическое управление предполагает наличие 5 элементов:
умения смоделировать ситуацию (уловить закономерности, определить возможности, максимально полно удовлетворить потребности клиентов);
способности выявить необходимые изменения (готовность реагировать на тенденции внешних факторов, наличие интеллекта и элементов творчества);
способности разработать стратегию изменений
способности использовать в ходе изменений надежные проверенные методы;
возможности воплотить стратегию в жизнь.
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.
Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. На личных предприятиях основатель предприятия может позволить себе относительную роскошь сочетатьличные планы со стратегией организации. На большинстве фирм с широким владением акциями подобной роскоши может не быть. В то время как глава корпорации, возможно, пожелает иметь частный реактивный самолет, особняки на обоих побережьях, роскошные кабинеты и тому подобное, насущным интересам организации эти привилегии наилучшим образом служить не могут.
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.
Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет в том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.
2. Процесс стратегического планирования
Задача обоснованного распределения пропорций материального производства с учетом источника его распределения решается с помощью функции планирования.Планирование – это первостепенная функция менеджмента, которая предшествует всем другим функциям и составляет их основу.
Стратегическое планирование в организации – это главная функция МНТа. Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:
Выбор миссии организации.