Сложные организации и их характеристики
Организация – группа людей, которая сознательно координируется для достижения общей цели.
Сложные организации – организации, которые имеют систему взаимосвязанных целей.
Сложные организации имеют следующие характеристики:
ресурсы (люди, капитал, материалы, технология, информация);
зависимость от внешней среды (ресурсов и потребителей, экономика, законодательство, налоги, технологии, общество, конкуренты);
горизонтальное разделение труда (специализация) – разделение работ на составляющие в соответствии с выполняемыми функциями;
подразделения – горизонтальное разделение труда осуществляется через наличие структурных подразделений;
вертикальное разделение труда (иерархия, скалярная цепь) – разделение труда по уровням правления с целью координации работ, что составляет суть управления и управленческой деятельности;
норма управляемости (масштаб управления) – количество лиц, непосредственно подчиненных одному руководителю. В зависимости от величины нормы управляемости организации делят на плоские и многоуровневые.
в менеджменте организации рассматриваются как открытые социосистемы (так как главным компонентом системы являются люди). Открытой является система, которая зависит от изменения внешней сферы и для успешного выживания должна подстраиваться под нее.
Организация - это группа людей (не менее двух человек), которые согласованно и намеренно работают для достижения общей цели.
люди – главный компонент организации, определяющий успех ее развития;
цели (каждая организация существует для поставленной целей);
технология – метод или способ переработки сырья в готовую продукцию. От совершенства технологии зависит производительность труда. Различают 2 классических составляющих технологии.
Требования, предъявляемые к менеджерам
Существует общий набор требований, предъявляемых к МНРам:
Умение адаптироваться в условиях изменяющейся среды.
Профессиональная компетентность, наличие общей подготовки в области МНТа.
Знание техники и технологии производства в отрасли.
Знание экономики и права, психологии и педагогики.
Умение самостоятельно принимать решения.
Умение предвидеть тенденции будущего развития фирмы.
Организационные качества:
Умение подбирать работников, определять им задачи, функции, полномочия.
СамоМНТ – личная организованность МНРа, умение правильно распределять время, управлять конфликтами, стрессами.
Коммуникабельность.
Личностные качества:
Ум, справедливость, энергичность, умение уважать подчиненных.
Чувство долга и т. д.
Требования к российским МНРам: изменения рыночных условий функционирования предприятий в РФ неизбежно приведет к новым требованиям к МНРам. Консультант по управлению Пригожин выделил наиболее характерные ошибки в деятельности российских МНРов:
Система мотивации построена на силовых методах и простом материальном поощрении.
Одновариантность стратегии.
Отсутствие системы должностных функций с учетом перспективных планов и задач.
Низкий уровень проектирования маркетинга (по результатам анкетирования руководителей предприятий в 99 году около 60% ответили, что под маркетологом они понимают сбыт).