Тема 2. Концепция маркетинга

Основные концепции предпринимательской деятельности: концепции совершенствования производства, совершенствования товара, интенсификации коммерческих усилий, маркетинга, социально-этического маркетинга, маркетинга взаимоотношений.

Виды маркетинга. Маркетинг в отдельных отраслях и сферах деятельности. Цели использования маркетинга. Принципы маркетинга. Технология реализации концепции маркетинга. Комплекс маркетинга.

Актуальность применения маркетинга на предприятиях Республики Беларусь. Правовые основы маркетинговой деятельности в Республике Беларусь. Законы Республики Беларусь «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О товарных знаках и знаках обслуживания».

Тема 3. Маркетинговая среда

Понятие маркетинговой среды. Макросреда, мезосреда и микросреда маркетинга. Контролируемые и неконтролируемые факторы маркетинговой среды.

Внешняя маркетинговая среда. Факторы, определяющие макросреду предприятия. Характеристика демографических, экономических, природных, научно-технических, политико-правовых и социально-культурных факторов. Внутренняя маркетинговая среда и характеристика ее составляющих. Элементы микросреда предприятия.

Маркетинговая среда в Республике Беларусь.

Тема 4. Информационное обеспечение маркетинга

Сущность и содержание маркетинговой информации и информационного обеспечения маркетинга. Роль маркетинговой информации в деятельности организации. Классификации маркетинговой информации. Принципы формирования и использования маркетинговой информации.

Понятие и элементы маркетинговой информационной системы предприятия. Источники внутренней маркетинговой информации. Источники внешней маркетинговой информации. Обзор источников маркетинговой информации в Республике Беларусь.

Тема 5. Маркетинговые исследования

Сущность и содержание маркетинговой информационной системы. Методологические основы и алгоритм маркетинговых исследований.

Кабинетные и полевые исследования, их преимущества и недостатки. Виды, источники методы сбора маркетинговой информации.

Опрос как метод сбора первичной маркетинговой информации. Классификация опросов. Анкетирование как форма опроса, Интервьюирование как форма опроса. Разработка инструментария опроса (анкеты или бланка интервью). Экспертные методы. Панельные методы исследования. Метод фокус-группы. Проективные методики при проведении опросов. Преимущества и недостатки опроса как метода маркетинговых исследований.

Наблюдение как метод сбора первичной маркетинговой информации. Виды наблюдений. Преимущества и недостатки наблюдения как метода маркетинговых исследований.

Эксперимент как метод сбора первичной маркетинговой информации. Виды экспериментов. Преимущества и недостатки эксперимента как метода маркетинговых исследований.

Проблемы и перспективы применения информационных технологий в маркетинговых исследованиях Использование интернет-ресурсов в маркетинговых исследованиях.

Практическая реализация маркетинговых исследований в организации.

Концепция маркетингового исследования организации. Отбор источников информации, сбор, анализ и интерпретация маркетинговой информации. Представление результатов исследования: структура и содержание отчета о маркетинговом исследовании. Использование материалов маркетингового исследования для обоснования принимаемых решений.

Понятие информационной безопасности. Технические и правовые методы защиты маркетинговой информации.

Тема 6. Сегментация рынка

Маркетинговое понимание рынка. Подходы к классификации рынков. Рынок продавца и рынок покупателя.

Понятие конъюнктуры рынка. Факторы, определяющие конъюнктуру рынка. Оценка и прогнозирование конъюнктуры рынка.

Емкость рынка. Методы оценки емкости рынка. Доля рынка. Оценка конкурентоспособности предприятия по показателю доли рынка.

Сущность и роль сегментации рынка. Процесс сегментации рынка.

Основные признаки сегментации рынка потребительских товаров: географические, демографические, социально-экономические, психографические и поведенческие.

Признаки сегментации рынка товаров производственного назначения: описательные и поведенческие. Особенности сегментации рынка услуг.

Выбор целевого рынка. Недифференцированный (массовый), дифференцированный и концентрированный маркетинг.

Сущность и задачи позиционирования. Основные подходы к позиционированию товара, торговой марки, организации на рынке.

Наши рекомендации