Лекция 4. Комплекс маркетинга
Комплекс маркетинга – это совокупность управляемых параметров маркетинговой деятельности компании, манипулируя которыми она старается наилучшим образом удовлетворить потребности целевых рынков. Наиболее обоснованной и чаще применяемой на практике является концепция комплекса маркетинга, которая называется "4P". Данная концепция включает 4 составляющих:
1) Продукт (товар)
2) Цена
3) Система распределения
4) Продвижение
Продукт– это все то, что предлагается на рынке, с целью привлечения внимания, ознакомления, потребления или иного использования и что может удовлетворять нужды и потребности потребителей. Как только продукту назначена цена и он поступил на рынок, он становится товаром. В качестве товаров могут выступать различные материальные объекты, предметы, а также нематериальные – информация, идеи и т.д. Специфическим товаром является услуга. Под услугой будем понимать деятельность, способ удовлетворения потребностей предлагаемых на рынке.
Цена – определенная денежная сумма, запрашиваемая за продукт, то есть товар или услугу или данную категорию определяют как сумму тех ценностей которые потребитель отдает в обмен на право обладать или использовать данный продукт.
Ценовая конкуренция – это конкурентная борьба посредством изменения цен на товары. Прежде чем объявить «ценовую войну», нужно очень тщательно оценить запас «экономической устойчивости» у себя и у конкурентов. Если же конкурирующие организации находятся в примерно равных условиях, то «ценовая война» не просто расточительна, но и бессмысленна.
При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается – при этом на первый план выступают свойства товара, престижность его марки, уровень сервиса, другие факторы окружения продукта.
На величину цены оказывают влияние внутренние и внешние факторы.
К числу внутренних факторов относятся цели организации и маркетинга, стратегии по отношению к отдельным элементам комплекса маркетинга, издержки, организация ценообразования.
Возможными общими целями организации, влияющими на политику ценообразования, являются цели выживания и развития.
Основными целями ценовой политики являются:
1. Обеспечение существования фирмы на рынках.
2. Максимизация прибыли.
3. Максимальное расширение оборота.
4. Оптимальное увеличение сбыта.
5. «Снятие сливок» благодаря высоким ценам.
6. Лидерство в качестве.
Применяется три варианта способа установления цены:
1. Ориентация на собственные затраты.
2. Ориентация на спрос.
3. Ориентация на цены конкурентов.
Методы расчета цен очень разнообразны. Существуют затратные, рыночные и экономические методы ценообразования:
Затратные методы:
1. Метод «издержки плюс».
2. Метод минимальных затрат.
3. Метод ценообразования с повышением цены посредством надбавки к ней.
4. Метод целевого ценообразования.
Рыночные методы:
1. Метод текущей цены.
2. Метод «запечатанного конверта».
Экономические методы:
1. Метод удельных показателей.
2. Метод регрессионного анализа.
3. Балловый метод.
4. Агрегатный метод.
Система распределения – это всевозможная деятельность по приближению товара и права собственности на него конечному потребителю. Пути, по которым происходит движение между производителем и потребителем называются каналами распределения. Одни каналы довольно просты, расстояние от производителя до потребителя в них невелико, другие имеют сложную структуру, состоящую из множества людей и организаций.
Для того, чтобы конечные потребители смогли приобрести товары потребителя, большинство поставщиков в условиях рынка прибегают к услугам посредников. В совокупности реализации продукции посредники образуют маркетинговый канал.
Одни посредники – оптовые и розничные торговцы – покупают товар у производителей, приобретая право собственности, и перепродают его. Другие – брокеры, представители производителя, торговые агенты – вступают в контакты с потребителями от имени поставщика. Третьи, такие как транспортные компании, оптовые склады, банки, рекламные агентства, принимают логистическое участие в процессе распределения товаров, но не получают ни прав собственности на них, ни прав заключения товарных сделок, имея доход от оказываемых услуг.
Посредники – это «инструменты» для создания трех форм полезности: места, времени и приобретения. Функции посредников:
1. Предоставление торговых услуг.
2. Обеспечение информацией о рынке.
3. Отбор, стандартизация и расфасовка товаров.
4. Хранение товаров на складах.
5. Доставка товаров к местам продажи.
6. Распределение риска.
7. Финансирование производителей.
8. Облегчение покупки.
Канал распределения – это путь, по которому товары движутся от производителей к потребителям. Члены канала выполняют очень важные функции:
1. Исследовательская работа – сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена;
2. Стимулирование сбыта – создание и распространение увещевательных коммуникаций о товаре;
3. Установление контактов;
4. Приспособление товара – подгонка его под требования потребителей;
5. Проведение переговоров;
6. Организация товародвижения;
7. Финансирование-изыскание и использование средств для покрытия средств для покрытия издержек по функционированию канала.
Продвижение – это всевозможная деятельность по распространению сведений о достоинствах товара до потребителя и стимулированию желания его купить. Роль продвижения заключается в налаживании коммуникаций с отдельными личностями, группами людей и организациями с помощью прямых (реклама) и косвенных (интерьер банка) средств с целью обеспечения продаж. При налаживании коммуникаций надо знать на какой стадии принятия продукта находится потребитель и какой информацией он преимущественно пользуется. Налаживание эффективных маркетинговых коммуникаций осуществляется в следующей последовательности: идентифицируется целевая аудитория; определяется ее желаемая ответная реакция, которая в большинстве случаев предполагает покупку; определяются цели коммуникационной компании; разрабатывается коммуникационное сообщение; выбираются коммуникационные каналы; определяется лицо, которое делает сообщение; устанавливается обратная связь с целевой аудиторией; разрабатывается общий бюджет продвижения; выбираются методы продвижения и оценивается эффективность коммуникационной деятельности.