Упражнение 33. Ваш психологический CV

В табл. 19 впишите 10 наиболее эмоционально значимых для вас событий, произошедших за последние 5 лет. Это могут быть завершенные события, например свадьба, увольнение и т.д., или продолжающиеся (конфликт интересов с партнером).

По возможности, укажите дату каждого события.

Отметьте, актуально (А) или неактуально (НА) для вас это переживание на настоящий момент.

В четвертом столбце кратко опишите, как событие повлияло на ваше: 1) физическое самочувствие/эмоции; 2) работоспособность; 3) отношения и 4) представления о будущем.

Оцените событие, ориентируясь на Шкалу рейтинга социальной приспособляемости (приложение 6).

Опишите, как вы справились с этой ситуацией?

Какие вы сделали выводы на основе этого опыта?

Упражнение 33. Ваш психологический CV - student2.ru

2. Поймать волну

Если сумма баллов (столбец 5), которыми вы оценили события вашей жизни за последний год, 500 и более, будьте осторожны, вы переживаете значительную стрессовую нагрузку, которая может вызывать слабость, утомляемость, раздражительность, тревожность, снижение настроения, головокружения, бессонницу или сонливость и т.д. Вам необходим отдых.

Если какие-то события остаются активными слишком долго, нужно ответить себе на следующие вопросы:

Зачем я консервирую ситуацию? Что мне это дает? Чем я за это расплачиваюсь? (Синдром Титаника.)

Что будет, если я решу оставить ситуацию в прошлом и двигаться дальше? Что мне это даст? Чем придется поплатиться?

Если вам не нравятся выводы, которые вы вынесли из своего опыта, и их влияние на вашу жизнь, помните, что вывод всего лишь идея, ваша мысль. А вы ведь можете и передумать. В этом вам способны помочь следующие вопросы:

Как влияет ваш вывод на повседневную жизнь?

Что полезного в таком выводе?

От чего он вас оберегал или по-прежнему оберегает?

Какие другие выводы можно сделать из полученного опыта?

Как новые идеи могут повлиять на вашу жизнь?

Что вы думаете о результатах своих наблюдений?

3. Кататься

Действуйте!

Упражнение 33. Ваш психологический CV - student2.ru

Волны жизни

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел,

Кто постепенно жизни холод

С летами вытерпеть умел;

Кто странным снам не предавался,

Кто черни светской не чуждался,

Кто в двадцать лет был франт иль хват,

А в тридцать выгодно женат;

Кто в пятьдесят освободился

От частных и других долгов,

Кто славы, денег и чинов

Спокойно в очередь добился,

О ком твердили целый век:

N.N. прекрасный человек.

А.С. Пушкин. Евгений Онегин

Каждая ступень жизни дает уникальные возможности раскрытия и созревания. Увы, каждое новое обретение на этом пути требует расставания с чем-то устаревшим, но оттого не менее дорогим.

Невзирая на нашу индивидуальную неповторимость, мы все ощущаем время внутри нас. Оно дает о себе знать физически и эмоционально, в новом опыте, навыках, ограничениях и перспективах.

Мы часто не справедливы ко времени, потому что оно отмеряет конечность того, что мы любим. Как разглядеть заботливого проводника и учителя в безжалостном Хроносе[25]?! В том самом, который старит и покрывает морщинами наше некогда гибкое и чувственное, полное сил тело, чтобы позднее обратить его в прах.

1. Заметить волну

Мы боимся времени и прячемся от него в свои воспоминания или мечты. Одни в свои 4050 отчаянно стремятся остановить часы, вернуть молодость, разгладить морщины и наслаждаться беззаботностью. Результат разрушенная репутация, проблемы в семье, раздражение и неудовлетворенность.

Другие в свои 25 считают себя суперпрофи, требуют высокую зарплату и не могут простить ни себе, ни окружающим отсутствие должного уважения, мировой славы и солидной суммы на счету. Разочарование обычная плата за такое забегание вперед.

Третьи заблудились между детством и взрослостью, ввергая окружающих в недоумение непоследовательностью своих слов и поступков.

И лишь немногие переступают страх и, признав его величество Время, наслаждаются всей полнотой своей жизни здесь и сейчас. Они извлекают пользу из опыта ошибок и радости побед, придумывают себе будущее и создают его шаг за шагом.

Какие чувства у вас связаны с вашим возрастом?

Если вы предпочли бы другой возраст, то какой?

Какие чувства у вас связаны с этим возрастом?

2. Поймать волну

Каждому овощу свое время.

Пословица

Вы знаете из личного опыта, опыта родителей и друзей, что на разных этапах жизни человека интересуют и мотивируют разные вещи. Понимание этого помогает распознать собственные и чужие устремления и может стать основой внутреннего комфорта.

Итак, если все идет хорошо, то:

В 2 года все новое вызывает восторг и приковывает ваше внимание, будь то рулон туалетной бумаги, таракан или автомобиль.

В 5 лет вы становитесь разборчивее и ревностно сверяете свой интерес с интересом окружающих.

В 15 лет вы безразличны ко всему, что не подчеркивает вашу ценность, значимость и самостоятельность.

В 20 вы вкладываете свою кипучую энергию во все, что дает возможность получить новый опыт.

В 25 вы ищете партнера и воодушевляетесь всем, что подтверждает и развивает ваш профессионализм.

После 30 вы узнаете ценность стабильных отношений и готовы смириться с сопутствующими трудностями, ищете смысл жизни и применение своим навыкам.

В 40 вы стремитесь создать что-то ценное для людей и ищете подтверждение вечной молодости.

В 5070 вы примирились со временем и ищете тех, кому пригодятся ваша мудрость и опыт. А потом рассказываете поучительные истории своим правнукам.

Наука подтверждает эти наблюдения, а многовековой опыт доказывает, что при всей относительности этих этапов жизни они вполне универсальны и слишком сильное нарушение их приводит к дискомфорту и внутренним конфликтам. Я взял на себя смелость обобщить многочисленные классификации возрастных этапов, их содержание и потребности в табл. 20.

Упражнение 33. Ваш психологический CV - student2.ru

Какие потребности руководят сейчас вашей жизнью?

В чем они проявляются?

Соответствуют ли ваши потребности вашему возрасту?

Что вы можете сделать, чтобы наилучшим образом удовлетворить ваши актуальные потребности и потребности вашего реального возраста?

Какие возможности дает вам этот период вашей жизни?

Какие трудности с ним связаны?

3. Кататься

Если ваши потребности более или менее соответствуют возрасту, просто спланируйте их удовлетворение и действуйте.

Если потребности сильно не совпадают с реальным возрастом, будьте осторожны. Не подавляйте свои желания и в то же время внимательно отнеситесь к потребностям возраста. Постарайтесь связать их, руководствуясь логикой одно помогает другому (см. пример Неужели так трудно понять?).

4. После серфинга

Не относитесь слишком серьезно ни к себе, ни к своему возрасту и время от времени размышляйте об истории своей жизни, о том, какие периоды вы уже успешно прошли и что еще предстоит.

Какие потребности уже удовлетворены?

Развитие каких способностей соответствует тем ценностям, которые актуальны для вас сейчас?

Что это может изменить в вашей жизни?

Дружите и со сверстниками, и с теми, кто старше и младше вас. Задавайте им важные для вас вопросы. Слушайте их. Учитесь у них.

Пример. Неужели так трудно понять?

Регина (40 лет). Она очень красива и ухожена. Однако ее вызывающий стиль подошел бы скорее девочке-подростку, чем опытному и уважаемому юристу. Регина никак не может построить долгосрочные отношения с мужчинами: Мне попадаются только инфантильные идиоты, помешанные на сексе. Ее раздражают осторожные замечания друзей относительно ее внешности: Я заработала уже себе право выглядеть молодо и привлекательно, ярко и оригинально неужели так трудно понять?!

Заметить волну

Едва ознакомившись с таблицей, Регина поняла, что живет в двух мирах:

Меня пугает перспектива старения. Как можно с этим согласиться? Мой ортопед уже сказал мне укоротить каблуки, а семейный врач советует ложиться спать пораньше. Я состоялась как профессионал. Теперь мне хочется создать семью и рожать детей.

Я хочу выглядеть и чувствовать себя сексуальной, как это было в 15, нравиться себе и другим. Возможно, я действительно перестаралась и выгляжу жалко, раздражаю коллег и привлекаю не тех мужчин, с которыми можно строить семью и рожать детей.

Поймать волну

Пообщавшись с подругами (теми самыми, чьи замечания ее раздражали), Регина выработала стратегию:

Наверное, пора из принцессы превратиться в королеву! Зрелая женщина может быть еще более восхитительной. Это предполагает и более здоровый график и более разумные привычки, которые укрепят здоровье и чувство собственного достоинства, станут основой совсем другой зрелой привлекательности. Она подробно разработала несколько вариантов нового имиджа и запланировала поход к стилисту.

Кататься

Регина со свойственной ей энергией занялась выполнением своего плана и быстро превратилась в обворожительную королеву. Она явно наслаждалась новыми ощущениями. В ее жизни появились совсем другие мужчины, и через полтора года она вышла замуж. С тех пор прошло шесть лет, Регина родила двух замечательных детей и уже отмечает признаки нового жизненного этапа.

Упражнение 33. Ваш психологический CV - student2.ru

Что мешает вам ясно видеть свои приоритеты, жить сбалансированно, принимать быстрые и эффективные решения? Что питает сомнения и не позволяет действовать решительно и последовательно? Что заставляет соглашаться на заведомо невыгодные условия и брать на себя совершенно ненужную ответственность? Что забирает ваши силы и драгоценное время, не позволяя сфокусироваться на самом главном? Что подрывает доверие в отношениях и может превратить любую коммуникацию в испорченный телефон? Что не позволяет вам отпустить прошлое и заставляет цепляться за пустые фантазии, упуская реальные шансы здесь и сейчас? Из-за чего вы на самом деле ввязываетесь в конфликты, врете и не можете вовремя остановиться? Что лишает вас достоинства?

Стресс?

Читая эту книгу, соотнося прочитанное со своим опытом, в чем-то мысленно соглашаясь или споря со мной, вы, скорее всего, уже убедились в том, что стресс штука полезная. А значит, вы больше не тратите время и силы на то, чтобы жаловаться, пытаться избавиться от него, подавить его или управлять им.

Возможно, вы уже попробовали прокатиться на своем стрессе. Если все получилось, вас переполняет вдохновение. И даже если что-то пошло не так, вы уже видите в этом новую волну и не упустите возможность ее поймать. Азарт просто не позволит вам остановиться. Вы будете снова и снова тренировать свои базовые навыки, оттачивая их до совершенства и автоматизма, чтобы почувствовать себя увереннее и решать все более сложные задачи.

Теперь, сталкиваясь со стрессом, вы с интересом следите за своими реакциями. Эмоции, сбивавшие вас раньше с толку, теперь ясны, как указатели на автостраде. Они помогают вам понять собственные устремления, подстрекают азартно искать нестандартные решения и решительно воплощать их.

Так, увлеченно и играючи катаясь на волнах собственной жизни, вы шаг за шагом формируете свой уникальный стиль. Каждая волна бросает вам вызов. Каждая из них дает уникальный шанс и никогда не повторится. Каждая может подарить вам лучшее мгновение в вашей жизни. Ищите свою волну!

Когда жизнь предлагает вам лимоны, вы делаете лимонад. А когда в жизни случается ураган, вы идете кататься на волнах.

Джон Форман[26]

Упражнение 33. Ваш психологический CV - student2.ru

Упражнение 33. Ваш психологический CV - student2.ru

Приложение 1

ФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА

Стрессовую реакцию регулируют нервная и эндокринная системы.

Нервная система

Нервная система состоит из периферического и центрального отделов.

Периферический отдел объединяет нервные пути, которые, подобно телефонным проводам, передают мозгу информацию от пяти органов чувств и рецепторов тела и сообщают его команды мышцам, железам, сосудам и т.д.

В периферическом отделе выделяют симпатическую и парасимпатическую системы, которые регулируют основные функции жизнеобеспечения (кровообращение, пищеварение, температуру тела, дыхание и т.д.). Они работают как газ и тормоз в автомобиле и не зависят от прямых волевых усилий. Оно и понятно: выживание слишком важно, чтобы доверить его нашему сознанию. Поэтому эта часть нервной системы называется автономной.

Чтобы нажать на газ и подготовить организм к быстрому физическому действию (табл. 21), в синапсах симпатической нервной системы выделяются адреналин (А) и норадреналин (НА). Их эффект быстр и краткосрочен (длится секунды), поэтому, если повторно не жать на газ, обороты быстро спадают и включается тормоз (это первая короткая волна стресса).

Парасимпатическая нервная система контролирует расслабление (замедление сердцебиения, снижение вентиляции легких, мышечного тонуса и т.д.), сохранение и восстановление энергии, рост клеток. Эти процессы управляются стволом мозга через блуждающий нерв и выделение ацетилхолина, снижающего метаболизм и восстанавливающего баланс.

Упражнение 33. Ваш психологический CV - student2.ru

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из трех уровней (рис. 21).

Упражнение 33. Ваш психологический CV - student2.ru

1. Вегетативный уровень автопилот мозга, управляет основными процессами жизнеобеспечения в организме без участия сознания.

На этом уровне находится ствол мозга . Он регулирует дыхание, биение сердца и тонус сосудов. Здесь же расположена ретикулярная формация , отвечающая за возбудимость ЦНС, изменение уровня сознания, бодрствования, сна, эмоций, вегетативных функций и целенаправленных движений.

2. Лимбический уровень центр эмоционального контроля. Здесь находятся железы, управляющие балансом в организме и цепной реакцией при стрессе.

А. Таламус это ворота, через которые в мозг поступает информация о чувствах и ощущениях всего тела.

Б. Гипоталамус и гипофиз контролируют эндокринные механизмы стресса. Здесь же находятся центры аппетита и температуры тела, боли и удовольствия. Столь близкое расположение обеспечивает взаимозависимость этих центров и гормональных реакций. Например, уменьшение голода при повышении температуры тела или волнениях.

При опасности гипоталамус:

активирует автономную нервную систему;

стимулирует секрецию адренокортикотропного гормона (АКТГ), активирующего работу коры надпочечников;

производит антидиуретический гормон (АДГ), повышающий кровяное давление;

стимулирует щитовидную железу выделять тироксин, усиливающий обменные процессы и выделение энергии.

В . Миндалевидное тело отвечает за эмоциональную память (McEwen, 2002), особенно за страх. Нарушение его работы предположительно связано с беспокойством, аутизмом, депрессией, посттравматическим шоком и фобиями.

Вместе с гиппокампом миндалевидное тело формирует осознанные воспоминания об эмоциональных событиях.

Г . Гиппокамп богат рецепторами, воспринимающими глюкокортикоиды, особенно кортизол (McEwen, 2002), способствующий формированию памяти. Однако длительное воздействие кортизола разрушает клетки гиппокампа, снижая память и ухудшая способность к обучению. Люди с уменьшенным объемом гиппокампа больше подвержены возникновению посттравматического стрессового расстройства.

Наши рекомендации