Роль взрослого и игрушки в организации контактов между детьми первого года жизни
Выше мы уже анализировали поведение детей в зависимости от таких трех объектов, как взрослый, сверстник и игрушка. В результате этого анализа было установлено, что взаимодействие ребенка с каждым из них имеет свои специфические особенности. Здесь мы хотим выяснить, какое влияние оказывают взрослый (в данном случае экспериментатор) и игрушка на взаимодействия сверстников. Для этого мы изучали поведение детей в различных экспериментальных ситуациях, объединенных нами в три группы. Напомним, что в первую группу включены только контрольные пробы, когда дети находились в одном манеже, предоставленные сами себе. Во второй группе опытов (II—IV серии) контакты младенцев опосредствовались игрушкой. В третьей группе (V—VII серии) взрослый организовывал контакты сверстников. Таким образом, анализировались три ситуации: ребенок — ребенок, ребенок — игрушка -г- ребенок и ребенок — взрослый — ребенок.
Контрольные пробы, в которых создавалась ситуация ребенок — ребенок, показали, что дети первого года жизни довольно часто вступают во взаимодействие друг с другом. Результаты этих проб считались фоновыми и условно принимались нами за 100 %.
Полученные материалы свидетельствуют о том, что характер и интенсивность контактов между сверстниками заметно изменялись в зависимости от экспериментальной ситуации. По нашим данным, введение в ситуацию взаимодействия детей игрушки в 2 с лишним раза уменьшало привлекательность сверстника, т.' е. при «чистом общении» интенсивность контактов между ровесниками в среднем для всего первого года жизни равна 40,2 балла, а в опытах с игрушками она составляла всего 17,8. Установленные различия между этими двумя ситуациями статистически значимы при р^0,05. Взрослый, разными способами организовывавший контакты ровесников, заметно увеличивал интерес детей друг к другу. В целом по третьей группе опытов интенсивность контактов между детьми равна 51 баллу. Сопоставление этих данных с фоновыми (40,2 балла) также обнаружило значимые различия при р^0,05.
С помощью рис. 1 проиллюстрируем, как ведут себя дети со своими сверстниками в каждой экспериментальной ситуации, а затем сравним с результатами контрольных проб контакты младенцев, отмеченные в опытах с игрушками и организующими воздействиями взрослого. Из рисунка явствует, что менее всего дети замечали партнера во II серии, когда после демонстрации взрослый помещал игрушку между младенцами. В этой пробе по сравнению с контрольной интенсивность взаимодействия сверстников уменьшалась на 66,5 %, а в среднем для ситуации ребенок — игрушка — ребенок — на 50,8 %. Наибольшую интенсивность контактов между сверстниками мы зафиксировали при визуальной демонстрации 50
Рис. 1. Поведение ребенка 1-го года жизни со сверстниками в зависимости от экспериментальной ситуации
взрослым одного из партнеров. Они составили 143 %. В среднем для ситуации ребенок — взрослый — ребенок по сравнению с фоновыми пробами контакты между сверстниками возрастают до 127%.
Наши наблюдения выявили: если перед ребенком стоит дилемма, кого выбрать в качестве объекта для взаимодействия, то он непременно остановится на игрушке, так как для детей этого возраста она в некотором отношении интереснее сверстника. Игрушка предоставляет детям больше возможностей для активных манипуляций, и они охотно ею действуют. В ситуации ребенок — игрушка — ребенок дети замечали партнера лишь в том случае, если сверстник сильно размахивал своей игрушкой или когда терял ее. Именно тогда ребенок начинал наблюдать за действиями сверстника. Иногда у него появлялось подражание манипуляциям партнера с игрушкой. Из трех серий опытов, составивших данную ситуацию, наибольшая интенсивность контактов между ровесниками зафиксирована в IV серии, где взрослый вручал всем участникам эксперимента одинаковые игрушки и тем самым как бы создавал наилучшие условия для подражания и сотрудничества. Но в этой же серии чаще, чем в других - возникали конфликты, поскольку игрушка сверстника (особенно во втором полугодии жизни) "казалась привлекательнее, нежели собственная.
Сравнение взаимодействия младенцев в ситуации ребенок —
взрослый — ребенок обнаружило, что среди трех серий этой группы
опытов проба с визуальной демонстрацией младенца партнерам оказалась самой насыщенной контактами. Интенсивность контактов
между детьми возросла на 43 % по сравнению с контрольной
серией (см. рис. 1). Менее содержательные контакты, среди которых
насчитывалось много отрицательно окрашенных действий, зафиксированы в пробах с организацией взрослым физических контактов
(прикосновений). В них интенсивность взаимодействия сверстников
увеличилась на 14,4 %, а в опытах, где организовывались эмоциональные контакты типа ласки, интерес младенца к партнеру возрос на
23,1 %.
Наши материалы свидетельствуют, что взрослый оказывает заметное влияние на взаимодействия сверстников. Вмешательство экспериментатора в контакты детей увеличивало их количество и интенсивность, в то время как игрушка разрушала и уменьшала их. Эта зависимость сохраняется во всех возрастных группах. Но самые маленькие наши испытуемые, обращали на сверстника больше внимания в контрольных пробах, а не в организованных взрослым, во время которых они проявляли большую заинтересованность в самом взрослом.
Качественный анализ состава действий ребенка по отношению к равному партнеру выявил, что на первом году жизни сверстник привлекает внимание младенцев в тех случаях, когда нет других, более ярких впечатлений. Даже игрушка ослабляла интерес, отвлекала внимание детей друг от друга и заметно сужала репертуар действий младенцев, обращенных к ровеснику. Подобная картина . характерна для детей всех возрастных групп и свидетельствует о том, что отношение к ровеснику как к субъекту у младенцев непрочно и сравнительно легко вытесняется их устремленностью к предмету.
Однако к концу года мы констатировали отдельные случаи, когда игрушка увеличивала привлекательность сверстника, обладающего ею. Иногда она становилась поводом для взаимодействия партнеров и своего рода сотрудничества между ровесниками: у них появлялось стремление к воспроизведению манипуляций с предметами, совершаемых партнерами, тенденция к совместному рассматриванию игрушки и т. п. В то же время возрастала частота конфликтов между детьми из-за стремления к обладанию одним предметом.
Анализируемые данные красноречиво свидетельствуют о том, что под влиянием взрослого заметно возрастает интерес младенцев к экспонируемому ребенку. Во время экспозиции малыши редко оставляли без внимания демонстрируемого ребенка, а по ее окончании чаще всего вступали во взаимодействие именно с теми детьми, которые презентировались взрослым. Для ребенка первого года жизни взрослый выступает центральной фигурой и образцом взаимодействия со сверстниками. Мы наблюдали, как в конце года после 52
демонстрации сверстника у детей появлялись воспроизведения прикосновений, ласковых похлопываний и Других действий, которые выполнялись ими с помощью взрослого. Обсуждаемые факты подтверждают высказанную ранее мысль: взрослый способен помочь детям поддерживать взаимодействия и видеть друг в друге равное себе существо.