Исследование контактов младенцев в советской и зарубежной психологии

Контакты ребенка со сверстниками обычно начинают исследовать только с двух-трехлетнего возраста. Общение младенцев практи­чески никем не изучалось. Между тем психологическое наблюдение за детьми первого года жизни открывает уникальную возможность увидеть истоки коммуникативной деятельности сверстников, а также проследить предысторию их общения и основы более сложных и трудных для анализа форм взаимодействий детей последующих возрастных периодов.

Отметим, что взаимодействия детей первого года жизни впервые привлекли внимание не психологов, а представителей школы нор­мальной физиологии и педагогики раннего детства, создателем которой был Н. М. Щелованов. Разрабатывая и уточняя методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в детских учреждениях, исследователи данного направления выделили социальное поведение детей как самостоя­тельную линию их развития (Н. М. Аксарина, 1977; С. М. Кривина, Э. Л. Фрухт, 1975), разработали критерии определения уровня общения детей между собой с 3 мес и до конца первого года жизни ребенка (Г. В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э. Л. Фрухт, 1979).

Авторы экспериментально установили, что у детей уже в 3—5 мес возникают первые контакты друг с другом. Некоторые исследова­тели данного направления квалифицируют эти контакты как прояв­ления общения у младенцев, выражающиеся в интересе и удоволь­ствии при наблюдении за своими ровесниками. В основе общения младенцев лежит специфический интерес друг к другу (Э. Л. Фрухт, Н. В. Щукина, 1975). Взаимодействия детей старше 8—9 мес, имею­щие характер эмоциональных положительных проявлений, авторы считают первой формой социального контакта.

В ряде работ высказывается мнение о том, что развитие общения младенцев зависит от уровня психического развития, характера общения со взрослым и общей организации бодрствования детей, но специальных исследований, посвященных этим вопросам, вы­полнено не было. Так, Г. М. Лямина (1957) и А. Н. Модина (1971) указывают на то, что общение детей на первом году жизни по мере их взросления интенсифицируется под влиянием овладения малыша­ми разнообразными умениями. В работе И. М. Кононовой (1968),

посвященной установлению факторов формирования голосовых ре­акций у детей младенческого возраста, имеются сведения о том, что вид сверстника вызывает у младенца обильные голосовые про­явления, более выразительные и интенсивные, чем игрушка. Неко­торые авторы придают решающее значение влиянию взрослого на взаимодействия младенцев. Многие педагоги-исследователи реко­мендуют специально организовывать положительные контакты меж­ду младенцами (М. Ю. Кистяковская, С. М. Кривина, 1965; С. М. Кривина, Э. Л. Фрухт, 1975; А. И. Мышкис, 1978; Э. Л. Фрухт, 1976).

Обобщая позиции представителей школы нормальной физиоло­гии и педагогики раннего детства, можно сказать, что первые кон­такты младенцев представляются им актами общения, в основе которых лежит специфический интерес детей друг к другу. Данную точку зрения на контакты детей первого года жизни разделяют и некоторые педиатры и психиатры (В. Е. Каган, 1981; А. Кемпински, 1975; Б. Спок, 1971; и др.).

Иначе подходят к оценке контактов у младенцев психологи, изучающие генезис общения (С. В. Корницкая, 1977; М. И. Лисина, Л. Н. Галигузова, 1979, 1980; Л. М. Царегородцева, 1983). С. В. Кор­ницкая в первом собственно психологическом исследовании кон­тактов детей младенческого возраста (1977) пришла к следующему выводу: существующее между маленькими детьми взаимодействие побуждается не интересом их друг к другу и не особой потребностью в общении со сверстниками. По ее мнению, сверстник, имеющий черты, объединяющие его со взрослыми людьми, для младенца — источник интересной информации, благодаря которому создаются поводы для развития предметно-практической деятельности. Однако ровесник не является для ребенка объектом особой потребности. С. В. Корницкая считает, что контакты младенцев носят особый характер, которые нельзя определить как общение.

Знакомство с зарубежными исследованиями по психологии мла­денчества показывает, что наиболее широко распространены тео­рии, выдвинутые в рамках психоаналитического подхода, и взгляды, сформулированные в традициях поведенческой психологии. Анализ работ этих направлений свидетельствует о том, что очень ограни­ченно число исследований, в которых обращается внимание на взаимодействия младенцев между собой и тем более решается вопрос, общаются ли младенцы. Так, в рамках необихевиористского направления мы встречаем высказывания, из которых явствует, что дети первого года жизни вообще не способны взаимодейство­вать между собой (Y. Becker, 1977; W. Bronson, 1975; С. Garvey, 1977; Е. Mueller, Т. Lucas, 1975; С. Eckerman et al., 1975, 1977). Вероятно, поэтому в работах необихевиористов к наблюдениям при­влекаются дети не моложе 9—10 мес. К. Гарви объясняет такое положение убежденностью психологов в том, что «младенцы чело­века и приматов в норме не воспитываются в группе, в отличие от 34




щенят или котят, и, по-видимому, не способны взаимодействовать со сверстниками ранее того, как их отнимут от груди, научат пере­двигаться и использовать систему коммуникаций, присущую их виду» (С. Garvey, 1977, р. 23).. Поэтому в опытах, проводимых предста­вителями поведенческой психологии, младенцы обычно находятся на коленях у матери или возле нее, откуда, как отмечают исследо­ватели, с интересом и видимым удовольствием наблюдают за дру­гими детьми. Попытки экспериментатора организовать между ними привлекательную для этой поры детства игру с предметами приво­дят к ссорам, конфликтам между испытуемыми и быстрому рас­паду контактов из-за нестабильности поведения каждого из парт­неров. Таковы те немногие сведения, которые отмечены нами в рабо­тах ученых-необихевиористов. Наиболее часто у этих авторов встре­чается мысль о невозможности контактов между детьми первого года жизни независимо от взрослых и вне связи с ними.

Контакты младенцев в рамках психоаналитического направле­ния в психологии почти не рассматриваются, хотя именно в этой концепции впервые в нашем веке была сделана попытка преодолеть подход к ребенку как к изолированному существу и предпринято изучение взаимодействия младенца с другими людьми. Тем не менее в исследованиях, посвященных проблемам привязанностей детей к окружающим людям, встречаются высказывания о том, что между детьми младенческого возраста возможны контакты, так как мла­денцы воспринимают сходство ровесников с людьми старшего воз­раста (Y. Bowlby, 1969; J. Gibson, 1978; J. Dunn, 1977). Говоря о сходстве и даже компенсаторных и взаимодополняющих отноше­ниях между двумя сферами общения у младенцев и у детей более старшего возраста, представители психоаналитической психологии подчеркивают количественные, а не качественные различия между ними.

Совершенно очевидно, что среди исследователей младенчес­кого возраста нет единства в понимании природы контактов между детьми. Одни считают невозможным существование подобных контактов, другие видят в них полноценные акты общения, лишь количественно отличающиеся от коммуникаций детей более стар­шего возраста, третьи относят их к специфическим взаимодействиям детей, порождаемым потребностью во впечатлениях и активной деятельности.

Неоднородны и теоретические соображения о роли ранних кон­тактов со сверстниками в психическом развитии детей. Некоторые исследователи отстаивают мнение о том, что пребывание в обществе сверстников полезно для развития ребенка (И. С. Кон, 1980; G. М. Кривина, 1977; В. С. Мухина, 1975; Б. Спок, 1971), так как это пребывание обогащает жизнь младенца новыми впечатлениями и эмоциями (Б. Уайт, 1982), способствует быстрому привыканию к условиям детского учреждения (J. Dunn, 1977; Социальная адап­тация детей..., 1980) и подготавливает его к последующему взаимо-

действию с ровесниками (А. Кемпински, 1975). Другие исследователи младенческого возраста, а их большинство, вообще не выделяют среди факторов, влияющих на психическое развитие ребенка, взаимодействия детей в первые месяцы их жизни. А некоторые зарубежные ученые и вовсе считают, что контакты с ровесниками до трехлетнего возраста отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка.

Наши рекомендации