Закономерности развития отрасли. Фазы жизненного цикла
Ситуация в отрасли не является раз и навсегда заданной и подвержена эволюции, что следует учитывать при формировании стратегии. Возможность предвидеть отраслевые изменения является важной для формирования стратегии.
Одной из моделей, которую можно применить для понимания эволюции отрасли, является жизненный цикл, включающий в себя четыре основные фазы: оживление, рост, зрелость и упадок.
На каждом из отрезков уровень конкуренции и перспективы отрасли различны. Следует также учитывать, что:
- длительность стадий различна для разных отраслей и часто неясно, в какой стадии находится отрасль;
- иногда отрасль не следует строго кривой жизненного цикла;
- характер конкуренции, ассоциирующихся с каждой стадией, различается по отраслям.
Пояснение. Преподаватель дисциплины раздает студентам необходимые данные, для экспертной оценки по данному разделу (анализ развития ведущих отраслей сельского хозяйства Свердловской области за последние 3 года).
Вывод:
Таблица 36 – Характеристики стадий жизненного цикла отрасли
Фактор | Стадия жизненного цикла | |||
Рождение (оживление) | Рост | Зрелость | Спад | |
Темп роста | - | Выше темпа роста ВНП | Ниже темпа роста ВНП | Меньше нуля |
Продуктовая линия | Базовая | Разнообразная | Обновленная | Сужающаяся |
Число конкурентов | Возрастающее | Большое и возрастающее | Незначительное (постоянные конкуренты) | Сокращающееся |
Деление рынка | Фрагментарное | Фрагментарное, несколько лидеров | Концентрация | Дальнейшая концентрация |
Стабильность доли рынка | Непостоянная | Позиции лидеров меняются | Закрепившиеся лидеры | Высокая |
Постоянство потребителей | Отсутствует | Некоторое, агрессивность покупателей | Наличие определенных покупательских предпочтений | Высокое |
Стартовые барьеры | Отсутствуют | Достаточно низкие | Высокие | Очень высокие |
Технология | Разработка продукта | Расширение продуктовой линии | Обновление продуктовой линии | Минимально допустимая |
Тема 5. Метод комплексного анализа макро- и микросреды предприятия – SWOT-анализ
SWOT – анализ позволяет быстро оценить стратегическое положение компании. Общий принцип гласит: при разработке стратегии необходимо обеспечить соответствие внутренних возможностей компании (баланса сильных и слабых сторон) внешней ситуации. Стратегия должна быть направлена на максимальное эффективное применение имеющихся у компании ресурсов, использование рыночных возможностей и избежание угроз.
Определение сильных сторон и ресурсного потенциала компании
Под сильными сторонами организации понимаются виды деятельности, в которых компания превосходит конкурентов, или особенности, обеспечивающие ей дополнительные конкурентные преимущества. К сильным сторонам относят:
1. Навыки или опыт (низкая себестоимость продукции, технологические ноу-хау, низкий уровень брака, неповторимый стиль рекламы).
2. Ценные материальные активы (современные производственные мощности или оборудование, право собственности на ценные материальные ресурсы, удобное расположение недвижимости, высокая ликвидность активов).
3. Квалифицированные кадры (опытные работники, хорошие стимулы к работе, передовые знания и интеллектуальный капитал, стремление к знаниям и совершенствованию, надежные менеджеры ключевых направлений).
4. Ценные организационные ресурсы (система контроля качества, передовые технологии, патенты на ключевые элементы изделий, стабильная клиентская база, устойчивое финансовое положение, передовая система управления поставками материальных ресурсов и др.).
5. Ценные нематериальные активы (привлекательный имидж торговой марки, хорошая репутация компании, приверженность покупателей, мотивированная и энергичная рабочая сила).
6. Конкурентные возможности (быстрая разработка и выведение на рынок новых товаров, обширная сеть дилеров, налаженные связи с ключевыми поставщиками, гибкость организационной структуры и др.).
7. Партнерство или совместные предприятия (плодотворное сотрудничество с поставщиками или партнерами, укрепляющее конкурентные позиции компании).
Сильные стороны имеют разную природу. Иногда это специфические навыки или опыт, иногда получаются при объединении нескольких видов ресурсов компании.