Цена как элемент комплекса маркетинга.
Цена (Price) — фундаментальная экономическая категория, обозначающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу продукта. Цена определенного количества продукта составляет его стоимость, поэтому правомерно утверждать про цену как денежной стоимости единицы продукта.
Цена – это важнейший элемент комплекса маркетинга.
Исторически сложилось так, что цена – это основной фактор, определяющий выбор покупателя. Однако надо заметить, что в последнее время на выбор покупателя стали оказывать значительное влияние неценовые факторы: качество товара, реклама, сервис т. д.
Цена – это способность при определении конкурентоспособности товара, учитывающая размер затрат, необходимых для его приобретения и эксплуатации.
Учетная функция или функция учета и измерения затрат общественного труда заключается в том, что цена является денежным выражением стоимости и показывает во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено сырья, труда, иных ресурсов на производство товара, характеризует с какой эффективностью используются ресурсы.
Сущность стимулирующей функции цены выражается в поощрительном или сдерживающем ее воздействии на производство и потребление различных товаров. Цена оказывает стимулирующее влияние на производителя через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению выпуска или потребления тех или иных товаров.
Распределительная (перераспределительная) функция выражается в способности воздействия на перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, регионами страны, социальными группами, иными словами, происходит регулирование доходов отраслей, организаций, населения.
Функция сбалансирования спроса и предложения (балансирующая функция) выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.
Информационная (направляющая) функция выражается в способности донесения до производителей и потребителей информации о затратах на производство, реализацию продукции, доходах и расходах населения и т. д.
Функция цены как инструмента рационального размещения производства. Выражается в способности воздействия на принятие решения о переливе капитала из одной сферы в другую, исходя из ожидаемых результатов бизнеса.
Функция обеспечения доходности производства. Проявляется в стремлении предприятия установить цену на продукцию, обеспечивающую максимум дохода при оптимальном объеме производства данного товара и достигнутом уровне себестоимости.
Классификация цен
· по степени воздействия государства
Свободные цены - свободно складываются на рынке под воздействием спроса и предложения, независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов.
Регулируемые цены - складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействие государственных органов.
Воздействие осуществляется следующими методами: 1) путем прямого ограничения роста или снижения цен, 2) путем регламентации рентабельности, 3) путем установления предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта, 4) путем установления предельных значений элементов цены.
Фиксированные цены - прямо устанавливаются государством в лице каких-либо органов власти и управления. Существуют такие формы фиксирования цен, как: прейскурантные цены, замораживание рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен. Такие цены устанавливаются в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров и т.д.)
· по территории действия
Цена в месте производства продукции. По этой цене товар передается покупателю в том месте, где он был произведен, со всеми правами на него и ответственностью.
Единая цена с включением расходов по доставке. Этот метод установления цены предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей, независимо от их местоположения, с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов
Зональные цены. В соответствии с этим методом определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны.
Цены, определяемые на основе базисного пункта. Согласно этому методу, предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию.
· Классификация цен в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения:
оптовые цены на продукцию промышленности;
цены на строительную продукцию;
закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
тарифы грузового и пассажирского транспорта;
розничные цены;
тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению.
· в зависимости от степени новизны товара
При выпуске на рынок нового товара предприятие или фирма выбирает, как правило, одну из двух альтернативных стратегий - «снятия сливок» или «проникновения на рынок».
Цена «снятия сливок». Согласно этому методу, с самого начала изготовления и появления нового товара на рынке, на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить этот товар по такой цене.
Цена «проникновения (внедрения) на рынок». С помощью этого метода предприятие (фирма) устанавливает значительно более низкую цену по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов. Использование такой цены направлено на то, чтобы привлечь максимальное число покупателей и занять как можно большую долю рынка.
· в зависимости от степени самостоятельности предприятия
По степени самостоятельности предприятия в ценообразовании цены (тарифы) могут быть свободными (самостоятельно устанавливаемыми), договорными (контрактными), регулируемыми и фиксированными.
Свободные цены в рыночных условиях устанавливаются производителем товара (услуги) самостоятельно в соответствии с принятой на предприятии ценовой политикой. Регулятором свободных цен являются только спрос и предложение на товары определенного качества.
Разновидностями свободных цен являются прейскурантные цены и цены каталога (проспекта).
Договорные цены устанавливаются в договоре между продавцом и покупателем по согласованию сторон.
Регулируемые цены могут колебаться в определенных пределах, не превышая заданного уровня. Их номенклатура определяется на государственном (или местном) уровне и по мере развития рыночных отношений постоянно расширяется за счет фиксированных цен.
Фиксированные цены утверждаются государственным местными органами власти как постоянные и действуют на протяжении определенного времени.