Иметь альтернативный сценарий

Что это значит, когда мы говорим о деловой презентации? Это значит, что, как и в

предыдущем пункте, вас могут попросить сократить презентацию (на то может быть много

причин – изменение регламента, появление дополнительного выступающего, перенос вре-

мени отъезда важного участника). Может быть и такое, что вас попросят говорить дольше,

чем планировалось (например, если на одного выступающего стало меньше, нужно дотя-

нуть время до перерыва, перенесено начало неофициальной части). Готовы ли вы к такому

повороту событий? Конечно, вы можете настаивать на том, что презентация будет занимать

столько времени, сколько планировалось. Но это не всегда лучший вариант.

Будьте готовы провести вашу презентацию как за гораздо более короткое, так и за гораздо более продол-

жительное время. Если вы хорошо знаете, о чем говорите, это не составит труда. Готовы

ли вы к тому, что вам придется говорить без поддержки проектора? Вряд ли. А ведь лампа

в нем может перегореть в любую минуту, и на замену уйдут часы или даже дни. Однажды

известный тренер Сергей Кузин перед выступлением узнал, что из-за несогласованности

действий организаторов ему не может быть предоставлен проектор. Сергей не растерялся.

С собой у него была распечатка слайдов в формате А3. Некоторые из них он просто показал

аудитории. Остальное восполнил тем, что записывал или зарисовывал на флипчарте. Ни у

кого не возникло мысли, что в этой презентации чего-то недостает. Готовы ли вы проводить

презентацию без проектора и флипчарта, на свежем воздухе, по сокращенной программе,

без микрофона? Чем больше утвердительных ответов вы дадите на эти вопросы, тем лучше

и увереннее будете себя чувствовать не только на самой презентации, но и перед ней.

Подготовить подарок

Удивительно, но и людям, «у которых все есть», приятно получать даже пустячные

подарки. Начните презентацию с раздачи сувениров. Не обязательно ручек или календа-

рей с логотипом вашей компании. Это может быть что угодно. Важно, чтобы сувенир имел

отношение к теме презентации. Если подарить нечего, неплохим началом может стать ком-

плимент аудитории. А также вполне подойдет сообщение об удивительном факте, которое

подогреет эмоции в зале. Сообщите или покажите что-то, что наверняка вызовет реакцию

аудитории. В историю мирового ракетостроения вошел фон Браун. Вошел тем, что был

одним из разработчиков «Фау-2» – аналога наших «Катюш» во времена Второй мировой

войны. Волею судеб после войны он оказался в Соединенных Штатах. И вошел в историю

мировой риторики уже тем, что практически никогда не получал отказа у Госдепартамента

США в ассигнованиях на свои исследования и практически никогда (за исключением одного

случая) его бюджет не урезали. На вопрос одного журналиста о секрете его презентаций

уже состарившийся фон Браун ответил: «Я всегда брал на свои выступления игрушки». Что

это были за игрушки, остается только догадываться. Забавные сувениры, маленькие ракеты,

образцы топлива, что-нибудь, что участники могли повертеть в руках, поиграть с этим, уне-

сти с собой. Берите и вы игрушки на презентации, даже если вы и не делаете ракет.

Прийти первым

Прийти нужно первым, чтобы участники были «гостями», а вы – «хозяином». Это

позволит вам чувствовать себя увереннее, особенно если вы проводите презентацию не на

своей площадке. Забавно видеть оратора, который влетает в зал и начинает готовиться в то

время, когда там уже сидят люди. Дело даже не в том, что они становятся свидетелями того,

как он ползает с проводами и возится с микрофоном. Этим фактом он закрепляет модель:

«Презентатор – гость, зрители – хозяева». Будьте хозяином в зале. Чувствуйте себя как дома.

Мы поговорили о предварительных мерах. А как сделать так, чтобы чувствовать себя

как дома во время самой презентации?

– Находясь на сцене, прохаживайтесь по ней, стараясь охватить все

пространство. Это укрепляет ваш статус хозяина зала. Обратите внимание,

как ведет себя стеснительный гость в кабинете авторитарного хозяина:

садится на краешек стула, стараясь занять как можно меньше места, сдвигает

колени, кладет свои документы на самый край стола. Совсем другое дело –

хозяин. Он сидит развалясь, на столе везде его вещи. Заметьте, как вы ведете

себя на презентации – как хозяин или как гость?

– Используйте развернутую жестикуляцию: не стесняйтесь указывать

на экран или в зал выпрямленной рукой. Обратите внимание на ваши

ноги. Их необходимо поставить таким образом, чтобы положение тела

было устойчивым. Колени должны быть выпрямленными. Посмотрите, как

проводит презентации большинство. Ноги вместе, а иногда и скрещены.

Положение тела крайне неустойчивое, корпус отклонен назад. Это ясно

указывает на неуверенность презентатора. А что делает аудитория с

неуверенным презентатором? То же, что собачья стая с убегающим в страхе

человеком.

– Смотрите в глаза сидящим в зале. Прячет глаза тот, кто боится

или врет. Надеюсь, во время своей презентации вы не делаете ни того

ни другого. Поддерживайте зрительный контакт с каждым участником. Не

следует сосредоточиваться на тех, кто принимает решение: для вас все

должны быть равны. Помните, что чаще всего из поля обзора выпадают

фланги (крайние места слева и справа) и галерка (последние ряды). Уделите

им больше внимания, обращайтесь непосредственно к людям, сидящим в

этих частях зала. Подобная инвестиция всегда окупается.

– Постоянно напоминайте себе: «Я – хозяин этой презентации».

Наши рекомендации