Исследование потенциального спроса на колготки
Рынок колготок сформировался окончательно в течение последних 10–15 лет, значительно потеснив при этом чулки. Демографически рынок ограничен возрастами от 14 (15) до 65 лет. Чулки являются потенциальным и пока единственным товаром, способным заменить колготки, конкурировать с ними. Но в силу особенностей предпочтения покупателей, практического отсутствия необходимых сопутствующих предметов они в данное время не могут считаться товаром–заменителем колготок. Других подобных товаров нет и пока не предвидится. Основные технологические особенности колготок существенно не изменятся. Ведущими направлениями конкуренции будут: качество крашения и соответствие цвета требованиям рынка (моде), цена, а также качество и оригинальность упаковки и рекламы. То есть в существующих границах Ростовской области и Северного Кавказа конкуренция будет усиливаться с увеличением производственных мощностей, общим повышением среднего уровня технологий изготовления, ростом эффективности маркетинговой политики и объемов импортных поставок.
В настоящее время на российском потребительском рынке имеется ряд особенностей. В силу политической, экономической и социальной нестабильности, он находится в неустойчивом положении. Наметились сдвиги, связанные с постепенным исчезновением прежних социальных групп и постепенным формированием новых, определяющих особенности покупательского поведения. Резко упал уровень жизни, а следовательно, и покупательная способность широких слоев населения. Это характерно и для г. Ростова-на-Дону, в частности для рынка эластичных колготок.
Годовая потребность (емкость) рынка г. Ростова-на-Дону (средняя оценка на основе данных 1992–1993 гг.) была оценена следующим образом (табл.1):
Таблица 1
Возраст (лет) | Количество покупательниц в каждой возрастной группе (по скорректированным данным переписи 1989 г. (тыс. чел.) | Среднегодовая потребность одной покупательницы в колготках (пар) | Годовая потребность (тыс. пар) |
от 14 до 34 | 12,5 | ||
от 35 до 49 | 12,0 | ||
от 50 до 65 | 8,0 | ||
от 14 до 65 | 11,1 |
В табл. 2 приводятся подобные данные для рынка Ростовской области:
Таблица 2
Возраст (дет) | Количество покупателей в каждой возрастной группе (тысяч чел.) | Среднегодовая потребность покупателей, (пар) | Годовая потребность (тысяч пар) |
от 14 до 34 | 12.5 | ||
от 35 до 49 | |||
от 50 до 65 | |||
от 14 до 65 | 11,1 |
В табл. 3 приводятся данные по емкости рынка Северо-Кавказского региона:
Таблица 3
Возраст(лет) | Количество покупателей в каждой возрастной группе (тыс. чел.) | Среднегодовая потребность покупателей, (пар) | Годовая потребность (тысяч пар) |
от 14 до 34 | 12.5 | ||
от 35 до 49 | |||
от 50 до 65 | |||
от 14 до 65 | 11,1 |
Дальнейшего развития, связанного с увеличением потребления, в ближайшие годы не ожидается. Наоборот, возможно его некоторое снижение. Это будет связано с действием двух факторов.
Первый – уменьшение количества покупательниц – жителей города вследствие естественной убыли, о чем свидетельствуют следующие прогнозные данные (табл. 4):
Таблица 4
Видно, что при некотором снижении общей численности основных покупателей эластичных колготок уменьшается доля покупательниц молодого возраста и несколько увеличивается доля покупательниц более старшего возраста. Так, при средней годовой потребности в 1993–1994 гг., равной 4220 тыс. пар, в 1995–1999 гг. ожидается потребность в 4180 тыс. пар (снижение потребности на 40 тыс. пар), а в 2000–2004 гг. – 4090 тыс. пар (при условии сохранения уровня годового потребления одной покупательницей по данным 1993–1994 гг.).
Второй фактор – дальнейшее снижение общего уровня жизни, а следовательно, и покупательной способности. Что обязательно приведет к меньшему потреблению колготок в среднем на 1 покупательницу.
Так, при снижении среднего потребления колготок в каждой возрастной группе на 1 человека:
а) на 0,1 пары, в период 1995–1996 гг. среднегодовое потребление в г. Ростове-на-Дону снизится дополнительно на 35 тыс. пар;
б) на 0,5 пары, в период 1995–1996 гг. среднегодовое (общее) потребление снизится дополнительно на 226 тыс. пар, т.е. на 5% к периоду 1993– 1994 гг.
Влияние этих факторов может быть несколько сглажено за счет увеличения численности общей группы основных покупателей эластичных колготок, которое может происходить при увеличении числа вновь приезжающих в г. Ростов-на-Дону на постоянное жительство, однако данный фактор существенно не повлияет на деятельность АО «Колфа» при сохранении в неизменности других условий, влияющих на величину спроса.