Что делать с пассивным ребенком?

Родителям пассивных детей приходится решать двойную задачу. Они сталкиваются с теми же проблемами формирова­ния границ -- с безответственностью и нежеланием ребенка самомубыть хозяином своейжизни, — но им гораздо труднее вовлечь такого ребенка в процесс обучения. Вот несколько разновидностей детской пассивности:

• Медлительность. Ребенок откликается на вашу просьбу в самый последний момент. Когда вы уже ждете его в пальто, чтобы отвести в школу, он все еще доделывает уроки. Когда вы просите его помочь вам накрыть на стол, обычно энергичный и быстрый ре­бенок еле движется. У него уходит колоссальное ко­личество времени на то, что ему делать не хочется, и всего несколько минут на то, что хочется

• Игнорирование. Ребенок не выполняет ваши распоря­жения,делая вид, что не слышит вас,либо явно не обращая на васвнимания. Он продолжает занимать­ся своей игрушкой, читать книгу или думать очем-тосвоем

• Безынициативность и нежелание рисковать. Ребенок избегает всего нового: знакомства с новыми друзья­ми, посещения новой спортивной секции или нового кружка детского творчества. Он предпочитает оста­ваться в знакомой обстановке и заниматься привыч­ными делами

• Пребывание в мире грез. Ребенок скорее погружен в себя, чем в реальный мир. В своем внутреннем мире ребенок чувствует себя лучше и счастливее. Он погружается тудапри столкновении с малейшей про­блемой и при ощущении самого незначительного дис­комфорта

• Пассивное неповиновение. Ребенок не откликается на ваши просьбы, безучастно или угрюмо уставившись на вас и продолжая ничегоне делать. Совершенно очевидно, что онна вас сердит и пренебрегает ваши­ми указаниями,но хранит молчание

• Изоляция. Ребенок избегает общения с домашними, предпочитая оставаться в своей комнате. Ни в чем вам не противореча, не споря с вами и не вступая в открытую борьбу, он самоустраняется от происходя­щего вокруг и пытается пережить возникшую про­блему в одиночку

Пассивные дети — вовсе не плохие и не злые. Просто у них своеобразное отношение к жизни, мешающее им разви­вать в себе такие качества, как независимость, самооблада­ние и стремление стать хозяином своей судьбы. Не все свя­занные с пассивностью проблемы одинаковы по своей сути. Дети не проявляют активности по разным причинам. Ниже перечислены коренные причины, а также способы, с помо­щью которых вы сможете помочь своим пассивным детям развить в себе активность, необходимую для формирования границ личности.

Страх

Дети могут не отзываться или вяло реагировать на проис­ходящее вокруг из-за подсознательного страха или тревоги, парализующих их инициативность. Переполняющий душу страх заставляет детей занимать защитную или оборонитель­ную позицию, когда они оказываются в непростых житей­ских ситуациях.

• Близость. Некоторые дети боятся быть близкими и открытыми с другими людьми. Они стеснительны, замкнуты и скованны рядом со сверстниками. Стара­ются избегать ситуаций, в которых могут обратить на себя чье-либо внимание. Предпочитают никогда ни­чем не выделяться. И хотя некоторые дети по своей природе более застенчивы, чем другие, они все равно обязаны учиться строить отношения с окружающи­ми. Школа, церковь, занятия спортом, кружки и дру­гие виды деятельности должны стать обычной и же­ланной частью жизни ребенка. Не вмешивайтесь в отношения между ребенком и его приятелями, но постоянно будьте близки с ним, чтобы он мог делить­ся с вами всеми своими переживаниями

• Конфликт. Дети принимают активное участие в жиз­ни семьи, когда все хорошо, но становятся испуган­ными и пассивными, если кто-то начинает на них сердиться, если назревает конфликт. Их пугает чей-то гнев или возможность применения физической силы. Не обещайте детям, что они никогда в жизни не испытают боли. Но внушайте, что, насколько это зависит от вас, вы не допустите, чтобы кто-нибудь причинил им вред.

Разбирайтесь как в назревшем конфликте, так и в возникшей боли. Мой знакомый водил дочь на уроки карате. Первые несколько недель он был страшно обеспокоен тем, что в начале каждого заня­тия девочка постоянно плакала и цеплялась за него. Но он сказал ей: «Ты должна ходить сюда три месяца. У тебя нет другого выбора, даже если ты будешь пла­кать. А через три месяца ты сама решишь, стоит ли тебе продолжать заниматься дальше». Незадолго до окончания трехмесячного срока девочка получила соответствующий ее уровню разряд и решила продолжить занятия. Внушайте ребенку, что состояние внутреннего конфликта вполне естественно и что он обязательно с ним справится • Неудача. В наше время многие дети страдают от вну­тренних конфликтов, возникающих на почве их перфекционистских взглядов. Боясь сделать ошибку, они не позволяют себе проявлять инициативу, чтобы тем самым исключить вероятность неудачи. Таким образом они лишают себя возможности учиться на ошибках. Разбирайтесь в каждой конкретной неудаче и внушайте ребенку, что он нисколько не рискует по­терять вашу любовь к нему. Вы и сами можете совер­шить какую-то ошибку прямо на глазах у ребенка — и посмеяться над собой.

Одна моя знакомаясемья «добилась огромных успехов» в постоянном совершенииошибок. Бывая у них в гостях,мы никогда не слышим отних историй о каких-либо грандиозных достижениях. Наоборот, каждый из нихпросто и откровенно рассказывает о том, как в очереднойраз решил рискнуть на работе и потерпел неудачуили опростоволосилсяна глазах у приятелей. Их дети также охотно делятся своими промахами. Эти люди делают неудачи своими дру­зьями

Наши рекомендации